Программа "Богословие эволюционной биологии"-20 часов

Программа курса"Богословие эволюционной биологии"
(Библейская картина творения в свете данных современной эволюционной биологии)
Курс рассчитана на 20 академических часов.
Автор: Муравник Галина Леонидовна, генетик,
преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института (Москва)

Пояснительная записка 
    Предлагаемый курс лекций рассчитан на слушателей, не имеющих специального биологического и богословского образования, но проявляющих интерес к обсуждаемым проблемам. В рамках данного курса автором сделана попытка взглянуть на проблемы современной эволюционной биологии через призму христианского богословия. Этот подход, предполагающий  конструктивный диалог между  наукой и  богословием по  принципу дополнительности, единственный, по мнению автора, приемлемый вариант для тех, кто  хотел бы двигаться по пути обретения полноты истинного знания о мире. Научная картина мира, создаваемая усилиями ученых,  нуждается в  глубоком богословском осмыслении. И было бы непростительно отвергать дары богословия науке. Если же и далее будет делаться ставка лишь на позитивизм, объявляющий бессмысленным занятием стремление приблизиться к пониманию Первопричины мироздания, то нужно быть готовыми к тому, что такой «чистая наука» рано или поздно заведёт научный поиск в тупик.
   Апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам писал: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…теперь знаю я отчасти…» Надо честно констатировать значительную неполноту наших сегодняшних знаний о мире. Однако в одной из Евангельских притч слепорожденный на вопрос Христа: «Что ты хочешь от меня?» дает ответ: «Чтобы мне прозреть». Современная эволюционная биология также должна стремиться к этому спасительному прозрению через синтез с неиссякаемым источником мудрости - христианским  богословием.

   Предметная область курса охватывает три фундаментальных научных и богословских проблемы:

  • появление жизни;
  • эволюция живого;
  • появление человека.

     Слушателям предполагается знакомство с этими ключевыми проблемами по следующей схеме:

  • история зарождения проблемы в сознании человечества;
  • ее последующее развитие во времени (Античный период, Средние века, Новое время);
  • современное состояние проблемы — гипотезы, теории, парадигмы Новейшего времени.

     Обозначенные узловые проблемы представляют наибольшую трудность, если не сказать соблазн, для тех христиан, кто размышляет над ними, опираясь лишь на те факты, которые были получены в рамках школьного курса эволюционной биологии — во многом тенденциозного, страдающего умолчаниями, передергиваниями, сомнительными интерпретациями.
   Итак,  задача предлагаемого курса, названного автором «Богословие эволюционной биологии», состоит не только в ознакомлении с последним «словом науки», но, что гораздо важнее, предполагает в ходе открытых дискуссий богословское осмысление этого материала с позиций христианского вероучения. Это помогает не только  более глубокому осознанию сути существующей научной парадигмы, но также способствует углубленному пониманию Священного Писания и догматов Церкви, дает уникальную возможность увидеть величие Божьего Замысла и почувствовать присутствие Творца через Его следы, явленные в мироздании.

Блок I: "Да произведет вода душу живую"

   Появление жизни на Земле - одно из тех величайших событий, которое изменило историю мира. Многие века человек не оставляет попыток проникнуть в эту сокровенную тайну. Над ней размышляли еще натурфилософы Древней Греции. В выдвигаемых гипотезах нет недостатка. Но какая из них ближе к истине?
   Наиболее известный «сценарий» предложил в 1922 г. наш соотечественник А.И. Опарин. Однако строгий научный анализ как самой гипотезы, так и попыток ее экспериментальной проверки (эксперимент Стенли Миллера, 1953 г.), с которыми будут познакомлены слушатели, практически не оставляют ей шансов на существование.
   Другая модель - гипотеза  «Мир   РНК», которая вобрала в себя достижения  последних лет в области молекулярной биологии и генетики. Сняла ли она вопросы или породила новые? С какими принципиальными трудностями она столкнулась?  Каковы   другие  подходы  к научному решению проблемы появления жизни –  таков   круг обсуждаемых вопросов.
   Уникальная попытка приблизиться к тайне возникновения жизни предпринята Пьером Тейяром де Шарденом - французским священником, богословом, известным ученым-антропологом. Шарден свидетельствует: нельзя постичь тайну творения, оставив вне поля зрения Творца. Научно-богословские работы Шардена - это пример гармоничного синтеза веры и знания.
В ходе заключительной лекции этого блока слушателям предоставляется возможность, опираясь на работы Отцов Церкви, современных богословов, взглянуть глазами веры на тайну появления жизни на Земле. Итоговая дискуссия – это, по сути дела, попытка проникнуть в сокровенный смысл строки Шестоднева «Да произведет вода… душу живую».

