Поиск общего знаменателя

XIV Международные научные Кирилло-Мефодиевские чтения
Секция естественно-научных и богословских исследований
Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла                                                                Белорусского государственного университета

Минск,  22-23 мая 2008

Творение и эволюция: поиск общего знаменателя

Муравник Галина Леонидовна
Проректор Библейско-богословского института святого апостола Андрея

    Творение и эволюция. Эти понятия, как кажется, принадлежат к онтологически противоположным, несовместимым сферам. Творение – это сакральные, провиденциальные акты Бога, вследствие которых возник материальный мир. Следовательно, творение – это предмет веры. Эволюцией называют исторический процесс развития живой природы; это эмпирическое обобщение, которое лучше всего объясняет наблюдаемые явления. Таким образом, идея эволюции принадлежит к области научного познания. Можно ли говорить о  совместимости столь различающихся понятий, корректна ли в принципе подобная постановка вопроса?

Подробнее:

Биология - Богопознание

Конференция «Системный подход в духовном воспитании и развитии личности»
Москва, 3 июня 2000

Биология как один из путей Богопознания

Муравник Галина Леонидовна
преподаватель биологии Православной школы искусств

                                        
                                                                        "Сознавая беспредельность познаваемой нами природы,
                                                                        мы поймем, что она запечатлела Образ Своего Творца"
                                                                                                                                      Блез Паскаль

    В течение ряда лет я пытаюсь ответить сама себе на вопрос о том, способна ли наука, в частности – биология, служить делу христианского воспитания  и  формирования религиозного мировоззрения у учащихся. Можно сформулировать этот вопрос и таким образом: является ли современное биологическое естествознание одним из путей Богопознания? Способствует ли изучение тайн живой природы  этому сокровеннейшему из процессов – Богопознанию? А если да, то каким должно быть соотношение светского и религиозного в школьном курсе биологии? Эта проблема представляется мне весьма актуальной, особенно учитывая особенности современных мировоззренческих коллизий. Преподаватели биологии, работающие в православных школах,  хотят они того или нет, каждый раз, выходя на урок,  вынуждены  искать собственный ответ на вопрос о соотношении христианского вероучения и современного естествознания.

Подробнее:

Мы и они

Международная Конференция
«Научные и богословские эпистемологические парадигмы: историческая динамика и универсальные  основания»
Москва, 14-18 ноября 2007

Человек и  его филогенетические предшественники. Проблема демаркации

Галина Муравник,
генетик, проректор Библейско-богословского института св.апостола Андрея

   Когда в 1616 г. итальянский врач Луцилио Ванини осмелился утверждать, что человек – потомок обезьяны, участь его оказалась печальной. Через три года он был сожжён в Тулузе. Однако полтора столетия спустя эта гипотеза вновь была высказана авторитетным натуралистом XVIII в. Жоржем–Луи де Бюффоном. Бюффон первым из новоевропейских ученых имел возможность изучать шимпанзе, привезенного в Ботанический сад Парижа. Сделанный им вывод о том, что люди – потомки обезьян лег в основу симиальной, или обезьяньей (от лат. «simias», обозначающего один из видов обезьян) гипотезы антропогенеза. Воспринятая его современниками критически, симиальная гипотеза породила многовековую, острую дискуссию. Однако держать ответ перед всем миром за столь неприятного  «предка» пришлось Чарльзу Дарвину, несмотря на то, что ни в одной из своих работ он не утверждал, что люди – прямые потомки обезьян.

Подробнее:

Диалог

Институт Философии Российской Академии Наук
Международная конференция  «Наука и религия»
Круглый стол  “Современные биологические, экологические проблемы  и  религия”
Москва, 22-23 апреля 2001

Биологическое естествознание и религия: каким быть диалогу
Муравник Галина Леонидовна,
преподаватель биологии Московского лицея духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского;
биолог-методист Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

 
                                                                                      “Разум и опыт без знания мистического                                                                                                                                      лишены истины”
                                                                                                                                                   
                                                                                                                             Вл.Соловьев

    В последнее десятилетие все отчетливее ощущается, что уже сформировалась та, можно сказать, «критическая масса» совокупного знания, которая способна путем «цепной реакции» вызвать качественные изменения во взаимоотношениях естественных наук и богословия. В одном из докладов этой конференции прозвучал вопрос о том, чему отдать предпочтение, синтетическому или аналитическому подходу? Мне представляется, что остро необходим поиск согласия между наукой и богословием, причем нужен он им обоим.

Подробнее:

Биологическая эволюция

Международная конференция
«Космология, творение, эсхатология: научное и богословское осмысление предельных вопросов»
Москва, 8-12 ноября 2006 г.

Биологическая эволюция: интеллектуальный соблазн или
пространство Божественного Откровения?

Муравник Галина Леонидовна,
генетик, проректор Библейско-богословского института св.апостола Андрея

 
                                                             Посвящается памяти академика Леонида Ивановича Корочкина,
                                                             трагически погибшего  в августе 2006 года –
                                                             замечательного генетика и глубоко верующего христианина,
                                                             идеи и личность которого многие годы служили для меня
                                                             образцом гармонии веры и знания.

   Одной из задач христианской естественнонаучной апологетики сегодня является метафизическая интерпретация достижений современных наук о природе. Но возникает вопрос: способны ли эмпирические данные этих наук служить серьезными аргументами для богословия? В наш век науки этот вопрос для многих становится проблемой первостепенной важности. Неизбежен ли выбор: наука или Откровение, Дарвин или Моисей? Полагаю, что ни богословие, ни наука не могут игнорировать это вопрошание.

Подробнее:

joomla template 1.6