Программа курса Биоэтика

Биоэтика

Программа курса для студентов православных ВУЗов

Программа рассчитана на 25 академических часов
Автор программы  Муравник Г.Л.

1. Истоки, предмет, актуальность и цели биоэтики
Биоэтика –  междисциплинарная область знания. Возникновение и место в системе естественнонаучного, этического и социального знания Научный статус и круг проблем биоэтики. Задачи биоэтики. Прикладной и мировоззренческий аспекты биоэтики.
История формирования биоэтики как самостоятельной дисциплины. От врачебной  этики Гиппократа, «врачебной морали христианства» к современной биоэтике.   Биомедицина и биоэтика.
Методы исследования в биоэтике.  Принципы биоэтики: «не навреди», «делай благо». Нравственный и гражданский закон. Антропоцентрическая и теоцентрическая этика.
Поиск христианского ответа на вызовы современной науки.


2. Биоэтика и генетическая инженерия
Информационные молекулы: история открытия, структура ДНК и РНК, их функционирование.   Основная догма молекулярной биологии,  ее современная интерпретация.  Генетический код, его структура. Общность кода у всего живого – основа манипуляций с генетическим материалом.
Генетическая инженерия – новая  технология. Открытие  рестриктаз и лигаз – основных генноинженерных «инструментов». Методы получения трансгенных организмов. Трансгенные организмы и возможные экологические последствия их внедрения.
Цели создания генетически модифицированных продуктов.  Использование ГМП, реальные и виртуальные опасности; распространение в мире; проблема мониторинга.  ГМП и здоровье человека.  Законодательство в области использования ГМП.
Достижения генетической инженерии и биотехнологии.  Морально-этические и религиозные проблемы, возникающие при использовании ГМП.


3. Биоэтика и медицинская генетика
Проект «Геном человека»: основные задачи,  результаты, перспективы, прикладное и теоретическое значение. Использование возможностей  современной генетики в прикладных областях: методики, достижения, проблемы, риски.
Генетическая диагностика и терапия. Современное медико-генетическое консультирование: задачи, методики, показания,  рекомендации. 
Пренатальная диагностика: сущность, методики, показания к применению, выводы.  Лечение или «улучшение породы» (евгеника)?
«Генетическая дактилоскопия» - новый метод идентификации личности.  Этические проблемы создания «генетического паспорта».
Определение границ вторжения медицинской генетики  в жизнь человека.  Этический и богословский аспект проблемы.


4. Современные медико-генетические технологии  
Современные медико-генетические репродуктивные технологии, их виды. Уровни и цели вмешательства. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО): методики (оплодотворение in vitro, искусственная инсеминация донорской спермой, перенос гамет и пр.), назначение, границы применения. Морально-этический и богословский  аспекты ЭКО.
Суррогатное материнство: цели, техника, распространение в мире. Морально-этический и юридический аспекты проблемы.
Богословский анализ проблем применения современных репродуктивных технологий


5. Святость человеческой жизни
Сексуальность и деторождение. Начало человеческой жизни. Основные этапы гаметогенеза и эмбриогенеза.
Технологии, купирующие репродуктивную функцию человека. Проблемы стерилизации. Стерилизация по медицинским показаниям. Основные методы контрацепции. Виды контрацепции.  Проблемы использования контрацептивов.
Искусственное прерывание беременности. История аборта. Современная статистика. Формы аборта (терапевтический, евгенический, социальный,  спонтанный,  аборт на «малых сроках»). Скрытые формы аборта. 
Аборт  как попытка решения  проблем демографии. Программа  РАПС («Планирование семьи»):  декларируемые цели,  реальные действия и возможные последствия.
Супружество и деторождение.  Этика ответственности супругов.
Этическая и онтологическая ценность зародыша (эмбриона). Правовой статус эмбриона. Эмбрион  и его право на жизнь. Перспективы принятия  закона  о защите прав эмбриона.
Отношение к искусственному прерыванию беременности в христианстве и других мировых религиях.
Этический и богословский анализ проблем регуляции деторождения.


