Ламарк

Ламарк:  шекспировская фигура в естествознании

                                                                    “Был старик застенчивый, как мальчик,
                                                                      Неуклюжий, робкий патриарх...
                                                                      Кто за честь природы фехтовальщик?
                                                                      Ну, конечно, пламенный Ламарк”.
                                                                      Осип Мандельштам, “Ламарк”
               
  Французский ученый, носивший непривычно длинное имя - Жан-Батист-Пьер-Антуан де Монэ Шевалье де Ламарк (1744-1829) - был одним из крупнейших представителей науки первой трети XIX века. Всё удивительно в этом человеке, и перипетии его жизни, и научная судьба. От природы Ламарк был весьма одарен и, кажется, рожден для славы, богатства, почета, признания. Однако его жизнь - это череда тяжелейших испытаний, потерь, а порой - и унижений. Вместо славы он испил чашу непонимания и осмеяния при жизни, а также многолетнее забвение после кончины. Но время все расставляет по своим местам. И Ламарк, этот беззаветный и преданный рыцарь науки, также занял в ее анналах подобающее ему высокое место.
    Чем же обессмертил Ламарк свое имя? Познакомимся поближе с этим удивительным человеком.

   Родом из семьи обедневших французских дворян, будучи 11-м ребенком в семье, Ламарк, по воле отца, должен был стать священником. Он был отдан в иезуитский колледж, однако “маленький аббат”, как его называли в семье, страстно мечтал о военной карьере. И такая возможность ему представилась. После смерти отца он отправился на войну добровольцем в действующую армию, где за храбрость быстро заслужил офицерский чин. Однако полученные ранения заставили его уже в 24 года выйти в отставку.
Отныне вся его дальнейшая жизнь будет навсегда связана с наукой. Ламарк поступил на медицинский факультет университета в Париже. Но врачом он не стал: увлечение ботаникой помешало врачебной карьере. Однако уже первый научный труд Ламарка “Флора Франции” со всей очевидностью показал: миру явился блестящий, многообещающий ученый.
    Долгие годы Ламарк успешно занимлся ботаникой, работая в Ботаническом саду Парижа. Хочется особо отметить, что во времена Великой французской революции Ламарк спас Ботанический сад от разграбления и уничтожения. Впоследствии Сад был реорганизован в Музей естественной истории, где 49-летнему ботанику предложили возглавить кафедру, но не ботаники, а “Естественной истории насекомых и червей”. Наверное, столь нелепое предложение принял бы не каждый ученый, ведь оно означало, что в столь солидном возрасте ему нужно перейти в лоно другой научной дисциплины, фактически начав все с нуля. Но преданность Ламарка науке и желание служить ей в любом качестве перевесили сомнения. Он возглавил новую кафедру и проработал на ней все последующие 36 лет жизни, достигнув блистательных высот.
    Ламарк с энтузиазмом бросился в неизведанную область естествознания. Он приводил в порядок имевшиеся коллекции, собирал новые, делал экспонаты, читал лекции. Однако накапливавшийся с годами огромный фактический материал нуждался в теоретическом обобщении. И Ламарк создал блестящую монографию “Естественная история беспозвоночных”. Этот фундаментальный семитомный труд показал, что Ламарк стал таким же авторитетным зоологом, как и ботаником.
    Однако главная работа его жизни, названная им “Философия зоологии”, была издана в 1809 году. Именно в ней были четко сформулированы и обоснованы взгляды Ламарка на сущность жизни, ее происхождение и развитие.
    На первый взгляд может показаться, что жизнь Ламарка не несет в себе ничего экстраординарного - обычная жизнь ученого. Однако история появления “Философии зоологии” - это история унижений и осмеяния Ламарка. Одни его коллеги никак не отреагировали на попытку обосновать механизм эволюции живого, другие, напротив, подвергли работу уничижительной критике.
