Семинар для преподавателей православных школ-3

Материалы к семинару для преподавателей естественно-научных дисциплин в православных школах

Семинар проходил в Отделе религиозного образования и катехизации Московского патриархата по благословению председателя Отдела архимандрита Иоанна (Экономцева)

Руководитель семинара: биолог-методист Отдела религиозного образования и катехизации Муравник Галина Леонидовна

Построение программы  курса  «Анатомия и физиология человека»  (9 класс) в свете идей христианской антропологии

        Главная идея – мысль апостола Павла о том, что человеческое тело – это Храм Святого духа (1 Кор., 6.19-20 и 1 Фес.,5.23). «Славлю тебя, потому что я дивно устроен»,- пишет псалмопевец Давид (Пс.138.14).
     «Цель анатомии – находить в строении человеческого тела мудрость Творца. Тело наше – Храм Святого Духа, поэтому необходимо знать его» - пишет проф. Фукс (1819 г.).
        История анатомии (и медицины) показательна в том отношении, что она свидетельствует, что у всех народов  с древности было священное, трепетное отношение к человеческому телу (из религиозных соображений). Поэтому вскрытие было запрещено (исключение – казненные преступники, которым отказывалось в погребении).
      Эту мысль – отношение к телу как к храму, надо постоянно  поддерживать в душах детей, подкреплять ее конкретными примерами по мере изучения строения и функций органов. Необходимо сохранить в них этот трепет при соприкосновении с тайнами человеческого тела, избежать банальности.
       Другая важная составляющая курса – вопросы оказания первой медицинской помощи. Здесь нужен очень серьезный разговор о любви к ближнему.  Притча о милосердном самарянине (Лука, 10.30-38) – ключ к началу такого разговора. Необходим ее внимательный разбор и выводы для нас, сегодняшних христиан. Так что же ждет от нас Христос? Что есть любовь к ближнему? Желание прийти на помощь, когда кто-то в ней нуждается. Но оказывать помощь надо грамотно, руководствуясь принципом Гиппократа «Не навреди!» Вот для этого и нужна нам анатомия как учебный предмет, даже если мы и не станем профессиональными врачами. Она нужна, чтобы мы могли исполнять волю Христову.
          Другие темы, которые особенно нуждаются в богословском осмыслении это:

  • проблема сохранения добрачного целомудрия юношами и девушками;
  • проблема взаимоотношения  полов  и, в частности, - проблема внебрачных половых связей;
  • проблема искусственного прерывания беременности;
  • проблема использования противозачаточных средств;
  • проблема клонирования человека и терапевтического клонирования;
  • проблема фетальной терапии;
  • проблема экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства;
  • проблема пересадки человеку донорских органов и, в частности, органов животных (свиней);
  • проблема смерти и посмертного бытия («жизнь после жизни»)

       Все эти и подобные им проблемы должны разбираться в контексте Социальной доктрины РПЦ, принятой на Архиерейском Соборе 2000 года.
        Вообще изучение строения и функционирования половой системы часто вызывает проблемы и у учителя, и у учеников. Многие дети стесняются на уроках обсуждать все это. В таком случае можно разделить класс и отдельно проводить занятия с мальчиками и с девочками (я именно так и поступаю).
        Большой интерес  и острая дискуссия возникает при знакомстве с темой «Сон и сновидения». Здесь также нужен анализ с точки зрения христианского богословия, поскольку многие дети склонны к попыткам толкования снов, читают сонники. Надо сразу расставить точки над i.
        И, наконец, проблема посмертия.  Необходимо завершить изучение телесного уровня не точкой, а многоточием. Мы веруем, что смерть тела – это еще не смерть целокупная. Дух человеческий ускользает от смерти, у него – свое посмертие. Об этом тоже надо рассказать, используя и учение о мытарствах, и свидетельства людей, усилиями реанимации возвращенных к жизни. Эти свидетельства производят обычно очень глубокое впечатление, многие дети говорят, что это сильно способствует укреплению их веры.
       Фактически, мы даем надежду, что наша земная жизнь – это только начало жизни вечной, жизни в Боге, это ответственная подготовка к той жизни. Этот заключительный урок чрезвычайно важен. Именно он позволяет надеяться, что наш курс есть не просто удовлетворение любопытства или получение определенной суммы знаний, но и путь к вере, ко Христу. Т.е. он должен быть выстроен христоцентрично.

 


      

joomla template 1.6