6. Клонирование: pro et contra
История, методика, цели и задачи клонирования живых организмов.  Работы Я.Вилмута по клонированию млекопитающих. Клонирование овцы Долли: методика, результат, последствия, выводы. Картотека клонированных животных. Проблемы, порожденные техникой клонирования. Общественный интерес и дискуссии вокруг возможностей клонирования.  Перспективы клонирования.
Терапевтическое клонирование: методика, назначение, цели. Получение и перспективы использования  стволовых клеток.
Клонирование человека: технология, назначение, перспективы, прогнозы. Законодательство в области клонирования.
Этические и юридические аспекты клонирования человека.
Богословский коменнтарий проблем, связанных с клонированием человека.


7. Эвтаназия
Последняя болезнь и смерть в эпоху новых возможностей медицины. Эвтаназия, ее формы (активная и пассивная). Юридический и этический аспекты проблемы. Инструментальное поддержание вегетативной жизни неизлечимых больных. Анализ аргументов «за»  и «против». Паллиативная помощь (хосписы).
Христианский взгляд на проблемы последней болезни и смерти.
Проблема увеличения продолжительности жизни и потенциального биологического бессмертия. Работы В.Скулачева по исследованию механизмов апоптоза («программированной смерти»). Открытие теломераз и новые перспективы ан увеличение продолжительности жизни.
Искушение бессмертием. Богословский анализ проблемы преодоления  смерти.


8. Трансплантология
Задачи, достижения и проблемы трансплантологии. Клеточная, тканевая и органная трансплантология. Потребность в донорских органах и источники их получения.   Современное законодательство о донорских органах. Морально-этические проблемы забора органов от живых организмов и от трупов. Ксенотрансплантология. Использование искусственных органов и тканей.
Фетальная терапия. Этические проблемы использования абортивных клеток и  тканей в медицинских, косметических  и иных целях.
Трансплантология как новая форма бизнеса «на крови». Общественная дискуссия о допустимости/ недопустимости использования фетусов.
Богословский анализ проблем трансплантологии.


9. Эксперименты на животных и человеке
Животные как экспериментальный объект. Цели, формы использования,  оправданность использования. Гуманное отношение к лабораторным животным и методам их умерщвления. Морально-этические проблемы, связанные с исследованиями и экспериментами на животных.
Человек как экспериментальный объект. Принципы экспериментирования на человеке: добровольность, доступность информации о степени риска и последствиях; юридические гарантии. Границы применимости.
«Нюрнбергский кодекс», «Хельсинкская декларация, конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине», другие международно-правовые документы, регламентирующие эксперименты на человеке.
Этический и богословский анализ проблем экспериментирования на живых организмах.


10. Заключение
Благоговение перед жизнью.  Неприкосновенность и ценность человеческой личности от зачатия до перехода  в жизнь вечную.
Христианский ответ на вызовы (искушения)  современной науки.
Формы итогового контроля:
Итоговой формой контроля  является  устный экзамен. В каждый  экзаменационный билет входит два теоретических вопроса и одна биоэтическая задача.


Вопросы к экзамену
•    Причины выделения биоэтики в самостоятельную дисциплину. Междисциплинарный характер биоэтики.
•    Актуальность биоэтики, ее цели и задачи. Принципы биоэтики. Теоцентрическая  и антропоцентрическая этика.
•    Генетическая инженерия, ее  назначение.  Проблемы, перспективы и риски  использования  ГМП.
•    Современное медико-генетическое консультирование: задачи, методики,  показания,  рекомендации. 
•    Пренатальная диагностика: сущность, методики, показания к применению. Этический и богословский анализ.
•    Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО): цель, методика, границы применения. Морально-этический и богословский аспекты.
•    Суррогатное материнство: цели, методика, морально-этический и юридический аспекты проблемы.
•    Технологии, купирующие репродуктивную функцию человека. Морально-этический и богословский анализ проблемы их применения.
•    Искусственное прерывание беременности. Формы и назначение аборта. Морально-этический и богословский анализ проблемы прерывания беременности.
•    Аборт  и   проблемы демографии. Программа «Планирование семьи». Законодательство в области прерывания беременности. Морально-этический аспект проблемы.
•    История, технология, цели и задачи клонирования живых организмов. 
•    Клонирование человека. Технология, назначение. Общественная дискуссия о допустимости  клонирования  человека. Морально-этический и богословский анализ.
•    Эвтаназия, ее формы. Юридический аспект проблемы добровольного ухода из жизни. Этический и богословский анализ.
•    Задачи, достижения и проблемы трансплантологии. Морально-этические  и юридические проблемы забора органов.
•    Животные и человек в качестве  экспериментальных объектов. Цели  использования. Морально-этический и богословский аспекты проблемы экспериментирования на живых организмах.
•    Проект «Геном человека»: цели,  перспективы. Имеем ли мы право вторгаться  в «святая святых»?