    Казалось, весь ученый мир отвернулся от Ламарка. Но самый жестокий удар получил он от Наполеона. На одном из “смотров ученых”, которые тот любил проводить, Ламарк решил преподнести ему только что изданную “Философию зоологии”. Однако в присутствии всей научной элиты император заявил, что своими нелепыми сочинениями Ламарк бесчестит свою старость. По свидетельству очевидцев, старый ученый залился слезами. Увы, этот трагический эпизод - не легенда...
    Конец жизни Ламарка не просто печален - он драматичен. Ему приходилось много работать, чтобы свести концы с концами: Ламарк никогда не был богат, а к концу жизни он был просто беден. В довершение всего в 1818 году ученый полностью ослеп. Нищенская пенсия, полное забвение коллег и слепота в течение 11 лет, до самой смерти - вот его удел! Но даже в таких тяжелейших условиях он мужественно продолжал работать, спеша закончить свою последнюю книгу, главный труд и итог жизни – “Аналитическую систему положительных знаний человека”. Две его дочери, сменяя друг друга, писали под диктовку. Ужасающая нищета, в которой они оказались, заставила их продавать все, что было можно продать. Так навсегда были утрачены замечательные коллекции Ламарка, его гербарии, книги, личное имущество, рукописи, письма - словом все, что обычно бережно хранится потомками в память о великом человеке. После его смерти ( а умер он в больнице для бедных) не осталось ничего, даже могилы, земля под которую была оплачена лишь на пять лет. По истечении этого срока никто не внес новую плату, и прах великого ученого, как и останки других нищих, по существовавшим тогда во Франции законам, был выброшен в старые катакомбы под Парижем.
    Лишь в 1909 году, в столетнюю годовщину выхода в свет “Философии зоологии”, в Парижском Ботаническом саду, где много лет самоотверженно трудился Ламарк, и который он спас в бурные дни Французской революции, ему был поставлен памятник. Это барельеф, на котором изображен слепой Ламарк, а рядом - одна из его дочерей, которая произносит: “Потомство будет восхищаться вами. Оно отомстит за вас, мой отец!” (копию этого барельефа можно увидеть в Москве, в одном из залов Дарвиновского музея).
   Первая часть этой фразы оказалась поистине пророческой. Ламаркизм, спустя некоторое время, стал вполне авторитетным научным направлением, которое и сейчас имеет своих сторонников и вокруг которого до сих пор не утихают горячие споры.
    По своему мироощущению Ламарк, также как и Э.Дарвин, был деистом. Перенося центр тяжести на материю и присущие ей законы природы, он, тем не менее, отводил высокое место Богу - Творцу и Первопричине существования материи. Он писал: "Верховный Творец всего сущего непосредственно сотворил материю и природу и является лишь косвенно создателем всего того, что последняя могла произвести". Основываясь на этой позиции, Ламарк строит свою эволюционную теорию, наиболее полно изложенную им в “Философии зоологии”.
                                      
Эволюционные механизмы по версии  Ламарка


                                                                 «Ламарк, полный предчувствия истины
                                                                 и   захлебывающийся  от  отсутствия
                                                                 конкретных  подтверждающих  ее  фактов
                                                                 и материалов, - прежде всего законодатель...
                                                                 Он не столько доказывает, сколько
                                                                 декретирует  законы  природы»
                                                                                 Осип Мандельштам

