Программа "Богословие эволюционной биологии"

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Программа курса
Концепции происхождения жизни и человека (Богословие эволюционной биологии)

Учебно-методический комплекс
Специальность 033400 Теология

Цикл дисциплин учебного плана:  ЕН
Компонент учебного плана: федеральный

Формы обучения:  очная, очно-заочная (вечерняя), заочная

Москва
2012

Автор: Муравник Г.Л., преподаватель.

Авторский учебно-методический комплекс составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности__033400__Теология. 

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Государственные требования к минимуму содержания дисциплины
2.    Введение
3.    Объем дисциплины и виды учебной работы
4.    Тематический план
5.    Программа  курса
6.    Литература
7.    Формы контроля
8.    Темы для написания письменных работ, курсовых и бакалаврских работ
9.    Дополнение:
       а. Методические рекомендации по написанию и оформлению письменных работ
       b. Примерные  критерии для  оценивания письменных работ

1. Государственные требования к минимуму содержания дисциплины


   Курс «Концепции происхождения жизни и человека» (авторское название «Богословие эволюционной биологии») – это  вторая часть курса «Концепции современного естествознания», относящегося к циклу естественно-научных дисциплин Федерального компонента Учебного плана, а потому на него распространяются все требования к обязательному минимуму содержания в соответствии с ГОС ВПО.
   «Богословие эволюционной биологии» является продолжением  первой части  «Концепций современного естествознания»,  выделившись из данного курса в силу следующих причин. Первая часть, изучаемая студентами, обучающимися  по направлению «Теология», посвящена знакомству с проблемами, связанными с происхождением вселенной, космогенезом, концепциями классической и неклассической (квантовой) физики, концепциями химии, синергетики и др. Вторая часть, названная автором «Богословие эволюционной биологии», акцентирует внимание на проблемах биологического естествознания.  Таким образом, в рамках данного курса предполагается углубленное изучение проблем современной эволюционной биологии, в частности, таких как появление жизни, эволюция живого, появление человека. Помимо этого в ходе изучения курса предусмотрено  знакомство  студентов  с  тремя  аспектами взаимодействия науки и христианского богословия: история взаимоотношений естественных наук и богословия; достижения биологического естествознания (эволюционной биологии, антропологии); осмысление естественно-научного материала с позиций христианского вероучения, богословский комментарий изучаемых научных проблем.
   Настоящий учебно-методический комплекс написан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для обучения студентов института по направлению «Теология».

2. Введение


   Одно из назначений курса «Богословие эволюционной биологии» -   это повышение общекультурного уровня студентов путем их знакомства с достижениями в области современного биологического естествознания. При этом важной является задача формирования у студентов целостного взгляда на окружающий мир, его возникновение и развитие. Предлагаемый курс охватывает широкий круг вопросов и позволяет проследить основные вехи становления биологического естествознания, познакомиться с современными теоретическими обобщениями  в этой области.
Однако концептуальная задача курса при обучении студентов по направлению «Теология» этим не исчерпывается.  В последние годы ученые и богословы пришли к пониманию необходимости диалога науки и религии. Логическим развитием такого диалога является возможность взаимодействия веры и знания по принципу дополнительности. Поэтому в ходе изучения курса «Богословие эволюционной биологии»  студентам будут показан один из путей для нивелирования конфликта между верой и знанием и, как следствие, возможности для обретения концептуального единства.
   В ходе изучения и анализа проблем современного биологического естествознания осуществлен сознательный выход за рамки позитивной парадигмы. Расширение парадигмального пространства осуществлено путем включения в него религиозной (христианской) парадигмы. Синтез парадигм способствует не только более глубокому осмыслению научных открытий и теоретических обобщений, но и углубленному пониманию Священного Писания и христианского вероучения. 
    Предлагаемый  подход позволяет студентам-теологам не просто расширять свой кругозор, но способствует обретению или укреплению личностного концептуального единства, необходимого каждому верующему  человеку. По сути, курс «Богословие эволюционной биологии» может рассматриваться как апологетический. Апологетику определяют как науку, защищающую истины христианства (от греческого "apologia" - отповедь, защита). Защита христианства от нападок, искажений, неверных интерпретаций может осуществляться разными путями, с использованием тех или иных областей светского знания. Данный курс апеллирует к естественно-научной апологетике, которая базируется и оперирует данными, накопленными современным биологическим естествознанием. Поэтому естественно-научная апологетика принуждена постоянно обновляться, включая в круг своих интересов новые открытия, которые  совершаются в науке. 
   Но задача научной апологетики – не только освоение  последних достижений научного поиска, но, что гораздо важнее, осмысление предлагаемого материала с позиций христианского вероучения. Преподобный  Иоанн Кассиан Римлянин писал: “Бог познается не только в блаженном и непостижимом Существе Своем, что предоставлено святым Его в будущем веке, но познается также из величия и красоты Его творений”.  Таким образом,  с помощью светских наук, занимающихся изучением материального мира, являющегося вместе с тем и творением Божиим, человек получает не только уникальную возможность глубже проникнуть и  суть Божественного Откровения.
    В настоящее время наука может и должна служить ступенями Богопознания, при условии, что не происходит ее духовного выхолащивания.  Поэтому многократно возрастает роль естественно-научной апологетики для современного теолога.
Курс «Богословие эволюционной биологии» предполагает изучение трех фундаментальных научных и богословских проблем:

  • появление жизни;

  • биологическая эволюция;

  • появление человека.

   В целом курс выстроен таким образом, чтобы свидетельствовать о том, что возникновение и становление мира есть результат Божественного промысла и творческих деяний. В таком случае роль научного познания – обнаружение и изучение законов мироздания, вложенных Творцом в материю.
   Однако важно не просто сообщить студентам о том или ином научном факте, который является достоянием современного биологического естествознания, но показать, как велся  длительный и зачастую непростой научный поиск. Таким образом, студенты знакомятся с историей рождения научных открытий, включающих в себя не только взлеты, но и отступления назад, уходы в тупики, поиски выхода из них и дальнейший поиск, приближающий  к  познанию законов  природы. Много внимания уделяется личностям ученых, их судьбам, религиозному и философскому миросозерцанию.
   При организации учебного материала используется принцип системности. Все изучаемые в рамках курса проблемы излагаются на современном научном уровне, включают  открытия последних лет.  Знакомство с  тем или иным вопросом ведется в широкой исторической перспективе. Для этого были определены четыре временные периода: Древний мир, Средние века, Новое Время, Новейшее Время. На каждом из этих отрезков  прослеживается развитие научного поиска, все то интересное и важное, что совершалось в науке, ответы, которые были найдены, а также вопросы, оставленные без ответов и переданные, как своеобразное научное завещание, ученым последующих эпох.   
   Методологические принципы

  • сравнительно-исторический подход, т.е. каждая проблема прослеживается с момента ее зарождения и осознания человечеством;         

  • знакомство с широким спектром идей, теорий, концепций, предлагаемых различными научными школами;                                                                                                                                                                

  • работа с первоисточниками, т.е. использование оригинальных авторских текстов, а не  их научно-популярных переложений;

  • критический анализ изучаемых теорий, выявление спорных и проблематичных  положений;

  • свобода для широкой дискуссии  по завершении изучения «узловой»  проблемы;

  • гармонизация изучаемых научных концепций с тем, что открыто в Священном Писании, богословский анализ и осмысление проблемы на основании святоотеческого и современного богословия.                                                                                                                                                                                                                  Цель курса 

  • нивелирование «конфликта» между наукой и религией,
  • обоснование положения о том, что научная и религиозная картины мира могут и должны быть едины, поскольку един мир - творение Божие;
  • формирование представлений об онтологической нераздельности веры и знания, о возможности непротиворечивого синтеза современной эволюционной биологии и христианского богословия;
  • обнаружение путей и оснований для подобного синтетического подхода.
  •                                                                                                                                                         Задачи  курса
  • Познакомить студентов с историей научного поиска по ключевым проблемам биологического естествознания;
  • Познакомить студентов со спектром проблем, изучаемых дисциплиной;
  • Дать представление о современных подходах к решению научных проблем (современных теориях, гипотезах, моделях в области эволюционной биологии);
  • Опираясь на современные научные достижения показать реальное соответствие выводов науки тому, что открыто в Священном Писании, Предании  и развито в христианском  богословии;
  • Показать, что   Божественная  Воля в мире осуществляется через естественные процессы и   законы, являющиеся предметом  научного исследования;
  • Научить отличать подлинные научные исследования от псевдонаучных имитаций и квазибогословских трактовок сложных проблем современной эволюционной биологии;
  • Помочь преодолеть негативные стереотипы в отношении личностей некоторых ученых и их научного наследия.

        Данная учебная дисциплина рассчитана на преподавание студентам 2-4 курсов, знакомых в рамках общего среднего образования с программами дисциплин  по  физике,  химии,  биологии,   астрономии, а также с дисциплинами «История философии»,   «Наука и религия»,  «Апологетика»,  «Введение  в  Ветхий Завет»/«Экзегетика Ветхого Завета», «Концепции современного естествознания» (часть 1)  в рамках высшего профессионального образования.
Формы организации учебного процесса
       Дисциплина включает 5 лекционных тематических блоков  и 5 тем для семинарских занятий, которые являются необходимым элементом курса помимо изучения теоретического материала. Их целью является не только активизация изученного материала, но и стимулирование самостоятельных размышлений студентов, развитие навыков публичной дискуссии, формулирования и обоснования своей позиции.