Биоэтические задачи


         1.СИТУАЦИЯ:
В семье трое несовершеннолетних детей. Один из них – инвалид детства. Отец детей болен  рассеянным склерозом (прогноз болезни – неблагоприятный). Мать – домохозяйка, не имеющая профессии. Она узнает, что беременна. Срок беременности 2 недели. По совету врача-гинеколога она собирается сделать «коррекцию менструального цикла» (мини-аборт).
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте сложившуюся ситуацию, предложите свое решение и мотивируйте его. Ваш совет должен соответствовать действующим в России юридическим нормам, опираться на принципы биоэтики и христианское учение о человеке.
         2.СИТУАЦИЯ:
Бездетная пара хочет иметь ребенка. Однако все попытки сохранить беременность заканчивались выкидышами на ранних стадиях (до 20 недель). Супруги  решили воспользоваться услугами  «суррогатной матери». Их предложение приняла одноклассница мужа, находящаяся в трудном финансовом положении. Ей 29 лет, она имеет здорового ребенка 5 лет, разведена. Состояние ее здоровья позволяет ей быть «суррогатной матерью».
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте сложившуюся ситуацию, предложите свое решение и мотивируйте его. Ваш совет должен соответствовать действующим в России юридическим нормам, опираться на принципы биоэтики и христианское учение о человеке.
         3.СИТУАЦИЯ:
В медико-генетическую консультацию обратились родители ребенка-инвалида. У него - врожденная аномалия развития, значительно снижающая продолжительность жизни. Проведенный генетический анализ показал, что оба супруга являются носителями рецессивного гена, вызывающего эту аномалию. Супруги хотят еще иметь детей.
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте сложившуюся ситуацию, сделайте генетический анализ, предложите свое решение и мотивируйте его. Ваш совет должен соответствовать действующим в России юридическим нормам, опираться на принципы биоэтики и христианское учение о человеке.
         4.СИТУАЦИЯ:
Мужчина 68 лет болен раком легкого IV стадии (не операбельный). Обследование также показало наличие множественных метастазов в разных органах. Он испытывает постоянные сильные боли, прекращающиеся на 1-2 часа лишь после введения сильнодействующего наркотического препарата. За ним ухаживает дочь-инвалид, которая одна растит маленького ребенка.
Больной просит дочь прекратить его тяжелые и бессмысленные страдания и дать возможность уйти из жизни путем  эвтаназии.
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте сложившуюся ситуацию и  дайте совет : а) больному,
б) его дочери.  Ваш совет должен соответствовать действующим в России юридическим нормам, опираться на принципы биоэтики и христианское учение о человеке.
         5.СИТУАЦИЯ:
Мужчина 62 лет болен синдромом Альцгеймера (прогноз крайне неблагоприятный). Никакие существующие традиционные методы лечения  ему не помогают. Жене больного стало известно, что его можно вылечить, сделав трансплантацию эмбриональных стволовых клеток. Однако для их получения необходимо взять эмбрион на поздней стадии развития и выделить клетки для пересадки. Эмбрион при этом погибнет. Жена  готова использовать этот шанс, чтобы сохранить  мужу  жизнь.
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте сложившуюся ситуацию, предложите свое решение и мотивируйте его. Ваш совет должен соответствовать действующим в России юридическим нормам, опираться на принципы биоэтики и христианское учение о человеке.
         6.СИТУАЦИЯ:
Женщина 29 лет перенесла три обширных инфаркта. Согласно заключению кардиологов, ей необходима срочная операция по пересадке сердца. Однако состояние ее таково, что она может не дождаться подходящего донорского органа.  Ей предложено пересадить сердце свиньи особой породы, специально выведенной для ксенотрансплантации. В геном этих свиней введены гены иммуноглобулинов человека,  что снижает риск иммунного конфликта.