    Каковы же факторы эволюции, согласно  представлениям Ламарка? Прежде всего надо сказать, что Ламарк последовательно развивает высказанную Шарлем Бонне идею о “Лестнице существ”. Но он рассматривает усложнение организации живого не просто как факт биологической истории, но прежде всего как результат эволюции. Какова причина усложнения? Ламарк формулирует положение о том, что в каждом живом организме присутствует изначальное, заложенное в него Творцом, стремление к прогрессу, самосовершенствованию. “Лестница” Ш.Бонне преобразуется в его построениях в градации (от лат. “gradatio” – постепенное повышение) – ступенчатое совершенствование организации живого в процессе эволюционного развития.
    Но какова причина градаций? Развивая  учение о градациях, Ламарк высказывает такую мысль: прогресс, т.е. развитие организмов от низшего к высшему, не зависит от внешних факторов (условий среды), поскольку всему живому изначально присуще стремление к совершенству, повышению уровня организации. Природа, по его мнению, могущественна, она обладает потребностью к саморазвитию, и реализует это свойство в полной мере. Это неотъемлемое свойство живого – особый дар Творца. Поэтому можно сделать первый вывод: эволюционное, прогрессивное развитие природы – процесс Богоданный. Таково убеждение Ламарка.
    Возникает другой вопрос: каков механизм совершенствования живого? Какова причина, "постоянно стремящаяся усложнить организацию живых тел"? Для этого, считает Ламарк, необходимо изменяться. И важнейшее значение в этом процессе имеют потребности организма, которые он считает основной движущей силой эволюции, провозглашая: "Все создано одними потребностями!".
Какова же причинная связь между потребностями живого и эволюционными изменениями видов? Ламарку она видится следующим образом:   
"Влияние внешних обстоятельств --- новые потребности --- действия --- повторные действия (привычки) --- результаты усиленного или ослабленного пользования тем или другим органом --- средства природы, направленные к сохранению и усовершенствованию всего ранее  приобретенного организацией".