Методы обучения
•    лекции по дисциплине;
•    семинарские занятия;
•    самостоятельная работа  с литературой;
•    самостоятельная работа  с интернет-источниками;
•    самостоятельная работа  с презентациями лекций;
•    самостоятельная работа с аудиозаписями лекций;
•    самостоятельная работа  с методическими материалами, полученными на занятиях.

Требования к навыкам студентов
•    конспектирование;
•    работа с первоисточниками;
•    самостоятельный  анализ текстов;
•    поиск в интернете;
•    участие в групповом обсуждении;
•    выполнение письменных работ.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
   В ходе изучения дисциплины значительное место отводится самостоятельной работе студентов (20 часов для очного и вечернего отделений и 40 часов для заочного отделения). Это обусловлено тем, что самостоятельная работа, наряду с посещением  лекций, является основной формой организации учебного процесса в вузе, позволяя существенно расширить познания в области современного естествознания. Самостоятельная работа проходит в формах, указанных выше. Еще одной актуальной формой самостоятельного труда студентов является написание письменной работы по курсу «Богословие эволюционной биологии». Это не только самостоятельная, но и творческая форма деятельности  студента, которая подразумевает углубленное знакомство с одной из проблем современного естествознания по темам, предложенным преподавателем, ее осмысление и письменное оформление.
     Используя материалы  письменной  работы,   студент  может выступить  с  сообщением на семинаре, посвященном обсуждению данной проблемы.
 

Образовательные результаты (знания, умения и компетенции)


Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Знать
•  Основные теории, гипотезы, модели, обобщения в рамках изучаемых научных проблем;
• Об историческом, культурном, социальном фоне, на котором рождалась та или иная теория;
•  Об авторах изучаемых теорий, их судьбах и религиозно-философском миросозерцании;
•  О появлении жизни на Земле и уникальности этого феномена, об особенностях и свойствах живого;
•  О различных моделях эволюции живого, приведшего к появлению видового многообразия;
•  О телеологическом характере эволюции, ее финальности;
•  О появлении человека – творения Божия, и его месте в биосфере Земли;
•  О тенденции и причинах сближения позиций естествознания и христианского богословия.
•  Богословские интерпретации изучаемых научных проблем, комментарии Учителей Церкви, богословов последующих эпох, современных экзегетов.
Уметь
• Самостоятельно работать с естественно-научной, богословской и философской литературой информационными базами Internet и иными информационными источниками;
•   Анализировать полученные материалы, обобщать, делать выводы;
•   Анализировать научные явления, феномены, факты;
•  Критически осмысливать полученную информацию, соотносить ее со своими научными взглядами и христианским вероучением;
•   Владеть навыками ведения дискуссии, уважать мнение оппонента;
•   Интерпретировать ту или иную научную проблему с позиций христианского  богословия;
•   Защитить христианское вероучение, используя свои научные знания, от      
    атеизма.
   Знания, полученные студентами при изучении курса «Богословие эволюционной биологии», могут быть использованы для решения задач миссионерской, катехизаторской  просветительской деятельности, способствуя формированию христианского мировоззрения на основе данных современного естествознания, преломленных через призму христианского богословия.
    В соединении с другими вероучительными и  духовно-ориентированными дисциплинами, преподаваемыми на Богословском факультете, данный курс закладывает фундамент для миссионерской и катехизаторской деятельности студентов.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
очная очно-заочная заочная
Общая трудоемкость
40 40 40
Аудиторные занятия
20 20 -
Лекции
10 10 -
Семинарские (практические) занятия 10 10 -
Самостоятельная работа
20 20 40
Форма итогового контроля
Дифференцированный зачет 

 

 4.      Тематический  план лекций и семинарских занятий для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения
 

Тема Всего часов Лекции Семинары
1. Взаимоотношения науки и религии в разные исторические периоды. Основные модели отношений, их характеристика. Причины дифференциации науки и богословия. Пути гармонизации научной и богословский  парадигм. 1 1 -
2. Критерии живого. Основные модели появления жизни на Земле, их анализ, проблемы и перспективы развития (стационарное состояние, панспермия, абиогеннез, биохимическая эволюция, креационизм, парадигмальный  синтез). Современное состояние проблемы в свете новых открытий. Гипотеза «Мир РНК», ее перспективы. Богословский анализ проблемы появления живого.  4 2 2
3. История формирования идей о появлении многообразия живых организмов. Возникновение понятия “эволюция”, его современное наполнение. Додарвиновский период трансформизма. Анализ основных постулатов дарвинизма с позиций современной эволюционной биологии. Уроки дарвинизма. 4 2 2
4. Современные эволюционные теории, их анализ (номогенез Л.С.Берга, пунктирная эволюция Гулда и Элдриджа, христианский эволюционизм П.Т. де Шардена, диатропика С.В.Мейена, идеи А.А.Любищева и др.).   Тихогенетические и телеологические модели эволюции. Новые взгляды на механизмы эволюции. Проблемы  и перспективы современной эволюционистики.  Богословский анализ идеи эволюции живого. Гармонизация научной и богословский концепций. Критический анализ идей «научного креационизма». 4 2 2
5. История формирования взглядов на происхождение человека. Состояние современной палеантропологии. История симиальной гипотезы; аргументы “за” и “против”. Анализ филогенетического ряда человека и проблемы филогении. Палеогенетика и ее концепции (“митохондриальная Ева”, “Y-хромосомный Адам”, гипотеза  расообразования “Ной и сыновья”). Библейский рассказ о творении человека, его комментарии. Богословский анализ проблемы появления человека.  Гармонизация научного и христианского взглядов на проблемы современного биологического естествознания. 7 3 4
  ИТОГО: 20 10 10

 

5.    Программа курса


Тема № 1.  История взаимоотношений науки и религии
Рождение  научного знания в «религиозной колыбели». Развитие и дифференциация наук. Фома Аквинский и учение о «двойной истине». Наука и  религия в эпоху просвещения. «Знание – сила» и развитие новоевропейской науки. От противостояния к диалогу и синтезу. На пороге смены научной парадигмы. Перспективы создания концепции цельного знания. Методология анализа проблем биологического естествознания через призму христианского богословия.


Тема № 2. Появление жизни на Земле.
Что такое жизнь, особенности и свойства живого. Ранние (мифологизированные) представления о происхождении жизни. Натурфилософия Древней Греции о появлении жизни.
      Основные модели появления жизни: гипотеза стационарного состояния  (главные идеи; аргументы сторонников); гипотеза панспермии и направленной панспермии (по модели Френсиса Крика), анализ современных научных данных;  идеи самозарождения жизни (абиогенез). Развитие дискуссии о  самозарождении  и попытки ее экспериментального решения (опыты Ф.Реди, Л.Спалланцани, Л.Пастера). Возврат к модели самозарождения в 30-50 г.г. ХХ века (работы О.Б.Лепешинской и других представителей группа Т.Д.Лысенко).
Модели абиогенеза. Гипотеза биохимической эволюции А.И.Опарина-Холдейна, ее основная идея. Попытки экспериментального подтверждения (Стенли Миллер). Критический анализ ряда положений гипотезы Опарина (проблема возникновения киральной  чистоты,  механизма  матричного синтеза и генетического кода).
Альтернативные сценарии абиогенеза: гипотеза первичности РНК («Мир РНК»). Открытие рибозимов, их свойства. Нерешенные проблемы  гипотезы.
Пьер Тейяр де Шарден и его взгляд на проблему возникновения жизни. Синтез христианского и естественнонаучного подходов. Работы П.Т. де Шардена (“Феномен человека”, эссе разных лет)
Христианский взгляд на проблему появления жизни на Земле. Комментарии Святых Отцов и современных богословов на Шестоднев. Основные трудности  анализа текста Шестоднева. Две школы толкования: Александрийская и Антиохийская.


