Творение и эволюция-часть 5

Альманах «Лазурь» 1998, № 5

Галина Муравник

Творение и эволюция
Часть 5. Чарлз Дарвин: "знакомый незнакомец"

 В 1809 году вышла в свет работа Жана-Батиста Ламарка "Философия зо­ологии", в которой он, как вы узнали из прошлой беседы, изложил свое ви­дение эволюции, ее механизм, причины и движущие силы. Но по странному совпадению именно в этом же 1809 году в небольшом английском городке Шрусбери появился на свет человек, чье имя навсегда вошло в историю эво­люционной идеи: в семье врача Роберта Дарвина родился сын Чарлз Роберт Дарвин (1809-1882) - будущий известнейший эволюционист.

Подробнее:

Творение и эволюция-часть 4

Альманах «Лазурь» 1998, № 4

Галина Муравник

Творение и эволюция

 Часть 4. Второе рождение эволюционной идеи

    Следя за развитием эволюционной идеи в естествознании, мы остановились на том историческом моменте, когда, после периода полувекового забвения, эта идея буквально "возродилась из пепла", как легендарная Птица-Феникс. Любопы­тно проследить, как же это произошло.
    Вы, очевидно, уже поняли, что эволюционная идея в каком-то смысле старше самой науки. Она родилась в те далекие времена, когда наука еще не выделилась в самостоятельную область знания, а была, скорее, одним из разделов теологии. Однако уже с середины XVII века можно уверенно говорить о том, что эволюцион­ная идея, неуклонно развиваясь, оформляется в эволюционное учение, базирующе­еся на достаточно богатом фактическом материале. Но было бы большим преувели­чением утверждать, что идеи эволюции разделялись абсолютно всеми учеными мужа­ми того времени. Напротив, долгие годы богословская и научная мысль находились в плену у креационизма - идеи абсолютной неизменности видов с момента их сот­ворения. Даже Карл Линней, величайший ученый XVIII века, большую часть жизни придерживался таких  взглядов.  Однако и он на склоне лет вынужден был приз­нать, что виды все-таки способны изменяться во времени, т.е. эволюционировать, но лишь в рамках семейства.

Подробнее:

Творение и эволюция-часть 2

Альманах «Лазурь» 1998, № 2
Галина Муравник

ТВОРЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
 Часть 2. Развитие эволюционной идеи средневековыми мыслителями

    
Итак, продолжим наше путешествие по Реке Времени, следя за развити­ем эволюционной идеи. Следующая эпоха, на берег которой мы ступаем, именуется Средневековьем. Прежде всего давайте уясним, когда, собственно,оно начинается? Как утверждают историки, европейский мир вступает в этот период  после падения одной из самых могущественных  держав  -  Западной Римской империи, под ударами варваров, в результате чего на территории Европы образовался целый ряд небольших государств. Устояла лишь Восточ­но-Римская империя, больше известная под названием Византия. Именно она на долгие годы стала культурным, научным, духовным центром Европы, поскольку величайшие достижения античной мудрости в значительной степени погибли в ожесточенных войнах того периода. То немногое, что все-таки удалось уберечь от уничтожения и разграбления, хранилось и накапливалось в Византии.

Подробнее:

Творение и эволюция-часть 3

 Альманах «Лазурь» 1998, № 3

 Галина Муравник

Творение и эволюция

 Часть 3. Парадоксы развития эволюционной идеи в Новое Время

    Продолжим наше знакомство с историей развития эволюционной идеи. В прошлых беседах мы узнали о том, эта идея была впервые осмыслена и дарована человечеству великими натурфилософами Древней Греции, которые жили и творили в IV-III веках до Рождества Христова. В дальнейшем это научное наследие было воспринято богословами средних веков, которые "христиани­зировали" античную мудрость, придав ей новое звучание, развив на основе христианского вероучения. Т.о. идея эволюции - исторического творчества природы, продолжая свое существование, становится предметом для последующего научного осмысления и развития.

Подробнее:

Творение и эволюция-часть 1

Альманах «Лазурь» 1998, № 1

Галина Муравник                 

Творение и эволюция

   Заглавие данной статьи, вероятно, поначалу вызовет недоумение не­которых читателей. Казалось бы, творение и эволюция - понятия принципи­ально несовместимые. Творение - это идея о том, что все в мире есть ре­зультат действия Божия, все сотворено Им в том порядке, который описан в Священном Писании христиан - Библии,  точнее - в первой главе  Книги Бытия, названной Отцами Церкви Шестодневом.  Это название не случайно, поскольку картина творения разделена на шесть основных этапов, назван­ных в Библии словом "день".
   Что касается эволюции, то это, как определяет ее современная нау­ка, "необратимый процесс исторического изменения живого". Могут ли быть непротиворечиво совмещены оба этих понятия?  Это - непростой вопрос. И ответы на него даются самые разные,  порой диаметрально  противополож­ные.

Подробнее:

joomla template 1.6