Семинар для преподавателей православных школ-2

Материалы к семинару для преподавателей естественно-научных дисциплин в православных школах

 Семинар проходил в Отделе религиозного образования и катехизации Московского патриархата по благословению председателя Отдела архимандрита Иоанна (Экономцева)

Руководитель семинара: биолог-методист Отдела религиозного образования и катехизации Муравник Галина Леонидовна

«Построение программы по ботанике (6-7 кл.) в свете  христианского миросозерцания»

   Предлагаемый мной вариант построения программ основывается на традиционной последовательности изучения учебного материала. Т.е. в 6 и 7 классах (до марта) изучается ботаника, конец 7 и 8 класс посвящены изучению зоологии, а 9 класс полностью отводится на изучение анатомии и физиологии человека. Поэтому ничего нового здесь мной не предлагается. В связи с этим, все те учебники, которые написаны в соответствии с данной последовательностью изучения биологии вполне подходят.
Однако преподавание биологии в православной  (или православно ориентированной школе) предполагает существенную коррекцию не столько  содержательной части программы, сколько её мировоззренческих основ.
   Мы уже много раз в ходе работы семинара говорили о том, что задача христианского естествознания – не просто дать учащимся необходимую сумму знаний (хотя это, без сомнения, очень важно, и пренебрегать этой стороной учебной деятельности нельзя). Но в то же время на нас лежит ещё одна, может быть, более ответственная задача – через преподавание основ наук вести ребёнка к Богу. Учебный материал становится иллюстрацией к мысли ап.Павла «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Римл.,1:20).  Таким образом, учебный материал должен быть для ребёнка дорогой, ведущей к Богу. Но для того, чтобы действительно стать этой, своего рода, «лествицей Иакова», необходимо принципиально другое мировоззренческое осмысление этого материала.
    Итак, курс ботаники. Он рассчитан на 2 часа в неделю, т.е получается примерно 60-62 часа в 6 классе и порядка 40 часов в 7 классе, т.е. всего около 100 учебных часов. Я использую такой подход: в 6 классе изучается растительная клетка, физиология растительного организма, а также морфология. В конце года мы знакомимся с бактериями, грибами и лишайниками (которые, хотя и не относятся к царству Растений, но изучаются именно в курсе ботаники). 7 класс полностью посвящён изучению систематики растительного царства (низшие растения и высшие растения).
   Вводная беседа в 6 классе может быть построена примерно таким образом:  живая природа в христианском миропонимании; растения - «остатки рая на Земле»;  Тайна третьего дня творения; растения с Евангельских притчах (о сеятеле, о горчичном зерне, о смоковнице, о виноградарях и т.д.); почему Христос так часто использовал в притчах образы растений.
    В 7 классе вводная беседа может быть примерно такой: многообразие видов – величайший дар Божий. Уникальность и необходимость каждого вида. Растения в жизни Церкви и христианина.
Изучение каждой учебной темы необходимо сопровождать небольшим и ненавязчивым богословским комментарием, найдя созвучие теме или в Священном Писании, или в Предании Церкви, или в житийной литературе. Ради чего это делается? Чтобы в детях рождалось и укреплялось чувство благоговения перед премудрым и прекрасным творением Божиим, каковым является мир растений. Отсюда рождается и желание сберечь, защитить эту красоту, дарованную всем нам Создателем. Благодаря этому могут быть заложены  основы для природоохранной деятельности.
    Говоря о классификации живых организмов, рассказывая о жизни и научной деятельности К.Линнея, следует особо подчеркнуть, что он не просто занимался наукой, но всю жизнь искал в природе порядок, установленный Творцом. Можно рассказать о той величайшей награде, которую он получил – его опыте Богоприсутствия, о котором он сделал запись: «Бог прошёл мимо меня…». Можно также, изучая бинарную номенклатуру, вывести этот урок  на разговор о сакральном смысле именования, о наречении Адамом имён как исполнении первого Божиего поручения.
    Заключение. В 6 классе может быть предложена такая учебная  беседа: Размышления о том, как мы должны «возделывать и хранить» сад земли, вручённый Создателем на наше попечение (я обычно после беседы прошу детей написать дома сочинение-размышление на эту тему);
     В 7 классе разговор продолжается и углубляется: Ещё раз о Божественной Заповеди «возделывать и хранить…»; рациональное природопользование и христианская этика. Каковы пути выхода из экологического кризиса? Ваши предложения с позиций христианского миропонимания.

«Построение программы по зоологии (7-8 кл.)  в свете  христианского миросозерцания»

   Курс зоологии, рассчитанный на 2 часа в неделю, изучается примерно 20—22 часа в 7 классе и 60-62 часа в 8 классе, т.е. всего порядка 80 часов.
   Вводная беседа может быть построена следующим образом: История появления животных в мире; «Да произведёт вода душу живую…» Животные в свете христианского миросозерцания. Святые Отцы об отношении к животным (св.Ефрем Сирин, св.Иоанн Кронштадтский). Из истории христианства: удивительные примеры дружбы святых подвижников и животных (Серафим Саровский и медведь, старец Герасим и лев и т.д.).
   Изучение зоологии по стандартной системе страдает, на мой взгляд, одним изъяном: непомерно большое внимание уделяется внутреннему строению того или иного представителя, и меньше – связям в мире природы, удивительным особенностям поведения животных. Изучение мёртвого, расчленённого тела у многих детей вызывает скуку или даже отвращение. В то время как знакомство с поведенческими особенностями вида всегда приносит радость, рождает любовь, желание узнать что-то ещё.  Таким образом, не отказываясь, конечно, от изучение строения и функций систем органов, надо всё-таки перенести акценты на другое.
    Заключительная беседа может быть построена так. Я обычно задаю вопрос: «Как вы думаете, могут ли животные нас, людей, носителей образа Божия, чему-то научить?» С этого начитается разговор, которой выходит на обсуждение непростых вопросов взаимоотношения человека и мира животных. Строится этот разговор на одной из книг Ветхого Завета – Книге Товита. История Товии, сына Товита, оказывается для нас во многом поучительна. Вывод можно подкрепить строками из  оды «Бог»  Г.Р.Державина:
«Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я  той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной».
    Т.е. человек поставлен между миром животных и миром ангелов (и книга Товита – свидетельствует о том же).  Следовательно он связан с миром животных тысячами невидимых, но прочных нитей.  Далее разговор идет о проблемах охраны природы, уникальности и необходимости сохранения каждого вида, который занимает свою экологическую нишу, т.е. можно сказать, исполняет послушание, полученное от Творца.  Опять возвращаемся к самой первой заповеди в Саду Эдемском  «…возделывать и хранить…». Таким образом, охрана природы – не просто необходимость, чтобы обеспечить свою жизнь, но и исполнение Воли Божией.

Сложные, дискуссионные вопросы курса «Зоология», на которые обязательно следует обратить внимание:

  • время возникновения (возраст) жизни;
  • вымирание динозавров; были ли они современниками людей; криптозоология;
  • есть ли у животных душа; посмертие животных;
  • животные чистые и нечистые (может ли христианин держать в доме собаку);
  • употребление животной пищи и убийство животных.
  • приматы и их отношение к происхождению человека.

        

joomla template 1.6