Тема № 3.  Эволюционная история творения
Что такое эволюция. История появления термина, его лингвистический анализ и современное понимание.
История формирования идей о появлении многообразия живых организмов.  Натурфилософия и естественная история  Древнего мира (Конфуций, Эмпедокл, Гераклит, Демокрит, Фалес, Анаксимандр, Аристотель). “Лестница Природы” Аристотеля. Телеология и теология в его научно-философских трудах. “Nous” – двигатель развития и прогресса. Научно-религиозная картина Древнего мира:  формулирование вопросов, поиски ответов.
Рациональная теология – ее взгляд на проблему многообразия живого.  Комментарии Св. Иоанна Златоуста, Василия Великиого, Григория Нисского,  отцов кападокийской богословской школы, блаженного Августина, Альберта Великого, Фомы Аквинского). Христианизация языческого наследия, дальнейшее развитие в лоне христианского богословия.
 «Естественная религия» Нового Времени. Мэтью Хэйл – первый эволюционист Нового Времени. Шарль Бонне и его “Лестница существ” (знакомство с работой “Созерцание Природы”).  Переосмысление идей Аристотеля.
Период пятидесятилетнего забвения эволюционной идеи (научные причины). Новое рождение христианского трансформизма. Деизм и конкордизм.
Появление креационизма. Креационисты XVIII столетия – К.Линней и Ж.Кювье. Научный вклад Линнея в сокровищницу человеческого знания. Наука как способ постижения Божьего творения. Ж.Кювье – “отец” палеонтологии и сравнительной анатомии.  «Теория катастроф»– попытка примирить богословскую и научную точки зрения. Идея повторных Божественных творений. “Спор века” – диспут между креационистом Ж.Кювье  и эволюционистом Ж.Сент-Илером.
Жорж Луи де Бюффон, его эволюционные прозрения и их влияние на ученых последующих поколений.
Эразм Дарвин, его эволюционные представления (работа “Зоономия”).  Дидактическая поэма «Храм Природы».  Синтез веры и знания по Э.Дарвину.
XIX век: от христианского трансформизма – к  научному эволюционизму. Ж.-Б.Ламарк и  его религиозно-философские воззрения. Синтез веры и знания по Ламарку. Деизм и христианство. Первая эволюционная теория - реализация принципа непрерывности Лейбница в биологии. Факторы эволюции, по Ламарку. Законы Ламарка. Причины совершенства организмов. Неоламаркизм в  XX веке. 
Научное мировоззрение и религиозное миросозерцание Ч. Дарвина. «Эволюция» его религиозности. 
История появления «Происхождения видов». Реакция научного мира на эту работу. Логическая структура и основные понятия эволюционного учения Ч.Дарвина. Факторы эволюции, по Дарвину. Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора. История понятия «искусственный отбор»  (в трудах  Лукреция,  Вергилия, Бюффона).
Критический анализ основных положений эволюционной теории Ч.Дарвина с позиции сегодняшней эволюционной биологии. Реальность существования естественного отбора и не оправдавшиеся надежды на объяснение видового  разнообразия. “Узкие места”  дарвиновской теории эволюции и сомнения самого Дарвина (“кошмар Дженкина”).
 Научные, социальные, политические, культурологические причины распространения дарвинизма. Идеологические искажения дарвинизма: расизм, расовая гигиена, социал-дарвинизм, лысенковщина. Причины и следствия этих явлений.
 Обнаружение биологических процессов, демонстрирующих реальность естественного обзора. Дарвинизм в свете современного научного знания.

Тема № 4. Современные эволюционные теории и их анализ
Синтетическая теория эволюции - новая фаза в развитии дарвинизма. Дарвинизм и генетика:  синтез или противостояние?  Постулаты и  логика современного эволюционизма.
Видообразование – центральная проблема эволюционной биологии. Макроэволюция и ее соотношение с микроэволюцией. Закономерности морфофункциональной эволюции (множественность функций, дублирование и смена функций). Концепция прогресса  в  органическом мире.  Направления биологического прогресса. Прогресс и регресс в биосфере. Закон Л.Долло о необратимости эволюции.
Триада Геккеля (палеонтология – эволюционная эмбриология - сравнительная анатомия) – основа неодарвинизма. Эволюционная палеонтология: «летопись» окаменелостей, попытки ее прочтения. Методы датировки ископаемых Относительная и абсолютная геохронология. Принцип работы «углеродных часов».  Проблема переходных форм в современной интерпретации. Выводы  палеонтологии.
Сравнительная анатомия и эволюционная эмбриология - фундамент эволюционной биологии. Законы К.Бэра - основателя эмбриологии. Идея Бэра о «дальнозоркости эволюции». История появления биогенетического «закона» Геккеля - пример научной фальсификации. Личность Геккеля. «Монизм» Геккеля - неудавшаяся попытка замены христианства новым культом. Современная биология развития о соотношении онтогенеза и филогенеза.
Критический анализ основных положений неодарвинизма.  Синтетическая теория эволюции – наука или идеология?
Альтернативные дарвинизму идеи эволюции. Концепция направленной эволюции - номогенез Л.С.Берга, основные идеи.  Мутационная теория Гуго де Фриза.  Проблема траектории эволюционного движения. Возможен ли выбор между градуализмом и сальтационизмом? Теория «пунктирной эволюции» Гулда и Элдриджа. Основные идеи и проблемы.
Идея «программированной трансформации» Л.И.Корочкина - попытка синтеза  данных современного естествознания и христианского вероучения.
Взаимопомощь как фактор эволюции. Эволюционные идеи П.Я.Кропоткина (по работе «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса»).
Христианский эволюционизм П.Тейяра де Шардена (по работе «Феномен человека», эссе разных лет). Христогенез - ключевой момент эволюции. Научно-богословский синтез по Шардену.  Любовь как движущая сила эволюции.
А.А.Любищев – иной взгляд на проблемы эволюции.  Эволюционная диатропика С.В.Мейена.  На пути к «Новому синтезу». Идеи  Ю.В. Чайковского (по работе «Эволюция»).
Эволюционизм в интерпретации богословов XX столетия (по работам о.Василия Зеньковского, Н.Н.Фиолетова, о.Александра Меня, епископа Василия Родзянко, архиепископа Михаила  Мудьюгина, А.И.Осипова и др).
Мировоззренческие выводы: «эволюция» эволюционной идеи. Тихогенетические и телеологические модели эволюционного процесса. Проблема случайности и целенаправленности эволюции. 
Христианское понимание эволюции: движение от замысла к его воплощению в материальном мире.


Тема № 5.  Появление человека. Современные проблемы антропогенеза
История формирования взглядов на происхождение человека. Антропогонические мифы народов мира. Мифологическое сознание – этап духовного роста человечества. Платон о появлении человека (диалог «Тимей»). Аристотель – основатель антропологии.  Идея вечности жизни и человека.
Блуменбах и учение об инволюции.  Систематическое положение человека., по версии К.Линнея. Ученые и философы Нового Времени о происхождении человека. Ж.Кювье и проблема поиска предков человека. Ж.Л. де Бюффон: «человек – потомок обезьяны». Антропологические идеи И.Канта, Л.Окена,  И.В.Гете. Ж.Б.Ламарк – новый взгляд на эволюцию человека.
Работа Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».  История ее создания. Основные задачи исследования; научный материал; выводы.
Дарвин и Альфред Уоллес: причины расхождения во взглядах на проблему происхождения человека.
Современное состояние антропогенеза. Анализ филогенетических рядов. Находки, открытия, фальсификации. Современные представления о  филогенетических связях  древних гоминид.
Современные работы в области палеогенетики (молекулярной археологии). Концепция «митохондриальной Евы» и «У-хромосомного Адама» (работы Алана Уиллсона, Питера Ундерхалла, Майкла Хаммера и др.). Основные выводы.  Исследование митохондриальной ДНК неандертальцев (работы Сванте Паабо и Марка Стоункинга).
Открытия последних лет: обнаружение Homo sapiens idaltu, Нomo sapiens florensis, человека из Денисовой пещеры. Что они меняют в понимании проблемы происхождения человека.
Гипотезы возникновения человеческих рас. «Ной  и сыновья» - модель А.Уилсона.
Библейский рассказ о творении человека. Богословский анализ текста Проблемы толкования. Комментарии Святых Отцов и современных экзегетов. 
Поиски единства христианской антропологии и антропологической  науки. Соборность человека.
Заключение. Подходы к созданию  методологии  целостного познания.  Соединение  интеллектуальных и духовных ценностей в единую концепцию цельного знания.

6.  Литература

I. По естественнонаучной апологетике:
Основная:      

1.    Барбур Й. «Религия и наука: история и современность», Москва, 2000.
2.    Гальбиани Э., Пьяцца А. «Трудные страницы Библии», Милан-Москва, 1992.
3.    Кюнг Ганс «Начало всех вещей. Естествознание и религия», М.,  2007.
4.    Нестерук А.В. «Логос и космос», М, 2006.
5.   Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины», глава Х «Происхождение мира»,  с. 293, Москва, 1997.
6.    Пикок Артур « От науки  к Богу. Новые грани восприятия религии», М.,  2002.
7.    Полкинхорн Дж. «Вера глазами физика», Москва, 1998.
8.    Полкинхорн ДЖ. «наука и богословие. Введение», М,  1004.
9.    Протоиерей Александр Мень «История религии. В поисках пути, истины и жизни», т. 1, Москва, 1991.
10.   Протоиерей Василий Зеньковский «Апологетика», Париж, 1957.
11.   Протоиерей Николай Иванов «И сказал Бог…(Опыт истолкования Книги Бытия)», Клин, 1997.
12.  Святой Василий Великий «Беседы на Шестоднев», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900.
13.    Святой Григорий Нисский «Об устроении человека», СПб, 1995.
14.    Святой Иоанн Златоуст «Беседы на книгу Бытия».
15.    Семенова С. «Тейяр де Шарден. Паломник в будущее», СПб, 2009;
16.    Соловьев В. «Философские начала цельного знания», Собр. соч., т. 1, СПб, 1911.
17.    Стэнли Л. Яки «Спаситель науки», Москва, 1992.
18.    «Той повеле и создашася» (современные ученые о сотворении мира), Клин, 1999.
19.    Фиолетов Н.Н. «Очерки христианской апологетики», Москва, 1992.
20.    Хедли Брук «Наука и религия. Некоторые исторические перспективы», М., 2003.

