Семинар для преподавателей православных школ-1

Материалы к семинару для преподавателей естественно-научных дисциплин в православных школах.

Семинар  проходил в Отделе религиозного образования и катехизации Московского патриархата по благословению председателя Отдела архимандрита Иоанна (Экономцева)

Руководитель семинара: биолог-методист Отдела религиозного образования и катехизации Муравник Галина Леонидовна

Узловые вопросы школьной программы по биологии, нуждающиеся в первоочередном осмыслении через призму христианского богословия

Наиболее сложными вопросами школьной программы являются следующие:

  • Вопрос творения мира  (обсуждается в начальной школе в курсе естествознания, а также в средней и старшей школе на уроках физики, астрономии, биологии);
  • Вопрос возникновения жизни (обсуждается в начальной школе, но глубоко изучается в 11 классе в курсе биологии);
  • Проблемы эволюции вселенной и эволюции живого (11 класс);
  • Проблема происхождения человека (может быть затронута в начальной школе, в 9 классе, но глубоко изучается в 11 классе);
  • Проблемы полов и полового воспитания, а также связанные с ними проблемы клонирования, фетальной терапии, искусственного прерывания беременности, суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения (могут возникать в начальной школе, но глубоко изучаются в 9 и 10 классах);
  • Проблема жизни вне нашей планеты (часто возникает в начальной школе, а также в 11 классе при изучении темы «происхождение жизни»);
  • Проблема вымирания динозавров, а также возможность их сосуществования вместе с людьми (эти вопросы возникают в начальной школе, а также в 8 классе при изучении рептилий в курсе зоологии);
  • В целом вопросы криптозоологии;
  • Проблема христианского отношения к животным, посмертие животных;
  • Проблема посмертного существования человека (возникает в 9 классе);
  • Проблема отношения к сновидениям (возникает в 9 классе).

            Конечно, этот перечень можно дополнить ещё целым рядом проблемных вопросов. Хотелось бы услышать о них от членов нашего семинара.
       По сути дела, каждая из перечисленных выше проблем является смежной, лежащей на стыке науки и богословия.

Что же требуется от преподавателя при их изучении на уроках:

  1. Глубокое знание научной стороны проблемы, владение последними научными достижениями в данной области;
  2. Богословская грамотность и способности спроецировать это знание на данную научную проблему с тем, чтобы дать её богословский анализ;
  3. Чувство меры при попытках богословской интерпретации, трезвый (не экзальтированный) взгляд на предмет дискуссии.

Чего не должен делать педагог, перед которым возникла та или иная сложная для интерпретации проблема:

  1. Отмалчиваться, мотивируя сложностью проблемы (или сложностью для данного возраста);
  2. Отмахиваться от неё, давая поверхностное, не удовлетворяющее ребёнка объяснение;
  3. Стараться увести проблему либо только в чисто научную область, либо в область чистого богословия (проще всего сказать: «Наука этого не знает. Так устроил Господь, потому что такова Его воля».)

   Не следует бояться широкого обсуждения с детьми дискуссионных вопросов современного естествознания, а также попыток их богословского анализа. С другой стороны, не следует уклоняться в другую крайность, стараясь представить дело так, как будто данная проблема полностью решена в науке, и вам известен точный ответ. Думается, незавершенность научного поиска нисколько не компрометирует науку, но, напротив, делает её ещё более интересной и притягятельной (ведь если всё известно, какой смысл заниматься научными исследованиями). Такие смежные вопросы должны изучаться путём проведения широких открытых дискуссий, где каждый должен иметь возможность сформулировать свою точку зрения, обосновать свою позицию.

Мой собственный педагогический опыт позволяет предложить следующий алгоритм изучения подобных вопросов (по крайней мере, в 8-11 классах):

  • изучение на уроках научной стороны проблемы;
  • формулирование нерешённых наукой аспектов данной проблемы;
  • определение вопросов для размышления и обсуждения в ходе дискуссии;
  • проведение дискуссии с заслушиванием докладов (желательно, чтобы были представлены разные точки зрения, разные научные школы);
  • подведение некоторых предварительных итогов, выяснение того, что можно принять как достаточно надёжные факты, а что требует дальнейших научных исследований, почему, как их можно было бы вести;
  • богословский анализ, попытка гармонизации научного знания и христианского богословия (при этом желательно опираться не только на святоотеческое наследие, но и использовать работы современных христианских богословов).

        При проведении  уроков в дискуссионной форме необходимо учить детей правилам ведения таких дискуссий, точнее – культуре дискуссии. Это подразумевает:

  • умение четко сформулировать свою позицию и обосновать её;
  • способность слушать и слышать иное мнение, иную точку зрения;
  • споры и критика оппонентов должны быть корректными и конструктивными, без навешивания ярлыков и огульного отрицания;
  • главная цель дискуссии – это не просто высказаться, продемонстрировать свои знания и красноречие, но поиск согласия, т.е. в конечном счёте - движение к истине.

    После удачно проведённой дискуссии у учащихся должна остаться какая-то ясность по поводу обсуждаемой проблемы. Часть вопросов при этом снимется, но обязательно должны родиться новые. Может быть это – самый важный результат, свидетельствующий о том, что педагогом  всё было организовано и проведено правильно. Такие уроки-дискуссии позволяют детям приобщиться к увлекательному научному поиску, дают возможность почувствовать «вкус» научной работы. Как знать, может быть с этого начнётся их серьёзный интерес к науке и путь в неё.
    Но здесь мне видится ещё одна проблема. Готовясь к дискуссии, дети выходят за рамки школьного учебника, они начинают читать различную литературу. Сейчас, как известно, можно приобрести литературу самого разного качества. К сожалению, отсутствие цензуры, против засилья которой ещё совсем недавно приходилось бороться, сыграло с нами злую шутку. Сегодня напечатать можно всё, что угодно (были бы финансовые возможности). Детям очень сложно сориентироваться в этом море книг, журналов, газет, телепрограмм, интернет-сайтов. Поэтому перед преподавателями встает новая особая задача, о которой не следует забывать – обучение детей культуре работы с научной и научно-популярной литературой. Дети должны знать, что не всякому печатному слову можно доверять, что информацию, особенно новую, носящую сенсационный характер, необходимо тщательно проверять по серьёзным научным источникам.
      И ещё. Дискуссии по таким узловым проблемам, какими являются происхождение вселенной, жизни, человека, биологическая эволюция и т.д., носящим явный междисциплинарный характер, можно  проводить вместе с преподавателями других предметов (физики, химии, астрономии, вероучительных дисциплин), т.е. использовать так называемые межпредметные связи. Думается, это открывает другие возможности, расширяет горизонт, делает диалог ещё более интересным. Если среди присутствующих есть те, кто практиковал эту форму работы, хотелось бы, чтобы они поделился своим опытом,  впечатлениями, итогами.
     В заключение хочется просить коллег сформулировать те проблемы, с которыми  вам приходится сталкиваться, и приемлемое решение которых вы пока не смогли найти.

joomla template 1.6