Творение и эволюция-часть 7

Альманах "Лазурь" N2, 1999

Галина Муравник

ТВОРЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
Часть 7. Библейское Откровение о приходе в мир человека

 

                                                                              
"О, разрешите мне загадку жизни,
                                                                Мучительно старинную загадку...
                                                                Скажите, что такое человек?"
                                                                                            Генрих Гейне

 
Приведенные строки великого немецкого поэта весьма показательны: они свидетельствуют о жгучем интересе человека к самому себе, к тайне своего появления в мире. В прошлой беседе мы познакомились с представле­ниями многих древних народов. Эти красочные, порой невероятные сказания о возникновении человека, конечно, не могут быть приняты в качестве на­учной гипотезы. Миф - это иная реальность. Однако человечество миновало период детства, а вместе с ним и мифологическое сознание ушло в прошлое. Но вопрос "кто я и откуда явился в этот мир?" остался как своеобразное наследие эпохи. Давайте познакомимся с попытками разгадать эту загадку, предпринятыми в последующие времена.

  В 13 веке до Рождества Христова человечество в лице немногочислен­ного еврейского народа получает принципиально новое знание, долгие годы передававшееся устно, но тем не менее бережно сохраненное в памяти поко­лений. Речь идет, как вы догадались, о Библии - так называют в христи­анской Церкви собрание большого числа книг (всего их около семидесяти), написанных избранниками божиими по откровению Духа Святого. Первые пять книг Библии носят название Пятикнижие Моисея, а первая из них называется Книгой Бытия. Вот в ней-то и рассказывается о происхождении вселенной, нашей планеты, а также всех ее обитателей, включая человека. Вы уже зна­ете, что рассказ этот, записанный в первой главе Книги Бытия, назван Святыми Отцами Церкви Шестодневом. Сам по себе Шестоднев - это очень не­большой по объему текст, однако он имеет столь важное значение, что ему посвящены многочисленные комментарии. Святые Отцы и Учителя Церкви, бо­гословы последующих эпох размышляли над этим великим Божественным Откро­вением.

 Если обратиться к оригиналу Библии, а она, как вы, вероятно, уже знаете, была написана на древнееврейском языке (по крайней мере, книги Ветхого Завета), то сложность ее прочтения заключается в том, что язык Откровения - это язык символический, иносказательный. Каждое его слово имеет особый смысл, не лежащий на поверхности, но требующий глубокого духовного прочтения и осознания. Святые Отцы не раз предупреждали об опасности буквального, "прямолинейного" понимания текста Шестоднева, приводящего к его искаженному, а в конечном счете, совершенно неверному восприятию. Вот что писал, к примеру, великий богослов IV века Иоанн Златоуст: "Кто станет слушать Священное Писание без рассуждения и все принимать буквально, тот может предположить много нелепого о Боге". И далее: "Поэтому-то и заповедано нам изучать Писание, что многое с перво­го взгляда показавшееся простым, заключат в себе глубокий смысл". Давай­те и мы, следуя поучению этого великого Отца Церкви, попробуем прочитать ту часть Шестоднева, в которой повествуется о сотворении человека, с должным вниманием и глубокими размышлениями.

 Прежде всего давайте подумаем, что же такое ТВОРЕНИЕ в контексте Библейского Откровения. Мы часто употребляем это слово, говоря о прек­расной картине: "Это - творение великого художника" или о чудесной музы­ке: "Это - творение великого композитора". Но что подразумевается под этим словом? И всякое ли произведение можно с полный правом назвать тво­рением? "Творение - это когда на свет является то, чего не существовало до этого"- скажут многие из вас. И будут совершенно правы. Да, творение - это появление чего-либо из небытия, призвание к бытию, это возникнове­ние того, чего ранее не было совсем, ни в каком виде. Однако на это мож­но возразить: но ведь замысел картины или музыкального произведения был в голове автора. Верно, и это очень важное дополнение. Был замысел, идея, т.е. нечто нематериальное. Но только творец способен это "немате­риальное", невидимое, неосязаемое воплотить в "материальное", сделать доступным восприятию, словом - дать жизнь.

