Биологическая эволюция

XV Международные Рождественские образовательные чтения
Секция «Наука и христианство»
Москва, 31 января 2007

Биологическая эволюция: интеллектуальный соблазн или пространство Божественного Откровения?

Муравник Галина Леонидовна,
генетик, проректор Библейско-богословского института св. апостола Андрея

 Одной из задач христианской естественнонаучной апологетики сегодня является метафизическая интерпретация достижений современных наук о природе. Но возникает вопрос: способны ли эмпирические данные этих наук служить серьезными аргументами для богословия? В наш век науки этот вопрос для многих становится проблемой первостепенной важности. Неизбежен ли выбор: наука или Откровение, Дарвин или Моисей? Полагаю, что ни богословие, ни наука не могут игнорировать это вопрошание.

Подробнее:

Биология в православной школе

XIV  Международные Рождественские образовательные чтения
Секция «Наука и богословие»
Москва, 2006

Биология в православной школе: приоритеты, проблемы, решения

Муравник Галина Леонидовна,
преподаватель биологии Лицея духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского
                                                              
     В течение ряда лет я пытаюсь ответить сама себе на вопрос о том, способна ли наука, в частности – биология, служить делу христианского воспитания  и  формирования религиозного мировоззрения у учащихся. Можно сформулировать этот вопрос и таким образом: является ли современное  естествознание одним из путей Богопознания? Способствует ли изучение тайн живой природы  этому сокровеннейшему из процессов – Богопознанию? А если да, то каким должно быть соотношение светского и религиозного в школьном курсе биологии? Эта проблема представляется мне весьма актуальной,  учитывая особенности современных мировоззренческих коллизий. Преподаватели биологии, работающие в православных школах,  хотят они того или нет, каждый раз, выходя на урок,  вынуждены  искать собственный ответ на вопрос о соотношении христианского вероучения и современного естествознания.

Подробнее:

Религия и естествознание

XII Международные Рождественские образовательные чтения
Секция "Христианство и наука"

Муравник Галина Леонидовна
преподаватель биологии Лицея духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского

Религия и естествознание: трудный путь к диалогу

                                                                           “Разум и опыт без знания мистического лишены истины"
                                                                                                                                         Вл.Соловьев
 
   В последнее десятилетие все отчетливее ощущается, что уже сформировалась та, можно сказать, «критическая масса» совокупного знания, которая способна путем «цепной реакции» вызвать качественные изменения во взаимоотношениях естественных наук и богословия. Мне представляется, что остро необходим поиск согласия между наукой и богословием, причем нужен он им обоим.

Подробнее:

Анализ учебников по ОБЖ

XIII  Международные Рождественские образовательные чтения
Москва, 2005

Муравник Галина  Леонидовна,
преподаватель биологии, экологии и ОБЖ
Лицея духовной культуры во имя преподобного Серафима Саровского

Научно-богословский и методический анализ школьных учебников по ОБЖ

 В феврале 1994 года  Министерством Образования  РФ совместно с МЧС  России  была утверждена и рекомендована для преподавания программа нового школьного курса под названием  «Основы безопасности жизнедеятельности». Основная задача этого курса – научить школьников правильно вести себя в различных чрезвычайных ситуациях: экологических, техногенных, антропогенных катастрофах, во время террористических актов и т.д. Конечно, мы живем в неспокойное время,  в условиях, когда государство, фактически, не в состоянии ни предотвратить экстремальные ситуации, ни защитить попавших в них граждан, поэтому  «спасение утопающих» перекладывается на «самих утопающих». Спору нет, школьники должны уметь и оказать первую доврачебную помощь, и не растеряться на пожаре, и не поддаться панике во время захвата террористами… Всем этим, безусловно, чрезвычайно важным и полезным  навыкам  их и должны научить в рамках курса ОБЖ.

Подробнее:

Появление жизни на Земле

XI  Международные Рождественские образовательные чтения
Секция «Христианство и наука»
 
Муравник Галина Леонидовна
преподаватель биологии Лицея духовной культурыво имя преподобного Серафима Саровского,
руководитель секции преподавателей биологииправославных школ Москвы.

Проблема появления жизни на Земле в научном и богословском аспектах

 
    «Загадка жизни», «тайна жизни» – эти словосочетания можно встретить не только в популярной, но и в научной литературе. Жизнь существует на Земле около 3.8 млрд. лет, но уже натурфилософы древней Греции (Милетская школа, V век до Р.Х.) задавались вопросом о её происхождении.
   Средневековые учёные вели споры о том, может ли жизнь самозарождаться или нет. А если может, то как это трактовать, как проявление особой «жизненной силы», некоего «духовного начала» или как естественный природный процесс? Спор о том, существует абиогенез (зарождение живого из неживого) или нет, продолжался три столетия. Лишь знаменитые опыты Л.Пастера поставили твёрдую точку. В 1862 г. за эту работу Пастер получил специально учреждённую премию Парижской академии наук. Выбор между биогенезом и абиогенезом был сделан в пользу первого. Знаменитый афоризм учёного XVII века Франческо Реди  «Omnevivumexvivo» - «Всё живое от живого», обрёл экспериментальное подтверждение.
    Но остался вопрос: если живое не зарождается из неживой материи, то как возникло первое живое существо? Проблема происхождения жизни, хотим мы того или нет, выходит за рамки биологии – науки, породившей её. Проблема эта – не только научная, но и гносеологическая. Она неизбежно приводит нас к вопросу о границах познания.
   Но у этой проблемы есть ещё и богословский аспект, если принять точку зрения, что возникновение жизни на Земле – это одно из деяний Творца. Библейский рассказ об этом уникальном событии в первой главе Книги Бытия предельно краток. Бытописатель Моисей, по Воле Господа, оставляет нам право на свободный научный поиск, делая акцент лишь на одном: первоисточник жизни находится в Боге, Его Творящей Воле. Господь – автор чуда жизни. Конкретные  механизмы этого процесса остаются вне контекста Шестоднева, как бы до времени сокрытые в тени. Это – поле научного исследования.
     Попытаемся оценить сегодняшнее состояние проблемы происхождения жизни: что известно? в чём трудности? каковы перспективы?

Подробнее:

joomla template 1.6