Женщина никак не может решиться на операцию. Однако это – ее единственный шанс на жизнь.
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте сложившуюся ситуацию, предложите свое решение и мотивируйте его. Ваш совет должен соответствовать действующим в России юридическим нормам, опираться на принципы биоэтики и христианское учение о человеке.
         7. СИТУАЦИЯ:
Супружеская пара (жене 47 лет, мужу – 54) несколько  лет назад потеряла единственную двухлетнюю дочь, которая умерла в результате врачебной ошибки.  Больше иметь детей в силу возраста жены они  не могут -  все попытки забеременеть оказались безрезультатны. Однако в гемобанке клиники, где умерла их дочь, остались клетки ее крови, которые могут быть использованы для клонирования. Супруги готовы воспользоваться этой возможностью, чтобы «воскресить» умершую дочь. Для этого они собираются уехать в страну, где закон не запрещает клонирование человека.
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте сложившуюся ситуацию, предложите свое решение и мотивируйте его. Ваш совет должен соответствовать действующим  юридическим нормам, опираться на принципы биоэтики и христианское учение о человеке.
         8. СИТУАЦИЯ:
В результате тяжелой травмы, полученной в автомобильной катастрофе, юноша 23 лет впал в глубокую кому.  В течение последующих 12 лет он находился в следующем состоянии: полный паралич  мышц, отсутствие сознания, необходимость искусственной вентиляции легких, питание через катетер, периодическое подключение к аппарату искусственной почки и искусственному сердцу. Головной мозг из-за длительной гипоксии также значительно пострадал. Уход за ним все эти годы осуществляла мать. Однако она умерла, а дальние родственники не имеют возможности ни ухаживать за ним, ни оплачивать услуги постоянной сиделки. Решается вопрос о пассивной эвтаназии - отключении его от всех систем поддержания жизнедеятельности
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте сложившуюся ситуацию, предложите свое решение и мотивируйте его. Ваш совет должен соответствовать действующим в России юридическим нормам, опираться на принципы биоэтики и христианское учение о человеке.
         9. СИТУАЦИЯ:
В медико-генетическую консультацию обратилась супружеская пара.       В их семьях в каждом поколении рождались незрячие дети.  Генеалогический  анализ показал, что муж и жена – двоюродные брат и сестра и  вероятность     рождения незрячего ребенка равна 75 %. Однако при использовании технологии  ЭКО,  на ранней стадии эмбриогенеза (до имплантации в матку) может быть  отобран  эмбрион, не  несущий ген слепоты. Однако остальные эмбрионы при этом   будут уничтожены.
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте сложившуюся ситуацию, сделайте генетический анализ, предложите свое решение и мотивируйте его. Ваш совет должен соответствовать действующим в России юридическим нормам, опираться на принципы биоэтики и христианское учение о человеке.
          10. СИТУАЦИЯ:
Женщина во втором триместре беременности узнает, что она ВИЧ+. Заражение произошло от мужа, который несколько лет назад употреблял наркотики, но не знал о том, что он инфицирован. Когда его диагноз стал известен, он потерял работу. Вскоре у него появились симптомы СПИДа. На лечение нужны значительные средства. Муж настаивает на прерывании беременности.
 ЗАДАНИЕ:
 Проанализируйте сложившуюся ситуацию, дайте рекомендации этой супружеской паре. Они должны опираться на законодательство РФ. Дайте этическую и богословскую трактовку сложившейся ситуации.

