Духовно-нравственные аспекты преподавания экологии в школе

В последние годы всё острее ощущается интерес к предметам естественно-научного цикла в школьном образовании. Явление это далеко не случайное. На излёте ушедшего ХХ столетия стало предельно ясно, что человек гораздо более чем полагали раньше, зависит от природы. Не только качество жизни, но и само существование нашего вида всецело, тысячами невидимых, но прочных нитей связано с ней. Осознание этого выдвигает экологические проблемы в тот ряд проблем, которые являются не только приоритетными, но и требующими безотлагательного решения.

Многочисленные публикации об экологическом кризисе помогли увидеть всю серьёзность угрозы, с которой мы столкнулись не сегодня, но которая не становится от этого менее значимой. Однако попытки найти решение и вывести мир из состояния экологического кризиса надо признать неэффективными. В чём же причина? Мы давно приучили себя к мысли о могуществе человеческого разума, о мощи интеллекта, о силе науки и ее почти безграничных возможностях, начертав на своих научных знамёнах горделивый лозунг «Знание – сила». И вот столкнулись с проблемой, перед которой все усилия оказываются тщетны. Почему? Чтобы ответить, надо, прежде всего, понять, в чем коренится истинная причина экологического кризиса. Следует ли ее признать только техногенной? Увы, нет. И поиск выхода – не в «латании экологических дыр», порождённых развитием нашей цивилизации, но, прежде всего – в обретении неложного мировоззрения. Под неложным мировоззрением в данном случае следует понимать правильно выстроенную иерархию общечеловеческих ценностей, необходимую для осознания и обретения своего подлинного места в системе мироздания.

Если взглянуть в предлагаемом ракурсе на экологический кризис, то его корнем, сколь ни странно это прозвучит, надо признать тотальное безбожие мира, который мы долгие годы создавали для себя и в котором хотим комфортно, без лишних проблем жить. В таком случае выход – в возвращении к христианскому миросозерцанию и миропониманию, на основе которого и может быть построена правильная иерархия ценностей. Ее ступени таковы: «Человеческая личность, этнос, человечество, Земля, Вселенная и, наконец, Бог, образом и подобием Которого мы являемся. Это и есть лествица нашего возрождения»,- пишет игумен Иоанн Экономцев. Таким образом, новая экологическая парадигма, без создания которой не обойтись, должна быть построена на учении о Божественном домостроительстве – на икономии.

Этот взгляд на проблемы экологии ставит и новые задачи перед преподавателями естественно-научных дисциплин в школе. Константин Леонтьев весьма точно заметил, что «образование в ХХ веке – это процесс обогащения информацией при обнищании души». Не будем лукавить, этот педагогический грех и в самом деле присущ нашему образованию. «Накачивание» информацией, даже значительный избыток её, как это ни печально признавать, не способствует расширению творческих возможностей личности. Годы учёбы приводят к тому, что учащиеся становятся довольно информированными, но бездуховными существами.

Современное образование призвано в первую очередь изжить именно этот перекос. Поэтому одна из приоритетных его задач – воспитание в детях чувства долга за сохранность Земли, вручённой нам на попечение. При этом необходимо помнить, что первой заповедью, полученной нашими прародителями в Саду Эдемском, было «…возделывать и хранить» (Бытие, 2.15). Это поручение, данное Творцом человечеству на все времена, определяет стратегию и смысл нашего хозяйствования на Земле. Мы же поняли иначе: «…не можем ждать милости от природы»,- торопили самих себя; «…взять их у нее – наша задача!» А ведь «взять» в данном контексте означает «присвоить силой». И еще: «милость от природы», равно как жалость, сочувствие, сострадание, любовь к живому – все эти «чувства добрые» будто вышли из моды, исчезли из жизни нескольких поколений, изгладились из сознания. Человек сделался эксплуататором природы, бессовестным потребителем ее благ. На Земле хозяйствовал варварски, как временщик, не задумываясь даже о ближайших (где уж об отдаленных) последствиях. Плоды этой неуемной деятельности «творцов научно-технического прогресса» мы и пожинаем сейчас. И некого винить. Лишь самих себя – неразумных грешников, забывших Бога и Его заповедь.

Лишь осмыслив и поняв причину своих экологических прегрешений (читай – преступлений), можно уповать, что найдём выход из того страшного тупика, в который загнали себя сами. Итак, всем нам необходимо прежде осознать личную сопричастность тому экологическому неблагополучию, которое стало реальностью нашего времени. А осознав это (а может быть, принеся экологическое покаяние), можно учить тех, кому придётся врачевать раны, нанесенные Природе предшествующими поколениями.

Так как же всё-таки учить детей экологии? Сейчас существует большое разнообразие прекрасно изданных учебников, а также спектр различных программ по этой дисциплине. Однако при внимательном анализе надо признать, что все они, и учебники, и программы, ставят единственной педагогической задачей - дать конкретное знание, без которого, с этим, конечно, не поспоришь, невозможна никакая практическая деятельность в области экологии. Всё так. Но повторю ещё раз. Проблемы, собранные воедино под угрожающим названием «экологический кризис», - не только и не столько техногенные. Поэтому одного знания для их решения явно недостаточно. Отсюда простой и очевидный вывод: образование должно, прежде всего, способствовать духовному развитию личности ребенка. А это в свою очередь невозможно без формирования христианского взгляда на проблемы экологии, имеющие, как было сказано, глубокие духовные корни.