Дополнительная:
1.    Архиепископ Михаил (Мудьюгин) «Введение в основное богословие», глава «Религия и наука», с. 220, М., 1995.
2.    «Бытие», Перевод Международного Библейского общества», М., 1998.
3.   «Бытие» (в помощь изучающим Священное Писание), комментарий В.В.Сорокина, М., 1999.
4.    Епископ Василий Родзянко «Теория распада вселенной и вера Отцов» (Каппадокийское богословие – путь к апологетике нашего времени), Москва, 1996.
5.    Ильин В. «Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира», YMCA, 1930.
6.    Каллист, епископ Диоклейский «Через творение к Творцу», М., 1998.
7.    Корочкин Л.И. «Размышления ученого о Боге, сотворении мира и природе добра и зла», Новосибирск, 1997.
8.    Крейг Уильям «Самое начало. Происхождение вселенной и существование Бога», 1990.
9.    Кулаков Ю.И. «Синтез науки и религии» // Вопросы философии, 1999, № 2.
10. Мальтман Юрген «Знание и мудрость. К диалогу естественных наук и богословия», М., 2004.
11.  Митрополит Филарет (Дроздов) «Толкование на Книгу Бытия»: сотворение мира – с. 23, сотворение человека – с. 72; М., 2004.
12.  Муравник Г.Л. «Ибо прах ты и в прах возвратишься…» (размышления о феномене смерти в мире до грехопадения)// Новый мир, 2002, № 8.
13.  “Наука, философия, религия в христианском мире” (8 Международная  конференция), Дубна, 2 октября 1997 г.
14.  Нестерук А.В. «Логос и космос» (богословие, наука и православное предание), Москва, 2006.
15.   «О вере и науке», М., 1998.
16.    Протоиерей Герасим Шорец «Есть ли Бог? Апологетические статьи», М., б/г.
17.  Протоиерей Евгений Струговщиков «Тейяр де Шарден и православное богословие», Москва, 2004.
18.   Протоиерей Иоанн Мейендорф «Византийское богословие» (исторические тенденции и доктринальные темы), раздел 10. Творение; раздел 11. Человек. Минск, 2001.
19.  Протоиерей Сергий Булгаков «О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения», СПб, 1993.
20.  Раушенбах Б.В. «Миф об антагонизме научного и религиозного мировоззрения» // «Природа», 1995, №1, с. 9.
21.   «Рождественские чтения-1998. Христианство и наука» (сборник докладов конференции), Москва, 1999.
22.   «Рождественские чтения-2001. Христианство и наука» (сборник докладов конференции), Москва, 2002.
23.    «Рождественские чтения-2002. Христианство и наука» (сборник докладов конференции), Москва, 2003.
24.    «Рождественские чтения-2004. Христианство и наука» (сборник докладов конференции), Москва, 2005.
25.    «Рождественские чтения-2005. Христианство и наука» (сборник докладов конференции), Москва, 2006.
26.    Рьюз М. «Наука и религия: по-прежнему война?» // Вопросы философии, 1991, № 2,      с. 30.
27.    Табрум А.Г. «Религиозные верования современных ученых», М., 1912.
28.    Тайнов Э.А. «Трансцендентальное» (очерк православной метафизики), Москва, 2002.
29.    Тупицин О.В. «Верую и исповедую. Тетради православного ученого», М., 1998.
30.    Франк С.Л. «Человек и Бог. Человек между миром и Богом», 2001.
31.    Франк С.Л. «Религия и наука», М., 1990.
32.    М.Фокс, Р. Шелдрейк «Физика ангелов», Издательский дом «София», 2003.
33.  Хаммэль Ч. «Дело Галилея» (есть ли точки соприкосновения науки и богословия?), Москва, 1998.
34.    Хеллер М. «Творческий конфликт. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрения», М., 2005
35.    Хьютон Дж. «Играет ли Бог в кости?», Москва, 1998.
36.    Цыпин о.Леонид «Так чем же являются Дни Творения?», Киев, 2005.
37.    Шарден Пьер Тейяр «Феномен человека», Москва, 1987.
38.    Шрейдер Ю. «Взаимодействие наук и синтез знания»// Природа, 1979, № 10, с.64.

II. По проблеме появления жизни

Основная:
1.   Муравник Г.Л. «Проблема появления жизни на Земле в научном и богословском аспектах»; в сб. докладов на Рождественских чтениях, секция «Христианство и наука», М., 2005.
2.    Опарин А.И. «Возникновение жизни на Земле»,  М., 1957.
3.    Опарин А.И. «Материя – жизнь – интеллект», М., 1977.
4.    Протоиерей Николай Иванов «И сказал Бог…»(Опыт истолкования Книги Бытия), Клин, 1997.
5.    Чайковский Ю.В. «Эволюция», М., 2003.
6.    Шарден Пьер Тейяр «Феномен человека», М., 1987.
7.    Шредингер Э. «Что такое жизнь?», М., 1972.

Дополнительная:
1.    Аррениус Сванте «Образование миров», Землеведение, 1908.
2.    «Бытие», Перевод Международного Библейского общества», М., 1998.
3.   «Бытие» (в помощь изучающим Священное Писание), комментарий В.В.Сорокина, М., 1999.
4.    Геккель Эрнст «Естественная история миротворения», Лейпциг-СПб, 1908.
5. Геккель Эрнст «Монизм как связь между религией и наукой» (вероисповедание естествоиспытателя), Лейпциг-СПб, 1907.
6.    Еськов К.Ю. «История Земли и жизни на ней», М., 2000.
7.    Крик Ф. «Направленная панспермия» // Химия и жизнь, 1974, №9.
8.    Крик Ф. «Жизнь как она есть, ее происхождение и развитие», М.. 2000.
9.    Лазаренко Т.Н. «Жизнь на окраине» // Биология, 1999, №10, с. 7.
10.  Лобье Люсьен «Оазисы на дне океана», Л., 1990.
13.  Маргелис Л. «Роль симбиоза в эволюции клетки», М., 1983.
14.  Международный симпозиум «Эволюция жизни на Земле», Томск, 24-28 ноября 1997 г. // Вестник РФФИ, 1998, №2, с. 16.
15.    Miller S.L. «Science», 1953, vol. 528, p.117.
20.    Руденко А.П. «Теория саморазвития открытых каталитических систем», М., 1969.
21.    Сергеев В.Н., Холл Э.Х., Заварзин Г.А. «Первые три миллиарда лет жизни: от прокариот к евкариотам» // Природа, 1996, №6, с. 55.
22.    Серебровская К.Б. «Сущность жизни: история поиска», М., 1994.
25.    Фолсом Клэр «Происхождение жизни: маленький теплый водоем», М.. 1982.
29.    Эйген Манфред, Винклер Рутхильд. «Игра жизни», М., 1979.
30.    Эйген Манфред «Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул», М., 1973.
31.    Эттенборо Дэвид «Жизнь на Земле: естественная история», М., 1984.

III. По проблеме эволюции живого

Основная:
1.    Воронцов Н.Н. «Развитие эволюционных идей в биологии», М., 1999.
2.    Берг Л.С. «Номогенез, или эволюция на основе закономерностей», Пг, 1922.
3.  Воейков В.Л. «Теория эволюции Дарвина: истина или заблуждение» // Химия и жизнь,  1994, №3, с.28.
4.    Гоманьков А.В. «Синтез или противоречие?» // Природа, 1990, №4.
5.   Дарвин Чарлз «Воспоминания о развитии моего ума и характера (автобиография)»,  М., 1957.
6.    Дарвин Чарлз «Мое миросозерцание (религиозное миросозерцание)», СПб, 1907.
7.    Корочкин Л.И., Евгеньев М.Б. «Эволюционизм и «научный» креационизм», М., 2003.
8.    Красилов В.А. «Нерешенные проблемы теории эволюции», Владивосток, 1986.
9.  Кураев А. «Может ли православный быть эволюционистом?», в кн.: «Той повеле и создашася. Современные ученые о сотворении мира», Клин , 1999.
10.   Любищев А.А. «Понятие номогенеза» // Природа, 1973, №10, с.44.
11.  Мейен С.В. «О оотношении номогенетического и тихогенетического аспектов  эволюции» // «Журнал общей биологии», 1974, т.35, №3, с.353.
12.   Назаров В.И. «Эволюция не по Дарвину (смена эволюционной модели)», М., 2005.
13.   «Той повеле и создашася» (современные ученые о сотворении мира), Клин, 1999.
14.  Чайковский Ю.В. «Божественное наследие дарвинизма» // Химия и жизнь, 1994, №11,               с. 23.
15. Чайковский Ю.В. «Преобразование разнообразия. Эволюционная теория Сергея Мейена» // Химия и жизнь, 1994, №1, с. 20.
16.   Чайковский Ю.В. «Эволюция», М., 2003.
17.   Шарден Пьер Тейяр «Феномен человека», М., 1987.