 Но вернемся к проблеме творения человека. Как же Бог-Творец призы­вает его к бытию? Прежде всего надо остановиться на самом глаголе "тво­рить". В тексте Шестоднева деяния Господа передаются двумя близкими по смыслу словами: "бара" - сотворил и "аса" - создал. Казалось бы, есть ли разница в том, какой из глаголов употреблен, ведь они, как может понача­лу показаться, близки по смыслу, т.е. являются синонимами. Но в Священ­ном Писании, дорогие читатели, нет ничего случайного, все имеет сокро­венный смысл, поскольку книга эта - Богодухновенная, и даже за употреб­лением того или иного слова кроется тоже нечто чрезвычайно важное.

 Оказывается, глагол "бара" имеет значение "творить что-либо принци­пиально новое". Значит, при его употреблении идет речь именно о создании новой сущности, о сотворении чего-то, не существовавшего прежде. Следо­вательно "бара" отражает всегда результат Божественного действия.

 Что касается глагола "аса" - "создал", то он имеет другой смысловой оттенок, это - "создание чего-то из сотворенной основы". Он употребля­ется, если хотят сказать о создании из готового уже материала или об от­делывании сотворенного ранее.

 А теперь посмотрим, когда употребляются в тексте Шестоднева эти термины. Слово "бара" используется лишь трижды: при описании сотворения Богом материи, жизни и человека. И это - центральные моменты Божествен­ного творчества, когда появляются принципиально новые сущности. Это - величайшие акты бытия! Каждый из этих этапов глубоко изменил, даже, мож­но сказать, потряс мироздание. Господь не просто создавал что-то, Он - творил!

 Глагол "аса", напротив, употреблен в тех случаях, когда речь идет о создании чего-то из сотворенной ранее первоосновы. Например, Солнце и другие небесные тела не сотворяются, а именно создаются (из той первома­терии, которая сотворена ранее); многочисленные живые существа также создаются, после сотворения первой "души живой", и так далее.

 Можно сделать важный вывод: именно глагол "бара" отражает твор­ческое действие Бога, в результате которого и возникают: вначале - мате­рия (а из нее - вся вселенная), далее - жизнь и, наконец, человек. Сле­довательно глагол "бара" отражает (и скрывает) тайну Божественного твор­чества, тайну сотворения человека.

 Итак, мы видим, что творение человека, даже если судить только по тому глаголу, который употреблен бытописателем Моисеем, - это событие уникальное. На Земле появляется обитатель, которого не существовало ра­нее, чем-то принципиально отличающийся от остальных живых существ.

 Мы остановились пока лишь на одном слове, но и оно дало нам возмож­ность почувствовать неизмеримую глубину и сложность Библейского текста, невозможность и недопустимость его "простого" прочтения, как призывают некоторые авторы и как было принято в Средние века, когда величественная картина творения превратилась в нелепую карикатуру, в кривое зеркало. Не будем повторять ошибок и искать легких путей. Движение к Истине всегда многотрудно. Продолжим далее чтение Шестоднева.

 Что же сообщается в Книге Бытия о появлении человека? Прежде всего, мы узнаем, что человек создается в конце шестого "дня" творения: "И ска­зал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Наше­му"(Быт.,1.26). И далее:" И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.,1.27). Давайте попробуем проникнуть в сокровенный смысл этого повествования.

 Прежде всего, обращает на себя внимание слово "СОТВОРИМ". Нет при­зыва, как при сотворении жизни: "Да произведет вода"... Господь не пове­левает: "Да будет человек". Сразу ощущается, что человек творится иначе, не только Словом Творца, но и Его непосредственным действием. Псалмопе­вец Давид сказал так: "Руки Твои сотворили меня и устроили меня" (Пс.,118.73). Как понять эти слова? Иоанн Златоуст поясняет: "Руки Твои сотворили меня, т.е. Слово и Дух". Следовательно в творении человека участвуют все три ипостаси Святой Троицы: Отец, Сын и Дух Святой. Святые Отцы, комментируя это место, поясняли, что Лица Пресвятой Троицы как бы совещаются между Собою. В акте творения, его привычном ритме, наступает пауза - это совершенно особенный, таинственный, непостижимый момент, мо­мент Предвечного Совета. Ведь сотворяется тот, кто "есть предел совер­шенства для творения",- пишет современный богослов протоиерей Николай (Иванов).