Блок II:   Творение и (или) эволюция

   Как возникло многообразие видов живых организмов - многоцветный узор жизни? Как была достигнута та полнота творения, о которой псалмопевец Давид сказал: «Земля полна произведений Твоих» (Пс.103)? Может ли быть непротиворечиво совмещена Библейская картина творения биологических видов, описанная в Шестодневе, с данными современной науки. А если да, то как?
   Часто высказывается мнение о том, что биологическая эволюция и Божественное творение - это жесткие альтернативы, что они в принципе несовместимы друг с другом. Так ли это?
   Прежде всего, необходимо понять, что такое эволюция, какова история появления этого термина, а также его современное наполнение. Кто был его автором? Принято думать, что Ч.Дарвин. Однако это - английский богослов XVII  века Мэтью Хейл.
   История эволюционной идеи — увлекательна и, вместе с тем, полна драматизма. В галерее ученых- эволюционистов целый ряд великих имен. Это и Жорж-Луи де Бюффон, и Эразм Дарвин, и Жан-Батист Ламарк... Как ранние эволюционисты представляли себе появление видового разнообразия? И вступали ли их научные взгляды в конфликт с христианской верой? Вот круг вопросов, которые будут предметом рассмотрения и обсуждения в лекциях данного блока.

Блок III:  Чарлз Дарвин:  портрет без ретуши. «Правда Дарвина и ложь дарвинизма»

   Дарвин является наиболее изученной фигурой на «эволюционном небосклоне». И в то же время - это сложная, в некотором роде противоречивая личность.  Так кто же он, гений или...? Слушателям предлагается познакомиться с его жизнью, научной деятельностью и религиозным миросозерцанием, основываясь на подлинных материалах (письма, дневники, автобиография). Такой анализ необходим для понимания сути его научного наследия. Однако для многих представляется важным вопрос о том, был ли Дарвин верующим человеком или он, бакалавр теологии, утратил личную веру? И какова «эволюция» его религиозного миросозерцания? Автор готов познакомить слушателей с собственными исследованиями этого вопроса.
  Особого разговора заслуживает история появления наиболее дискуссионной работы Дарвина - «Происхождение видов путем естественного отбора». Был ли у него «соавтор», или конкурент на лавры «первого эволюциониста»? Как скрестились научные судьбы Ч.Дарвина и А.Уоллеса? Слушатели знакомятся с основными положенияями эволюционной теории Дарвина. В чем ее «узкие места»? Удалось ли Дарвину обнаружить и обосновать механизм видообразования? Далее предлагается критический анализ положений теории Дарвина с позиций современного научного знания.
   Как воспринял научный мир появление теории Дарвина? Что это было, триумф или трагедия? Как шло дальнейшее развитие дарвинизма? Есть ли у него «светлое будущее» или он займет скромное место в анналах истории эволюционной биологии?