 Дополнительная
1.    Агаев М.Г. «Экспериментальная эволюция», МГУ, 1978.
2.  Бабынин Э.В. «Адаптивный мутагенез: возрождение ламаркизма или новый взгляд на дарвинизм?» // Успехи современной биологии, 2001, т.121, №6, с. 531.
3.   Барбур Й. «Религия и наука: история и современность», Москва, 2000.
4.   Берг Л.С. «Труды по теории эволюции» (1922-1930), Л., 1977.
5.  Берг Р.Л. «Генетики и эволюция»; глава «Случайна или закономерна эволюция», с.220,  Новосибирск, 1993.
6.  Бляхер Л.Я. «Проблема наследования приобретенных признаков (история априорных и эмпирических попыток ее решения)», М., 1971.
7.   «Бытие», Перевод Международного Библейского общества», М., 1998.
8.   «Бытие» (в помощь изучающим Священное Писание), М., 1999.
9.   Васильева Л.Н. «Иерархическая модель эволюции» // «Журнал общей биологии», 1998, т. 59, №1, с.5.
10.  Васман Эрих «Неодарвинизм и христианство», 1915.
11.  Вельков В.В. «Куда течет небесная река, или неужели Ламарк прав?» // Химия и жизнь, 1996, №2, с. 28.
12.  Вольф Густав «К критике дарвинизма»; в кн.: Фаусек В.А. «Теория развития», СПб,  1904, с. 144.
13.  Гальбиани Э., Пьяцца А. “Трудные страницы Библии”, Милан-Москва, 1992.
14.  Геккель Эрнст «Бог в природе», СПб, 1906.
15.  Гилберт С. «Биология развития», т. 1-3, М., 1993.
16. Гилберт С., Опиц Д., Рэф Р. «Новый синтез эволюционной биологии и биологии  развития» // Онтогенез, 1997, т. 28, №5.
17.  Голубовский М.Д., Чураев Р.Н. «Динамическая наследственность и эпигены» // Природа, 1997, №4.
18.   Городницкий Д.Л. «Критика неодарвинизма» // Журнал общей биологии,   1999, №5.
19.   Гранин Д. «Эта странная жизнь» (повесть о А.А.Любищеве), М., 1982.
20.   Грант В. «Эволюционный процесс: критический обзор эволюционных теорий», М., 1991.
21.   Гуго де Фриз «Теория мутаций» (1901); в кн.: Фаусек В.А. «Теория развития», СПб,  1904.
22.   Данилевский Н.Я. «Дарвинизм. Критическое исследование», т.1-2, СПб, 1885-1889.
23. Дарвин Чарлз «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение  избранных пород в борьбе за жизнь», П.С.С., т.1, книга 2, М.-Л., 1926 (или любые другие издания)
24.   Дарвин Френсис «Переписка Ч.Дарвина и его жизнь в Дауне», М., б/г.
25.   Дарвин Эразм «Храм Природы», М.-Л., 1960.
26.   Дарвин Эразм «Зоономия»,
27.   Деннерт Е. «Геккель и его «Мировые загадки» по суждениям специалистов», М., 1909.
28. Епископ Василий Родзянко “Теория распада вселенной и вера Отцов”       (Каппадокийское богословие – путь к апологетике нашего времени), М., 1996.
29.   Завадский К.М., Колчинский Э.И. «Эволюция эволюции», Л., 1977.
30.   Зусмановский А.Г. «Механизмы эволюционной изменчивости», Ульяновск, 2000.
32.   Зусмановский А.Г. «На пути к новому синтезу»; сб. докладов XII   
        Любищевских чтений,   Ульяновск, 2000.
32.   Ильин В. «Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира»,   YMCA, 1930.
34.    Кимура М. «Молекулярная эволюция: теория нейтральности», М., 1985.
18.    Корочкин Л.И. «Связь онтогенеза и филогенеза в генетическом освещении.   Проблема  макромутаций» // Генетика, 2002, т. 38, №6, с.727.
35.    Корочкин Л.И. «К спорам о дарвинизме» // Химия и жизнь, 1982, №5, с. 56.
36.    Корочкин Л.И. «Эволюционная теория: драма в биологии» // Химия и жизнь, 1993,  №12.
37.    Корочкин Л.И., Ивановский А.Б. «Скачки в эволюции» // Химия и жизнь, 1983, №10, с. 40.
38.    Кропоткин П.Я. «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса», Пг-М., 1922.
39.  Котс А.Ф. «Этюды по теории эволюции», вып.1 «Ламарк и Дарвин как историки в естествознании», М., 1914.
40.    Кювье Ж. «Рассуждения о переворотах на поверхности земного шара», М.-Л., 1937.
41.    Ламарк Жан-Батист «Философия зоологии», избранные произведения в 2-х томах, т.1, с. 171, М., 1955.
42.    Лима-де-Фария А. «Эволюция без отбора», М., 1991.
43.    Лункевич В.В. «От Гераклита до Дарвина», в 2-х томах, М., 1960.
44.    Любищев А.А. «Дарвинизм и недарвинизм» // Природа, 1973, №10, с.44.
45.    Любищев А.А. «Курс дарвинизма» (конспект лекций), Ульяновск, 1997.
46.   Любищев А.А. «Проблемы формы, систематики и эволюции организмов» (сб. статей), М., 1982.
47.    Майр Э. «Популяции, виды и эволюция», М., 1974.
48.    Мальтус Томас «Опыт о законе народонаселения», М., 1933.
49.  «Методология биологии: новые идеи. Синергетика - семиотика - коэволюция», сб. статей, М., 2001.
50.    Мейен С.В. «География макроэволюции у высших растений» // Журнал общей биологии, 1987, №3, с.291.
51.    Мейен С.В. «Основы палеоботаники» М., 1987.
52.    Мейен С.В. «По поводу теории эволюции Л.С.Берга» // Природа, 1979, № 9, с.113.
53.    Мейен С.В. «Проблема направленности эволюции»; в кн.: «Зоология позвоночных», М., 1975, с.66.
54.    «Методология биологии: новые идеи», М., 2001.
55.    Митрополит Филарет (Дроздов) «Толкование на Книгу Бытия»: сотворение мира – с.23,  сотворение человека – с.72; М., 2004.
56.    Морган Томас «Экспериментальные основы эволюции» М.-Л., 1936.
57.   Муравник Г.Л, «Биологическая эволюция: интеллектуальный соблазн или пространство Божественного откровения?» Сборник докладов Международной конференции «Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение, эсхатология», М, Библейско-богословский институт святого  апостола Андрея, 2007;
58.    Мюллер Ф., Геккель Э. «Основной биогенетический закон», М.-Л., 1940.
59.    Назаров В.И. «Эволюция не по Дарвину», М., 2005;
60.  Орлова Л.А. «Радиоуглеродный метод датирования в археологии»; в сб.: «Методы естественных наук в археологических реконструкциях, часть 1, Новосибирск, 1995, с. 87.
61.   Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины», глава Х «Происхождение мира», с. 293, Москва, 1997.
62.    «По поводу теории эволюции Л.С.Берга» // Природа, 1979, №9, с. 113.
63.    Протоиерей Александр Мень «История религии. В поисках пути, истины и жизни», т.1, Москва, 1991.
64.    Протоиерей Василий Зеньковский «Апологетика», главы IV-VI; Париж, 1957.
65.  Протоиерей Евгений Струговщиков «Тейяр де Шарден и православное богословие», Москва, 2004.
66.   Протоиерей Николай Иванов «И сказал Бог…(Опыт истолкования Книги Бытия)»,  Клин, 1997.
67.    Раутиан А.С. «Уникальное перо птицы» // Палеонтологический журнал, 1978, №4, с.109.
68.    Св.Василий Великий «Беседы на Шестоднев», Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1900.
69.    Святой Григорий Нисский «О шестодневе» // Творения, ч.1, М., 1861.
70.    Святой Иоанн Златоуст «Беседы на книгу Бытия».
71.    Северцов А.С. «Основы теории эволюции», М., 1987.
72.    Северцов А.С. «Направленность эволюции», М., 1990.
73.    Седов Е.А. «Эволюция и информация», Л., 1976.
74. «Современная палеонтология. Методы, направления, проблемы, практическое приложение», т.1-2, М., 1988.
75.    «Современные проблемы теории эволюции» (сб. статей), М.. 1993.
76.    Соловьев Н.М. «Несколько слов о Геккеле»; в сб. «“Научный” атеизм», М., 1915.
77.    Стэнли Л. Яки «Спаситель науки», Москва, 1992.
78.    Татаринов Л.П. «Очерки по теории эволюции», М., 1987.
79.    «Теория номогенеза. Новая фаза в развитии российского антидарвинизма», М., 1928.
80.    Уоллес Альфред-Рассел «Дарвинизм», М., 1911.
81.    Уоллес Альфред-Рассел «К вопросу о теории естественного отбора», 1870.
82.    Фиолетов Н.Н. «Очерки христианской апологетики», Москва, 1992.
83.    Хаксли Джулиан «Удивительный мир эволюции», М.. 1971.
84.    Чайковский Ю.В. «Ступени случайности и эволюция» // Вопросы философии, 1996, № 9.
85.    Чайковский Ю.В. «Элементы эволюционной диатропики», М., 1990.