 Обратим внимание еще на следующее важное обстоятельство. Человек, в отличие от всех других живых существ, творится как бы в два этапа. "И создал Господь Бог человека из праха земного" - это первый этап. "И вду­нул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.,2.7) - это этап второй. Что же происходит на каждом из них?

 Слово "человек" по-древнееврейски "adam". Но в данном случае - это не имя собственное, а нарицательное обозначение человека вообще. Из чего же создается этот первочеловек, "adam"? Из "праха земного",- отвечает Библия. Интересно, что слово "земля" звучит по-древнееврейски как "adamah". Но это не просто земля, слово "adamah" имеет следующие значе­ния: "обработанная, преобразованная, возделанная земля, или материя".

 Т.е. речь идет о какой-то неведомой субстанции, некоторым образом предварительно подготовленной. Она-то и названа словом "adamah". Однако сле­дует заметить, что в древнееврейском языке есть и другие слова-синонимы, имеющие тоже значение "земля" (правда с несколько иным смысловым оттен­ком). Но бытописатель Моисей использует именно слово "adamah". Почему? И что представляет собой эта "подготовленная, возделанная материя", из ко­торой творится физическое тело человека?

 Прежде всего, не следует забывать, что тело человека состоит не из каких-то особых, сугубо "человеческих" химических элементов, а из тех же самых, что и остальные природные тела (это водород, кислород, углерод и азот, а также все остальные элементы в незначительных количествах). И в этом смысле, человек, действительно, создан, как и сказано в шестодневе, из "праха земного". Но слово "земля" в данном рассказе явно употреблено в переносном смысле. Об этом напоминает нам друга книга Ветхого Завета - Книга Иова: "Вспомни, что Ты, как глину, обделывал меня" (Иов, 10.19). Значит, Господь вовсе не глину, в привычном понимании этого слова, использовал как материал для сотворения тела человека. Мы опять возвра­щаемся к другому значению слова "adama" - к таинственной "возделанной материи". Без сомнения, это очень непростой для понимания эпизод шестод­нева, если мы действительно хотим глубоко проникнуть в его смысл, а не скользить по поверхности.

 Послушаем, как комментируют Святые Отцы это сложное место Писания. Святой Феофан Затворник поясняет: "Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело. Было животное в образе человека с душею животною. Потом Бог вдунул в него Дух Свой, и из животного стал человек". А Святой Серафим Саровский говорил так: "До того, как Бог вду­нул в Адама душу, он был подобен животному". Святой Григорий Богослов комментирует: "Из сотворенного уже вещества взял тело, а от Себя вложил жизнь". Т.о. мы видим, что богословы сходятся на том, что человек, с од­ной стороны, принадлежит к миру природному, поскольку творится в шестой день, вместе с другими животными. Возможно поэтому в строении человека так много общего с остальными представителями класса Млекопитающих: строение скелета, сердца, легких и т.д. Именно по этой причине еще Карл Линней, знаменитый классификатор, отнес человека к классу Млекопитающих, отряду Приматов, основываясь на чисто морфологическом сходстве.

 Однако есть в человеке то, что отсутствует у животных. Видимо, по­нимая это, Линней поместил его в отдельное царство природы - Царство Че­ловека. Но что же это за особенность? Святые Отцы, толкуя Шестоднев, подчеркивают, что, кроме сотворения тела, был еще второй, не менее та­инственный, этап творения, который отсутствовал у всех других живых су­ществ, а именно: Бог "вдохнул в человека дыхание жизни". Только после этого таинственного действия Божия "прах земной" сделался носителем "ду­ши живой". Между животными, сотворенными в тот же 6-ой день, и появив­шимся человеком с этого уникального момента разверзается пропасть, кото­рая, как и всякая пропасть, может быть преодолена только одним прыжком.

 Но что же такое этот Дар Духа Божия, соделавший человека человеком? Дух человеческий - это его "я", это то, что определяет своеобразие его личности. Дары Духа - это свобода, разум, воля, способность любить, тво­рить, стремление к гармонии, словом все то, что не исчерпывается одними лишь потребностями его материального существования. Но именно это и от­личает человека от других живых существ - многочисленных обитателей на­шей планеты. Перечисленные качества - это дары из иного плана бытия. Дух не может быть разложен на простые, земные элементы, не может быть приоб­ретен в процессе эволюции или каком-либо другом естественном процессе. Он - иноприроден. Дух - это дыхание Творца, которое каждый из нас носит в своей груди. Но дух - это еще и то, что пойдет в вечность после смерти физического тела, поскольку смерть над ним не властна.