Когда начался экологический кризис? От какого события вести отсчет? Полагаю, что он начался тогда, когда наши прародители, нарушив Божью Волю, сорвали запретный плод с Древа Познания Добра и Зла. Когда они решили, что могут жить по своему разумению, поступать так, как им хочется, а не как повелел Господь. Последствия этого своеволия, имя которому – духовная катастрофа (или первородный грех), и привели, в конечном итоге, к катастрофе экологической. Грех своеволия так прочно пророс в нас, пустил столь крепкие и глубокие корни, что без основательной духовной «прополки» невозможно справиться с его последствиями. И экологический кризис – лишь одно из его зримых проявлений.

Следовательно, экология должна преподаваться совсем в ином ракурсе – включать в поле своего зрения комплекс духовно-нравственных проблем, которые породили глобальный экологический кризис.

* * *

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога: всё чрез Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь…» Этими потрясающими по глубине и ёмкости словами начинает евангелист Иоанн Богослов пролог своей Благой Вести (Иоанн, 1.1). Кажется, нет числа комментариям, написанным на этот краткий текст. Но почему вдруг вспомнились эти строки в размышлениях об экологии, что они дают для круга экологических проблем, обсуждаемых нами? Прежде всего, важнейшее понятие - Слово.

Слово. Кажется, какое дело экологии до данной лингвистической категории? Но именно на этом стыке наук мне видится то важное системообразующее ядро, которое может соединить воедино такие разные, доселе почти никак не связанные учебные дисциплины как словесность и экология, уроки здоровья и даже физической культуры. Слово (Логос) становится важнейшим инструментом не только познания, но и преображения действительности. И именно через Слово можно перебросить мостики между названными предметами, замкнув меж ними те системные связи, которые позволят не разрывать картину мироздания на кусочки, не фрагментировать её в сознании учащихся, но создать единый образ мира – творения Божьего. Таким образом, целостность видения невозможна, если мы заслоняем собой или отвергаем духовную реальность.

Люди издавна верили в силу Слова, которое может и убить, и исцелить. Рассказами об этом полны и жития святых, и Священное Писание. Достаточно вспомнить притчу о бесплодной смоковнице, проклятой Христом; исцеленных по Его Слову - отроковицу, слугу сотника, умершего Лазаря; или историю о том, как по слову апостолов замертво упали супруги, утаившие деньги. Итак, Слово имеет особый статус - оно есть реальная сила. Нам могут возразить – ведь речь идет о Слове Божьем. Да, но и человеческий глагол «жгущий сердца людей», таит в себе немалую мощь.

Можно сказать, что слово обретает «экологический статус». Отец Георгий Флоровский в работе «Пути русского богословия» писал: «Будущее есть не только нечто взыскуемое и чаемое, но и нечто творимое». И творцами этого чаемого будущего станут наши сегодняшние ученики. А учим и воспитываем мы прежде всего посредством слова. Через Храм Слова вводим наших чад в Храм Природы. Поэтому особое внимание не только на гуманитарных, но и на уроках естественно-научного цикла должно быть уделено владению языком. Речь идет не только об усвоении научной терминологии, но и шире – о воспитании культуры речи. До каждого учащегося необходимо донести мысль о величайшей ответственности за каждое произнесенное слово; о том, что от наших слов зависит не только наше собственное телесное, душевное и духовное здоровье, но также здоровье окружающих и даже экологическое здоровье всей Земли.

Наши предки издавна чувствовали, что непечатная брань оскверняет Землю, а «языческое срамословие» было осуждено Стоглавым Собором и царскими указами в разные годы. Дети с раннего возраста должны знать о недопустимости и вредоносности употребления не только ругательств, но и грубых, вульгарных выражений. Им надо помочь осознать, что физическое здоровье, невозможно без здоровья духовного (здесь может внести свою лепту учитель физической культуры). В этом проявляется целостность человека. Но духовное здоровье напрямую зависит от слова. Недаром апостол Павел призывал нас «молиться о том, чтобы в здоровом теле был и здоровый дух».

Каждый человек, хочет он того или нет, знает о том или не догадывается, тем не менее, творит свою словесную сферу – «семиосферу», как назвал её Ю.М.Лотман. Семиосферы всех людей, образуя семиосферу Земли, являются «опорной конструкцией» мира духовного. А духовный мир, для человека верующего, участвует в нашем бытии, в создании не только нашего настоящего, но и будущего. Поэтому-то оно не только «чаемое, но и творимое» (о. Георгий Флоровский) – творимое нашим словом, нашей мыслью и, конечно, и лишь после этого - нашим делом.

Вероятно, главный вывод стоит в том, что современной экологии, коль скоро она ставит себе целью найти такие алгоритмы сосуществования с природой, чтобы избегнуть глобальной катастрофы, не обойтись без того, что можно было бы назвать экологией Слова (или теоэкологией). Но наука эта должна быть «синтетической», включая в себя естественно-научные, гуманитарные и богословские дисциплины. Лишь эта «симфония» веры и знания способна поднять нас на тот уровень, с которого откроются иные горизонты видения экологических проблем, а также пути их решения. А тех, кто будет «возделывать и хранить» нашу Землю, по Слову Создателя, сегодня должны растить, учить и воспитывать все мы. И ни столетий, ни даже десятилетий в запасе у нас нет.

joomla template 1.6