IV. По проблеме появления человека

Основная:
1.    Волков П. В. «Потомки Адама», М.-СПб-Новосибирск, 2003.
2.    Гроувс К. «Происхождение современного человека» //«Человек», 1996, №3, с.5-17.
3.    Гальбиани Э., Пьяцца А. «Трудные страницы Библии», Милан-Москва, 1992.
4.    Герберт Томас «Древний человек», Москва, 2002.
5.   Дарвин Чарлз «Происхождение человека и половой подбор», ПСС, т.2, книга 1, М.-Л., 1927.
6.    Зубов А.Б. «Дискуссионные вопросы антропогенеза» // Человек, 1997, №1, с.5-16.
7.    Лавокат Рене «Эволюция, происхождение человека и христианская вера», СПб, 2003;
8.    Левонтин Ричард «Эволюция человеческого разнообразия» // Химия и жизнь, 1995, №6,  с. 26; 1995, №7, с. 32.
9.    Муравник Г.Л.  «Тайна шестого дня творения и проблемы современного антропогенеза». В сб. «Ответственность религии и науки», М., 2006.
10.   Протоиерей Александр Мень «История религии. В поисках пути, истины и жизни», т.1,  Москва, 1991.
11.    Протоиерей Николай Иванов «И сказал Бог…(Опыт истолкования Книги Бытия)», глава 3 «Сотворение человека как венца мироздания», с.126, Клин, 1997.
12.   Уилсон А., Канн Р. «Недавнее африканское происхождение людей» // В мире науки, 1992, № 6, с.10.
13.    Шарден Пьер Тейяр «Феномен человека», Москва, 1987.

Дополнительная:
1.    Алексеев В.П. «Расселение и численность древнейшего человечества»; материалы  симпозиума «Первичное расселение человечества», М., 1997, с.247.
2.    Брей У., Трамп Д. «Археологический словарь», М., 1990.
3.    Виноградова Д., Непомнящий Н., Новиков А. «Неандерталец жив?», М., 2003.
4.    Воронцов Н.Н. «Развитие эволюционных идей в биологии», с.15-75; М., 1999.
5.    Елинек Я. «Большой иллюстрированный атлас первобытного человека», Прага, 1985.
6.    Кавалли-Сфорца Лука «Гены, народы, языки» // В мире науки, 1992, №1.
7.  Кликс Феликс «Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта», М., 1993.
8.  Козинцев А.Г. «Проблема грани между человеком и животными» // Этнографическое  обозрение, 1997, №4, с. 96.
9.    Козлова М.С. «Путь эволюции гоминид как адаптивная стратегия» // Человек, 1999,  №1, с.25.
10. Козлова М.С. «Эволюционная идея в отечественной антропологии» // Бюллетень Московского общества испытателей природы, отдел биологический, 1997, т.102, вып. 6,  с. 5-9.
11.    Ламберт Давид «Доисторический человек», Кембридж (путеводитель), Л., 1991.
12.  Любкин В.Н. «Человек прямоходящий – первооткрыватель Евразии» // Природа, 1997,  №11, с. 312.
13.   Митрополит Филарет (Дроздов) «Толкование на Книгу Бытия»: сотворение человека, с.  72;  М., 2004.
14.  Муравник Г.Л. “Человек парадоксальный: взгляд науки и взгляд веры”// «Новый мир», 2001, №2, с.161-180.
15.    Муравник Г.Л. «Тайна шестого дня творения и проблемы современного антропогенеза» // в сб. «Ответственность религии и науки в современном мире» под ред Г.Гутнера., М., 2007;
16. Муравник Г.Л. «”Мы” и “они”: проблема демаркации между человеком и его филогенетическими предшественниками». Сборник докладов ХV  Международных  Рождественских  образовательных чтений, секция «Христианство и наука»,  М., 2008;
17.   Нейфах А.А. «Мы все еще кроманьонцы»» // Человек, 1996, №3, с.18.
18.   Обермейер Г. «Доисторический человек», СПб, б/г.
19.   Пилбим Дэвид «Происхождение гоминоидов и гоминид» // В мире науки, 1984, №5.
20.   Придо Том «Кроманьонский человек», М., 1979.
21.    Протоиерей Василий Зеньковский «Апологетика», главы V-VI; Париж, 1957.
22.    Низовский А.Ю. «Загадки антропологии», М., 2004.
23.   Святитель Григорий Богослов «Слово 38»; в кн. «Собрание творений в 2-х томах», т. 1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 527. (репринт)
24.   Святой Василий Великий «Беседы на Шестоднев». Беседа 21. «Творения Св. Василия Великого», ч. 1, М., 1900.
25.    Святой Григорий Нисский «Об устроении человека», СПб, 1995.
26.    Стрингер Кристофер «Происхождение современных людей» // В мире науки, 1991, №2, с.60.
27.    Тегако Л.И., Марфина О.В. «Практическая антропология», Ростов-на-Дону, 2003.
28.    Тетушкин Е.Я. «Генетика и происхождение «рас» человека» // Генетика, 2001, т.37, №8, с. 1029-1045.
29.   «Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника», Собрание писем в 8-ми выпусках. Вып. 1, М., 1994, с.98.
30.    Тихомиров А.А. «Дикие люди» (лекция в историческом музее в 1904 г.), М., 1904.
31.    Уоллес Альфред-Рассел «Место человека во вселенной», СПб, 1904.
32.    Уоллес Альфред-Рассел «К вопросу о теории естественного отбора», 1870.
33.    Чайковский Ю.В. «Эволюция», М., 2003.
34.    Щедровицкий Д. «Введение в Ветхий Завет. Книга Бытия», лекция 3, Москва, 1994.

Рекомендуемые научно-популярные журналы:
«В мире науки» (http://www.sciam.ru/),
«Знание – сила» (http://www.znanie-sila.ru/),
«Земля и Вселенная» (http://ziv.telescopes.ru/rubric/hypothesis/),
«Наука и жизнь» (http://nauka.relis.ru/),
«Природа» (http://courier.com.ru/priroda/),
«Химия и жизнь» (http://bvi.rusf.ru/fanta/esf_l/magazine/prozin/him_zh.htm),
«Компьютерра» (http://offline.computerra.ru/2006/629/256545/).


7. Формы  контроля


Текущий контроль:
В процессе изучения курса «Богословие эволюционной биологии» студенты выполняют промежуточные работы в нескольких формах:
•    подготовка письменной работы по предложенным темам;
•    устные выступления на тематических семинарах;
•    промежуточное письменное тестирование по отдельным темам курса.

Итоговый контроль: устный дифференцированный зачет.

Билеты к зачету

Билет 1
1.    Общая характеристика основных моделей возникновения жизни.
2.    Основные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Законы Ламарка.

Билет 2
1.   Развитие дискуссии о самозарождении жизни и попытки ее экспериментального решения (Ф.Реди, Л. Спалланцани, Л.Пастер).
2.  Тихогенетические и телеологические модели эволюции. Эволюционная идея в свете христианского миросозерцания. Возможен ли непротиворечивый синтез?

Билет 3
1. Гипотеза биохимической эволюции Опарина-Холдейна и эксперимент Ст.Миллера. основные положения и критический анализ данной модели биохимической эволюции.
2. Развитие эволюционной идеи учеными Нового Времени (Мэтью Хейл, Жорж  Луи де-Бюффон, Эразм Дарвин).

Билет 4
1.  Альтернативный сценарий абиогенеза: гипотеза "Мира РНК", ее анализ и основные трудности.
2.    СТЭ: основные идеи, проблемы и трудности.

Билет 5
1.  История создания работы П.Тейяра де Шардена "Феномен человека". Возникновение жизни по версии Шардена.
2.    Систематическое положение и возможные диагностические критерии  вида Homo sapiens.

Билет 6
1.    Богословский комментарий  проблемы появления жизни.
2.    Работа Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор". Основные идеи. Причины разногласий Ч.Дарвина и А.Уоллеса.

Билет 7
1.  История рождения и формирования эволюционной идеи (натурфилософия Древней Греции).
2.  Место Homo neanderthalensis в филогенетическом ряду человека. Характеристика неандертальского человека.

Билет 8
1.   Судьба эволюционной идеи в Средние века. Учение Фомы Аквинского о двойной истине. Трансформизм и креационизм (причины возникновения последнего).
2.   Открытия палеогенетики: поиск "митохондриальной Евы" и
    "У-хромосомного Адама". Богословский комментарий проблемы происхождения человека.

Билет 9
1.   Жизнь и религиозно-философское миросозерцание Ч.Дарвина.  История создания работы "Происхождение видов".
2.   Филогенетический ряд человека в свете данных современной палеоантропологии.

Билет 10
1. Логическая структура эволюционного учения Дарвина. Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора.
2.    Богословский анализ проблемы появления человека. Возможна ли гармонизация научной и христианской точек зрения?

Билет 11
1.    Критический анализ эволюционной теории Ч.Дарвина.
2.    Богословский комментарий  проблемы появления жизни.

Билет 12
1.    Номогенез Л.С.Берга; “Пунктирная эволюция” Гулда и Элдриджа (основные идеи).
2.    Открытия палеогенетики: поиск "митохондриальной Евы" и
    "У-хромосомного Адама". Богословский комментарий проблемы происхождения человека.

Билет 13
1.    Христогенез   П.Т.де  Шардена  (основные идеи).
2.    Систематическое положение и возможные диагностические критерии  вида Homo sapiens.

Билет 14
1.    Общая характеристика основных моделей возникновения жизни.
2.    Диатропика  С.В.Мейена (основные идеи).