 Итак, тело первого человека Господь творит из некой "подготовленной материи". И этот первый этап очень важен, поскольку тело - это, по слову апостола Павла, "Храм Святого Духа". А храм должен быть прекрасным и со­вершенным, чтобы стать достойным вместилищем великого Божьего дара. Именно этот Дар Духа и делает человека существом, созданным по Образу и Подобию Божию. Творение человека Господь завершает особыми словами, ко­торых до этого Он не произносил: все созданное "хорошо весьма" (Быт.,1.3).

 Итак, что же, в сущности, сообщает нам Библейский рассказ? В нем утверждается важнейший факт - человек создан Богом. И следующее: тело человека творится из некой "подготовленной материи". Однако о способе тво­рения Библия ничего не говорит.  Это - поле научного поиска. Но Библия - не научный трактат. Это - Откровение Божие, данное людям на понятном для них во все времена языке.

 Можно ли сделать, на основании текста Шестоднева, какой-либо вывод относительно способа творения? Вероятно, в этом участвовали еще какие-то причины, но Библейский текст их не обсуждает и даже не упоминает. Как писал астроном Николай Коперник, "Библия говорит нам о том, как взойти на небо, но не о том, как устроено небо". Эту мысль в равной мере можно отнести и к тайне творения человека. Кроме того, каждый, принадлежащий к человеческому роду, должен помнить, что он создан, подобно всем осталь­ным живым существам, из обычных земных элементов, его физическое тело имеет не сверхъестественную, а материальную природу. Поэтому оно и может быть предметом для научного изучения,  о чем пойдет речь далее.  И пусть не  обижает  никого из нас родство с миром живой природы,  которая также является великим и прекрасным творением Божиим.  Христианское  учение  о человеке  в  лице  его величайшего богослова,  Святого Василия Великого, приходит к такому заключению: "Человек сотворен животным, получившим по­веление стать богом". Именно поэтому на человека возложена самая от­ветственная миссия: "Человек не только вершина, но и стрела, то есть то, что должно выйти из рамок мироздания и войти в вечность для единения с Творцом" (протоиерей Николай Иванов). Наверное, в этом - смысл прихода человечества в мир.

 Краткий анализ текста Шестоднева, проведенный нами, очевидно, помо­жет почувствовать внимательным читателям, насколько сложен для понимания этот короткий, даже конспективный Библейский рассказ. Но он не оставляет нам возможности думать, подобно христианам Средних веков, что Господь, как гончар или маг, взял кусок глины, слепил человечка, дунул на него, и человечек ожил. Такую карикатуру обычно рисуют атеисты, стараясь опоро­чить и "развенчать" христианство. Но Библейский рассказ о сотворении че­ловека не столь наивен и сказочен, как может показаться при его поверх­ностном прочтении.

 Христианская точка зрения на человека, конечно, не может допустить, что человек во всей своей полноте (т.е. его тело и Дух) мог произойти от животного, поскольку никакой механизм эволюции не способен дать начало Духу. Что же касается происхождения тела, то можно, наверное, предполо­жить, что оно есть результат телеологической эволюции(о ней мы говорили в прошлых беседах, см. "Лазурь" за 1998 г.), которую направлял Сам Господь к Одному Ему ведомой цели. Эта версия (именно версия, но не окончательная точка зрения) не вступает в противоречие с учением о чело­веке - христианской антропологией. Но если телом человек вышел из мира природы, названного в Библии "прахом земным", то все-таки главный, клю­чевой момент его становления как богоподобного существа - это соединение природы и Духа. И произошло это соединение при непостижимом для разума и научного исследования Божественном воздействии. Наука ничего не знает об этой Тайне. Однако научное познание имеет свои задачи и свои методы. О том, как шло развитие и становление научных теорий происхождения челове­ка, и будет наш дальнейший разговор.

 

joomla template 1.6