Литература

1.    Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. Учебник. – М., ББИ, 2002.
2.    Авдеев Д.А. На нервной почве… Врачевание души: истинное и ложное. – М., 2001.Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Отв. Редактор Б.Г. Юдин.  -  М., 1998.
3.    Баев А.А. «Геном человека»: некоторые этико-правовые проблемы настоящего и будущего.// Человек, 1995, № 2, с. 9.
4.    И. Барбур. Этика в век технологии.  – М., ББИ, 2001.Биоэтика: вопросы и ответы. -  М., 2005.
5.    Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского.  – М.,  1997.
6.    Введение в биоэтику. Учебное пособие под ред. Б.Г. Юдина. – М., 1998.
7.    Биоэтика: проблемы и перспективы. Под ред. А.П. Огурцова. – М., 1992
8.    Голубовский М.Д.  Неканонические наследственные  изменения. //Природа, 2001, № 8-9.
9.    Гусейнов А.А. Введение в этику.  – М.,  1985.
10.  Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти.  – М., 1990.
11.  Коллинз Френсис. Доказательства Бога. Аргументы ученого. –  М., 2009.
12.  Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991.
13.  Лексикон. Дискуссионные темы и неоднозначные термины в сфере семьи, жизни и этики — М., Издательство Францисканцев, 2009.
14.  Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве.  – М., 1995.
15.  Медицина и права человека.  – М., 1992.
16.  Митр. Антоний (Блюм). Жизнь. Болезнь. Смерть.  – М.,  1995.
17.  Ньюзнер Джекоб. Смерть и жизнь после смерти в мировых  религиях.  – М., ББИ, 2003.
18.  Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы.  – М.,  1997.
19.  Силуянова И.В. Искушение клонированием.  – М.,  1998.
20.  Силуянова И.В. Этика врачевания. Современная медицина и православие.   – М.,  2001.
21.  Тищенко П.Д.  Био-власть в эпоху биотехнологий. -  М., 2001.
22.  Тищенко П.Д.  Философские аспекты международного проекта «геном    человека». Материалы научной конференции «Высокие технологии и современная цивилизация. – М.,  1998.
23.  Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет.  – М.,  1998.
24.  Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека». Международные документы и аналитические материалы. Отв. Ред. Б.Г. Юдин.  – М.,  1998.
25.  Этическая экспертиза  биомедицинских исследований. Под ред Ю.Б.  Белоусова. -  М., 2005.
26.  Этические и правовые проблемы клинических испытаний и  экспериментов на человеке и животных.  – М., 1994.
27.   Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика). - М., 2006.

Дополнительная литература

1.    Булгаков С.Н. Софиология смерти.  «Тихие думы»  – М.,  1996.
2.    Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных материалов.  – М.,  1996.
3.    Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. – Киев, 1996.
4.    Гиппократ. Избранные книги.  – М.,  1994.
5.    Иоанн Павел II. Энциклика Evangelium Vitae. –  Ватикан,  1995.
6.    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М.,   13-16 августа 2000 года.
7.    Павел IV. Энциклика Humanae Vitae.  –  Ватикан,    1970.
8.    Папский Совет по пастырской работе среди медицинских работников. Хартия медицинских работников. –  Ватикан,  1996.

Законы и нормативные  акты

1.    Закон РФ «О временном запрете на клонирование человека в РФ» от 20 мая 2002 года.
2.    Закон РФ «О трансплантации органов и  (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 года.
3.    Приказ Минздрава РФ «Об утверждении правил клиничекой практики в РФ» от 19 июля 2003 (№ 266).
4.    Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан РФ. Под ред. Ю.Д. Сергеева.  – М.,  1995.
5.    Документы, принятые  ЮНЕСКО:
          •    Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (19.10.2005)   
          •    Международная декларация о генетических данных человека (принята 17.10.2003)
          •    Доклад МКБ о перспективе выработки Универсального нормативного документа по биоэтике (13.06.2003, Англ.)
          •    Программа ЮНЕСКО по биоэтике: приоритеты и перспективы (17.10.2001)
          •    Резолюция ЮНЕСКО: Биоэтика и права ребенка. Монакская декларация  (18.07.2001)
          •    Резолюция ЮНЕСКО: Осуществление всеобщей декларации о геноме  человека  и правах человека (17.11.1999)
          •    Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (принята  11.11.1997)
6.    Документы,  принятые Генеральной Ассамблеей ООН:
          •    Декларация о клонировании человека (8.03.2005)
          •    Резолюция ЭКОСОС: Генетическая конфиденциальность и недискриминация   (принята 21.07.04)
          •    Резолюция Комиссии по правам человека ЭКОСОС: Права человека и биоэтика  (принята 25.04.03)
          •    Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах  мира и на благо человечества (10.11.1975)
 
Интернет-ресурсы

http://www.biomedcentral.com/bmcmedethics
http://www.scidev.net/dossiers/index.cfm?fuseaction=dossierItem&dossier=5
http://www.cordis.lu/science-society
http://www.cordis.lu/rtd2002/science-society/ethics.htm
www.uic.edu/sph/glakes/global/conferences/sofia2003
http://www.uic.edu/sph/glakes/global/conferences/sofia2003/index.htm



joomla template 1.6