Билет 15
1.    Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. 
2.    Систематическое положение и общая характеристика вида
      Homo neanderthalensis.

Билет 16
1.  Характеристика и современное состояние гипотезы панспермии.
2.  Богословский комментарий  проблемы появления человека.

Билет 17
1.    Религиозно-философское миросозерцание Ч.Дарвина. 
2.  Тихогенетические и телеологические модели эволюции. Эволюционная идея в свете христианского миросозерцания.

Билет 18
1.    Гипотеза самозарождения жизни и попытки ее экспериментальной проверки.
2.    Номогенез Л.С.Берга (основные идеи).

Билет 19
1.    Вклад Пьера Тейяра де Шардена в развитие диалога между христианским богословием и эволюционной биологией.
2.    Филогенетический ряд человека в свете данных современной палеоантропологии.

Билет 20
1.    «Да произведет вода… душу живую». Научно-богословский комментарий.
2.    Сравнительная характеристика тихогенетических и  телеологических моделей эволюции.

8.    Темы письменных работ

Задания по рецензированию


1.    Рецензия на книгу С.Семеновой «Тейяр де Шарден. Паломник в будущее» (отдельные главы по выбору);  
2.    Рецензия на книгу Дж. Хота «Бог после Дарвина. Богословие эволюции» (отдельные главы по выбору);
3.    Рецензия на книгу о. Серафима Роуза «Православие и эволюция»;
4.  Рецензии на  учебник С.Ю. Вертьянова «Общая биология на православной основе» (отдельные главы по выбору);
5.    Рецензия на книгу Ганса Кюнга «Начало всех вещей» (главы III, IV, V – по выбору);
6.    Рецензия на статью А.А. Любищева «К  классификации эволюционных теорий»;
7.   Рецензия на книгу Б.Поршнева «О начале человеческой истории» (отдельные главы по выбору);
8.    Рецензия на книгу П.Волкова «Феномен Адама» (отдельные главы по выбору);
9.    Рецензия на книгу Ю.В. Чайковского «Эволюция» (отдельные главы по выбору).   

Задания по реферированию


1.  Феномен жизни в христианской перспективе;
2. Строка Шестоднева «Да произведет вода… душу живую» (Быт. 1.20) в комментариях богословов разных эпох;
3.   Нерешенные проблемы различных вариантов гипотез биохимической эволюции (Опарина и др.) и их анализ с точки зрения христианского вероучения;
4.   Феномен жизни в интерпретации П.Т.де Шардена;
5.   Идея  заноса жизни из космоса (панспермии) в свете данных современной экзобиологии и ее анализ с позиций христианского богословия;
6.   Гипотеза вечности жизни и ее анализ с позиций христианского богословия;
7.   Создание жизни в пробирке: методологические, философские, этические, богословские и иные проблемы.
8.   Особенности религиозного миросозерцания Ч.Дарвина;
9.   Дарвинизм  глазами христианина;
10. Дарвинизм в ракурсе современной эволюционной биологии;
11. Недарвиновские теории эволюции: основные идеи, сложности, перспективы;
12.Проблема наследования благоприобретенных (адаптивных) признаков: история и современное состояние;
13.  История диспута между дарвинистом Томасом Гексли и епископом Уилберфорсом. Уроки для потомков;
14.  Эволюционные механизмы по С.В.Мейену. Основные идеи диатропики;
15.   А.А.Любищев – блистательный критик дарвинизма и неодарвинизма;
16.   Христианский эволюционизм П.Тейяра де Шардена;
17.   История написания работы П.Тейяра де Шардена «Феномен человека»;
18.   Причины неприятия идей П.Т.де Шардена католическим богословием середины ХХ века;
19.   Дискуссия о тейярдизме на II Ватиканском соборе;
20.   Неандерталец и проблема его родства с Человеком разумным;
21.   Неандерталец и поиски «снежного человека» - современное состояние проблемы;
22.  Идея теозиса в православном богословии и в работах П.Т.де Шардена: сравнительный анализ;
23.  Анализ дискуссий по проблемам появления жизни (либо эволюции, происхождения человека - по выбору) в Российском  интернет-пространстве.

Эвристические задания


1.    Научный статус гипотез панспермии, направленной панспермии и обратной панспермии;
2.    Европа и возможности существования «европейцев»;
3.    Реликтовые виды гоминид («снежный человек») - вымысел  или реальность?
4.    Видообразование сегодня: возникают ли  в наше время новые виды?

Аналитические задания


1.   Наследование благоприобретенных признаков:  возрождение ламаркизма или новый этап развития взглядов на механизмы эволюции;
2. Эрнст Геккель и история фальсификации «биогенетического закона»: причины, последствия, выводы;
3.   Фальсификация «Человека зари»: история, расследование, последствия;
4. «Митохондриальная Ева» и «Y-хромосомный Адам» - новый взгляд на проблему появления человека.


Сократические задания (эссе)


1.    Эволюционная идея в исламе;
2.    Эволюционная идея в буддизме;
3.    Эволюционная идея в иудаизме;
4.    Соотношение случайности и закономерности в эволюции;
5.   «Да произведет вода … душу живую» (Быт. 1.20) – научно-богословский комментарий  проблемы происхождения живого;
6.    Божественное творение  и биологическая эволюция – возможен ли общий знаменатель;
7.    Был ли у человека ископаемый предок? Научный и богословский анализ проблемы;
8.   Борьба (по Эмпедоклу, Ч.Дарвину),  взаимопомощь (по П. Кропоткину), симбиоз (по А.С. Фаминцыну, К.С. Мережковскому, Линн Маргелис), любовь (по П.Т. де Шардену): что движет эволюцию?
9.    Погребения у неандертальского человека: свидетельство религиозности 
     или…?
10. «Сотворим человека…» (Быт. 1.26) – научно-богословский комментарий   проблемы  появления человека.
11.  Как соотносятся между собой творение человека  «из праха земного» и
     антропогенез?

Темы для написания курсовых/дипломных работ

1.   «Беседы на Шестоднев» святителя Василия Великого: сопоставление с современными представлениями об эволюции природы.
2.   Творение «О Шестодневе» святителя Григория Нисского: сопоставление с современными представлениями об эволюции природы.
3. Сравнительный анализ проблемы творения человека в античной философии и христианском богословии.
4.    Учение о творении человека  в трудах христианских богословов XX века.
5.    Космогенез древних авторов как аллюзия на 1-2 главы Книги Бытия.
6.  Сравнительный анализ космогенеза/биогенеза/ антропогенеза  в философских школах Древней Греции.
7.    Соотношение веры и науки каппадокийской богословской школе.
8.    Креационные главы Ветхого Завета и их соотнесение с  современными  
     научными представлениями о космогенезе.
9.   Теологический анализ проблемы появления жизни.
10. Сравнительный анализ православного учения об обожении и идей о теозисе  в богословии П.Т. де Шардена.
11.  Наука и религия: проблема демаркации.
12. Естественно-научная апологетика: история, современность, значение для миссионерской деятельности.
13.   Эсхатология П.Т. де Шардена в связи с его концепцией Христогенеза.
14.  Проблема творения человека в святоотеческом богословии и современной антропологии.
15.   Феномен жизни: святоотеческое богословие и естественные науки.
16. Современные гипотезы абиогенного происхождения жизни: модели, проблемы, богословский комментарий.
17.    Теологический анализ основных положений дарвинизма.
18.  От записных книжек к «Происхождению видов»: динамика эволюционных взглядов Ч.Дарвина;
19.  Телеологический (теистический) эволюционизм и «строгий» креационизм: проблемы размежевания.
20. Симиальная гипотеза происхождения человека в свете данных  современной приматологии.
21.  Динамика отношения католического  богословия к  научно-богословскому наследию П.Т. де Шардена.
22. Анализ научно-богословского наследия П.Т. де Шардена с позиций православного богословия.
23.   Сравнение религиозного и научного представлений об эволюции живого.
24.   Проблематика и особенности богословия П.Т. де Шардена.
25.   Миссионерское значение личности и научно-богословского наследия П.Т. де Шардена.
26.  Ноосфера П.Т. де Шардена и пневматосфера о. Павла Флоренского:  сравнительный анализ, возможности сопоставления.
27.   Дискуссия о богословии П.Т. де Шардена на II Ватиканском Соборе и в послесоборный период.
28.   Изменение научной парадигмы в области антропогенеза в связи с появлением  данных палеогнетики.