Блок IV:  Альтернативные модели эволюции

   Дарвинизм - это лишь одна из целого ряда эволюционных моделей, хотя и самая известная, но разделяемая далеко не всеми учеными. И если сам факт протекания биологической эволюции не вызывает сомнений, то о ее факторах, механизмах, траектории, скорости, движущих силах споры не утихают по сей день.
   Все существующие эволюционные модели можно разделить на две группы: тихогенетические и телеологические. В чем принципиальное различие между ними? Какая из моделей наиболее адекватно описывает механизмы видообразования - «прерывистое равновесие» Гулда и Элдриджа или номогенез Л.Берга, христогенез Шардена или диатропика С.Мейена? Какие новые идеи внес в эволюционную биологию крупнейший отечественный ученый и мыслитель А.А.Любищев? Чью позицию принять?
    Есть ли у эволюционного движения направленность? Если да, то что направляет «стрелу эволюции»? К какой цели она движется? Весь круг обсуждаемых со слушателями вопросов является дискуссионным, поскольку наука еще не сказала своего «последнего слова». Однако научный поиск продолжается. Каковы перспективы дальнейшего развития эволюционной биологии?  И есть ли среди существующих моделей такие, которые могут служить своеобразным научным комментарием к Шестодневу - этому лаконичному «протоколу», зафиксировавшему основные этапы величественного процесса развертывания Божиего Замысла в мире? Небезынтересно узнать, что думали и писали по этому вопросу Святые Отцы и Учители Церкви, богословы последующих поколений, а также апологеты нашего времени, такие как Н.Н.Фиолетов, о.Василий Зеньковский, о.Александр Мень, еп.Василий Родзянко,  протоиерей Николай Иванов, Пьер Тейяр де Шарден и  другие.

Блок V: Тайна шестого дня творения и проблемы современного антропогенеза

   Происхождение человека - это не просто научная проблема, но волнующая тайна. Наверное, нет человека, равнодушного к своей биологической истории. Из каких альтернатив возможен выбор: сотворение «из праха земного» или эволюция от обезьяноподобного предка? А может быть что-то  третье? Филогенетический ряд человека - это история жизни и смерти существ, которые, как показал научный анализ, не состоят в кровном родстве с нашим собственным видом (Homo sapiens - Человек разумный). Но кто же они в таком случае - питекантроп, австралопитек, синантроп, неандерталец и прочие персонажи филогенетического ряда? Прежде, чем делать выводы, слушателям предлагается познакомиться с современной палеоантропологией.
   Закономерен вопрос, кто же ввел всех нас в заблуждение, заявив, что «человек - потомок обезьяны»? Дарвин? Нет, научный приоритет в данном случае принадлежит не ему. Тогда кто же? И как решали проблему происхождения человека ученые (Ж.-Л.  де Бюффон, Э.Дарвин, Ж.-Б.Ламарк, И. Гете) и философы  (И.Кант, Л.Окен) Нового времени? Каковы основные идеи работы Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»? Слушатели узнают об истории двух фальсификаций, сыгравших роковую роль в антропологии (так называемый «биогенетический закон» Геккеля и  обнаружение «Эоантропа – Человека зари»).
   И все-таки, есть ли надежда приоткрыть завесу тайны нашего происхождения? Оказывается, историю вида можно изучать не только по ископаемым остаткам, но и анализируя ДНК. Открытия, сделанные  палеогенетикой (или молекулярной антропологией) -  это выдающаяся страница новой науки. Поиск следов предков в глубинах нашей ДНК привел к ошеломляющим выводам: все мы, ныне живущие люди, потомки одной женщины и одного мужчины, которые обитали на территории Восточной Африки примерно 150-160 тысяч лет назад. Слушатели узнают о том, как были получены эти уникальные данные.
Как относятся к проблеме происхождения человека современные богословы? Могут ли быть совмещены научная и христианская точки зрения? Оказывается, да. Но при определенных условиях. Слушатели знакомятся с работами по этой проблеме, принадлежащими Учителям Церкви, современным экзегетам.
   Каков же итог? Библейская картина творения, описанная в Шестодневе, и данные современной эволюционной биологии не противоречат друг другу. Курс выстроен таким образом, что позволяет снять надуманные  "противоречия" науки и религии, убедительно демонстрируя, что взаимодополнение науки и богословия, их «дары» друг другу - единственно возможный путь, который ведет к познанию Истины.




joomla template 1.6