   Можно видеть, что Ламарк большое значение придает так называемому “упражнению и неупражнению органа”. Это - первый закон Ламарка. Именно в результате упражнений появляются у организмов новые признаки – таково убеждение Ламарка. Например, как можно представить появление длинношеего животного - жирафа? Животные с обычной длиной шеи тянутся к веткам акаций, листьями которых они питаются. Если у животного в силу упражнений вытягивается шея, то оно может передать свой “замечательный” признак детям. Эти вынужденные длительные упражнения органов, в данном случае - шеи, приводят к еще большему удлинению ее. Обладатели длинных шей, спасшиеся таким образом от голодной смерти, передают этот признак потомкам. И так далее... В конечном счете появляются особи с такими длинными шеями, что позволяет им объедать те ветки, до которых не могут дотянуться животные, шея которых недостаточно удлинилась.
    Отсюда Ламарк выводит свой второй закон - закон наследования благоприобретенных признаков. Признаки, появившиеся в результате этих вынужденных упражнений (а причина этих упражнений – всесильный голод), как полагает Ламарк, передаются от родителей к детям и далее в последующих поколениях. Проблема наследования (или ненаследования) благоприобретенных признаков волновала не одного Ламарка.  Многие поколения ученых пытались ответить на этот интригующий вопрос. О том, что думает по этому поводу современная наука, вы узнаете в одном из следующих параграфов.
    Осип Мандельштам в статье «Вокруг натуралистов» остроумно заметил:  "У Ламарка басенные звери. Они приспосабливаются к условиям жизни по Лафонтену (известный французский баснописец XVII века).  Ноги цапли, шея утки и лебедя,  язык муравьеда, асимметричное и симметричное строение глаз у некоторых рыб.  Лафонтен, если хотите, подготовил учение Ламарка. Его умничающие, морализующие рассудительные звери были прекрасным живым материалом для эволюции." Действительно, в примерах Ламарка угадывается  “ярморочный  зверинец”.  Это же вероятно, почувствовали и его современники, не приняв всерьез  попытку  обосновать конкретный механизм эволюции.
   Итак, основное направление исторического развития живой природы для  Ламарка - это прогресс, т.е. развитие от простого к сложному, от низших форм к высшим и более совершенным (Учение о градациях). Начало живой природе, как он полагал,  дали “монады-невидимки” – самые простые из всех живых существ (еще более примитивные, чем “анималькусы” А.Левенгука). Но эти “невидимки” эволюционировали, положив  начало животному и растительному миру.
    Эволюционные воззрения Ламарка позволили ему создать классификацию, основанную на эволюционном родстве. Так весь животный мир Ламарк разделил на позвоночных и беспозвоночных; далее они были разбиты на 14 основных классов, а классы - на градации, в зависимости от уровня организации нервной системы. Но Ламарк не ограничился только классификацией существ. Он дал подробное систематическое описание всех градаций, и нарисовал таблицу, воссоздающую родственные связи между представителями градаций – едва ли не первое эволюционное древо.
    Однако, несмотря на успехи в построении классификации, Ламарк считал, что все систематические категории являются искусственными, поскольку в природе идет постоянная плавная эволюция, т.е. виды находятся в состоянии непрерывного изменения. Поэтому, хотя виды реально существуют,  границы между ними, с его точки зрения,  весьма условны и размыты. Отсюда Ламарк делает важный для него вывод: "Природа дает нам только особей, происходящих одни от других; что же касается видов, то их постоянство относительно, и неизменяемость их носит исключительно временный характер". По поводу родов он писал так: “Установление родов не имеет и не должно иметь никакой иной цели, кроме облегчения познания видов и их  естественных  отношений”. 
    Но отрицая реальность вида, Ламарк фактически не смог создать теорию видообразования. Все его внимание сосредоточилось на эволюции особи. Эта его позиция, по сути, есть биологическая иллюстрация принципа великого математика Лейбница, сформулированного им в виде афоризма: “Natura non facit saltum” (лат.) – “Природа не делает скачков”. Ламарк же при этом опирался на свой поистине огромный опыт систематика-ботаника и систематика-зоолога.
     Таким образом, представление о развитии как об абсолютно непрерывном процессе привело его к полному отрицанию всяких границ в природе. Поэтому главный персонаж его эволюционной теории - это особь, взятая в ее исторической перспективе. Нельзя сказать, что эти, несколько парадоксальные выводы ученого, снискали сочувствие и понимание его современников. Напротив, Ламарка не критиковал и не ругал только ленивый. Он жил под этим непрекращающимся градом насмешек и издевательств.
     Однако не только при жизни его теория подвергалась суровой критике. Ламарку досталось и после смерти. Например, Чарлз Дарвин отозвался о ней так: "Книга Ламарка "Философия зоологии" представляет собой сущий вздор... Ламарк повредил вопросу (т.е. эволюции) своим нелепым, хотя и умным трудом". Это - поистине безжалостный приговор, хотя сам Ч.Дарвин, в случае затруднений, многократно прибегал к идее, наиболее последовательно развитой именно Ламарком,  - об упражнении и неупражнении органов.
Каковы же основные положения теории эволюции Ламарка:

  • Весь живой мир находится в состоянии эволюции, т.е. организмы изменчивы;
  • Причина эволюции - изменение окружающей среды (климат, пища, почва, температура, свет, вода и т.д.);
  • Изменения среды создают новые потребности и новые признаки, которые наследственно  закрепляются;
  • Благопроибретенные признаки накапливаются в поколениях, образуя новые формы живых существ;                                                  
  • Виды и другие таксономические категории - условны;
  • Общая тенденция эволюционного развития - совершенствование организации - градация;
  • Движущая сила градации - изначальное, заложенное Творцом стремление природы  к прогрессу.

   Завершает “Философию зоологии” Ламарк такими многозначительными и, судя по всему, глубоко продуманными словами: "Одна Природа... существует неизменно, доколе ее бытие остается угодным ВЫШНЕМУ ТВОРЦУ. И мы должны смотреть на нее, как на нечто целое, созданное из частей для цели, ведомой одному Создателю..."
    Уже в XX веке известный российский ученый, автор собственной теории эволюции на основе закономерностей (она называется номогенез) Л.С.Берг скажет о Ламарке так: "Ламаркизм не дает ничего для объяснения эволюции, он только констатирует факт наличия целесообразности". Наверное, с этим выводом трудно не согласиться...

joomla template 1.6