9. Дополнение

а. Методические  рекомендации по написанию и оформлению письменных работ

Задания по рецензированию


      Эти задания для тех, кто более склонен к работе с конкретной литературой (статьей, книгой, докладом), нежели с научной проблемой, литературу по которой надо искать самому.
1.   Изложите, по возможности лаконично, основные идеи рецензируемой работы. Не следует при этом использовать большие цитаты из текста, лучше ограничиться краткими тезисами. Эта часть рецензии должна  быть не более  1/2 - 2/3 всей работы;
2.   Далее необходимо сделать то, ради чего и пишется рецензия – это критический анализ работы. При этом необходимо объективно проанализировать:
          a.    полноту использования научного материала;
          b.    достоверность научного материала
          c.  новизну представленного материала;
          d. убедительность аргументации и выводов автора работы;
          e. обоснованность выводов и их соответствие существующей научной парадигме;
          f) стиль, язык, доступность изложения;
3.   Старайтесь избегать прямых оценочных суждений («автор не понимает…», «автор неправильно  считает…»  и пр.).  Ваши выводы должны быть корректны, аргументированы и подтверждены конкретными ссылками на страницы рецензируемого текста;
4.   Самое важное –  вы должны не просто подвергнуть критике (или похвале) рецензируемую работу, но сформулировать свою позицию относительно анализируемой научной проблемы;
5.    При обосновании собственной позиции, если она расходится с позицией автора работы, необходимо использовать другие источники (статьи, книги, доклады, интернет-ресурсы) и обязательно приводить точные ссылки на них;
6.  При написании рецензии недопустимы личные выпады в адрес автора, его  мировоззренческой, религиозной, политической и иной позиции;
7.    Старайтесь, чтобы тон рецензии был ровным, по возможности благожелательным,  и в любом случае, даже при полном несогласии с автором работы, – корректным, лишенным излишней эмоциональности и категоричности.
8.    Объем рецензии должен составлять  не более 3-4 страниц, напечатанных на листах формата А4,  шрифт Times New Roman, 12 кегль, через 1.5 интервала;
9.    Рецензия должна быть сдана в установленные сроки и оформлена в соответствии с существующими правилами.


Эвристические задания


     Эти задания для тех, кто склонен к исследованию что-то нового, малоизвестного или наоборот давно забытого.  Для выполнения этих заданий надо уметь работать каталогами,  чтобы находить нужную литературу, а также с интернет-ресурсами.
1.    Выберите из предложенных преподавателем научных проблем ту, которая кажется вам наиболее интересной;
2.    Прежде всего, познакомьтесь с состоянием проблемы на настоящий момент;
3.    Проведите поиск последних данных, касающихся исследований в этой области, используя справочную литературу и интернет-ресурсы;
4.    Подготовьте небольшое сообщение относительно того,  какие новые данные по этой проблеме получены в последние годы (месяцы),  в каком направлении планируются дальнейшие исследования, какие ожидаются результаты;
5.    Сделайте выводы о том, как изменилось научное состояние проблемы в связи с появлением новых данных в этой области,  на чем именно основываются эти выводы, насколько они обоснованы;
6.    Подготовьте выступление на семинаре по тем материалам, которые  вам удалось собрать (не более 7-10 минут).


Аналитические задания


       Эти задания лучше выполнять тем, кто имеет склонность к аналитической работе, кому интересно  исследовать какую-либо проблему в исторической перспективе (историю возникновения, развитие, дискуссию, современное научное состояние). Но помимо этого необходимо сделать критический анализ, показать, в чем заключаются трудности исследования; как эта проблема сопрягается с другими смежными проблемами, т.е. проанализировать ее междисциплинарный характер.
1.   Выберите из предложенных преподавателем проблем для исследования ту, которая кажется вам наиболее актуальной;
2.    Тщательно  проведите подбор научной литературы по данной проблеме;
3.    Познакомьтесь с литературой, сделайте краткие конспекты основных источников;
4.    Сделайте тезисное изложение истории возникновения проблемы, развитие ее изучения во времени; четко сформулируйте, что известно к настоящему моменту;
5.    Попробуйте сформулировать поле проблемных вопросов - что остается недостаточно исследованным,  недостаточно понятым, спорным и почему;
6.    Найдите пересечения исследуемой вами проблемы с другими областями знания, т.е. постарайтесь показать ее междисциплинарный характер;
7.    Постарайтесь сформулировать возможные пути дальнейшего изучения проблемы, при условии ее выхода на междисциплинарый уровень исследования;
8.    Попытайтесь предложить в самом общем виде возможное направление дальнейших исследований и обосновать его;
9.    Подготовьте письменное сообщение о результатах вашего аналитического исследования данной проблемы (4-5 страниц), а также устное выступление на семинаре (не более 10-15 минут).
    Сократические задания (эссе)
    Эти задания для тех, кто имеет склонность к критическому анализу сложных междисциплинарных проблем, не имеющих однозначного решения в современном научном, богословском и философском дискурсе, кто хотел бы попробовать свои силы в научно-богословском диалоге, высказать свою личную точку зрения на ту или иную проблему.
1.   Выберите из тем, предложенных преподавателем (или сформулированную вами, но обязательно по согласованию с преподавателем) ту, которая кажется вам наиболее актуальной;
2.   Тщательно  проведите подбор научной, богословской, философской литературы по данной теме;
3.    Познакомьтесь с литературой, сделайте краткие конспекты основных источников;
4.    Сделайте тезисное изложение основных положений данной проблемы;
5.    Попробуйте сформулировать поле проблемных вопросов - что остается дискуссионным и почему, какие варианты решений предлагаются теми или иными научными,  философскими или богословскими школами;
6.   Попытайтесь сделать научный, а затем богословский (философский) анализ исследуемой проблемы;
7.  Сформулируйте основные выводы, к которым вы пришли, относительно возможности  междисциплинарного решения данной проблемы;
8. Попытайтесь предложить собственное видение данной проблемы, возможные направления ее дальнейшего междисциплинарного исследования
9.   Напишите эссе о результатах вашего осмысления данной проблемы (5-7 страниц), а также подготовьте устное выступление на семинаре (не более 10-15 минут).


Характеристика эссе


      Эссе́ (от фр. essai попытка, проба, очерк) – это  особый литературный жанр прозаического сочинения, имеющего небольшой объем и свободную композицию. Эссе, в отличие от других прозаических жанров, должно обязательно  выражать личные впечатления, личную точку зрения автора по разбираемому вопросу. При этом эссе  не претендует на исчерпывающую трактовку.  По  объёму эссе находится между научной статьей и литературным очерком, но оно сродни  также и философскому трактату. Стилю эссе присущи образность, ассоциативность, афористичность, нестандартность мышления, установка на откровенность и разговорную интонацию. Таким образом, эссе не является, в строгом смысле, академической  формой, но оно позволяет автору сформулировать свою дискуссионную точку зрения, даже если она не является  строго аргументированной
Написание эссе:
1.  Введение: общая характеристика проблемы, выявление дискуссионных, нерешенных вопросов;
2.   Раскрытие проблемы на основе собранного материала (идеи, модели и данные);
3.   Критический анализ проблемы,  обобщения;
4.   Аргументированные выводы относительно состояния проблемы в современном дискурсе;
5.   Междисциплинарный анализ проблемы;
6.   Собственная интерпретация проблемы;
7.   Заключение: что дают предложенные вами новые междисциплинарные  подходы  для  осмысления (переосмысления) данной проблемы.

•    При написании эссе можно использовать подзаголовки, которые делят эссе на смысловые части, выделяют ключевые разделы изложения. Последовательность подзаголовков помогает выстраивать и  следить за  логикой изложения;
•    При переходе от одной части к другой делайте промежуточные выводы;
•  Следите за аргументацией и мотивировками. Ваши выводы должны быть тщательно обоснованы.
•    Успех написания эссе зависит от нескольких  составляющих:

  • качество исходного материала (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, ваши собственные размышления и пр.);

  • правильность использования исходного материала (его организация, аргументация, мотивировки);

  • обоснованность, логичность выдвигаемых вами аргументов, а также  их точное соотнесение  с основным вопросом исследования и проблемами,  поднятыми в  эссе.

  Примерные разделы эссе (композиция может быть иной)

  • Введение: краткая характеристика проблемы, выявление дискуссионных, нерешенных вопросов;

  • Раскрытие проблемы на основе собранного материала (идеи, модели, данные);

  • Критический анализ проблемы, обобщения;

  • Аргументированные выводы относительно состояния проблемы в современном научном  дискурсе;

  • Междисциплинарный анализ проблемы;

  • Собственная интерпретация проблемы;

  • Заключение:  что дают предложенные вами новые междисциплинарные  подходы   для осмысления (переосмысления) данной проблемы;

  • Список использованной литературы.        

    b. Примерные критерии для  оценивания  письменных работ


     Формальные:


•    объем — не менее 5 страниц, 12 кеглей, междустрочный интервал 1.5, шрифт Times New Roman;
•    использованная литература — не менее 5 источников (помимо Библии);
•    правильность оформления ссылок;
•    внешнее оформление работы —  в соответствии с правилами Института;
•   своевременность подачи на проверку — в оговоренные  с преподавателем сроки, но не позднее, чем за неделю до экзамена.


     Сущностные:


• самостоятельность написания (не компиляция);
• соответствие текста теме и  основной проблеме работы;
• соразмерность композиции  работы, наличие всех разделов (введение, основная часть(и), заключение, выводы, список литературы);
• грамотное владение языком (в том числе — правильное использование биологических терминов);
• последовательность, ясность изложения;
• отсутствие логических  и фактических ошибок;
• обоснованность, логичность выдвигаемых аргументов;
• полнота, завершенность анализа проблемы;
• новизна, оригинальность суждений, выводов, интерпретаций;
• самостоятельность, обоснованность, корректность  позиции автора;
• глубина богословской интерпретации рассматриваемой научной проблемы;
• использованные источники литературы должны отражать современное  научное  состояние  проблемы;
• репрезентативность использованной литературы  и интернет-источников
(не использовать сомнительные источники, «желтую прессу»).

joomla template 1.6