Программа "Экология" для дошкольников

Программа курса «ЭКОЛОГИЯ» (Экологическая этика)
для дошкольников (5-6 лет).
Учебная нагрузка 1 час в неделю; 38 часов в год. Продолжительность занятия 35 минут.

Автор: Муравник Галина Леонидовна


I. Пояснительная записка

I.1. Предлагаемый курс предназначен для обучения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в течение одного года с учебной нагрузкой 1 час  в неделю.
Основной дидактической идеей курса «Экология» является идея многообразия природы, проявление этого многообразия в различных формах жизни на Земле, идея целостности, взаимозависимости, гармонии отношений, присущих природе. Дети постепенно, но вместе с тем настойчиво и неуклонно, подводятся к осознанию важной мысли о том, что мир природы  хрупок и незащищен перед неразумной, подчас варварской эксплуатацией человека, что природа нуждается в нашей помощи и защите. В рамках курса ставятся и решаются  задачи не просто наполнения детей определенной суммой знаний, но также создания культурно-экологической среды для развития их интеллектуальных способностей, стремления к формированию у них нового стиля мышления и отношения к  природе.

  Таким образом, предлагаемая программа курса «Экология»  есть попытка реализации системного, целостного подхода в образовании. Хотелось бы преодолеть фрагментарность, присущую ряду аналогичных курсов. Мир, познаваемый на уроках экологии,  должен  предстать перед детьми  не мозаикой, сложенной  из осколков (каждый из которых сам по себе интересен и прекрасен), но целостной, согласованной системой знания, скрепленного единой  идеей.

I.2. Как может быть сформулирована цель предлагаемого курса? Это -  последовательное, комплексное, непрерывное формирование у детей с  раннего возраста экологической культуры, грамотности, пробуждение в них интереса, любви к природе и, как следствие этого,  ответственного отношения к ней - общему достоянию человечества. 
Таким образом,  предлагаемый курс является одновременно обучающим, поскольку дает глубокое (соответствующее возрастным возможностям) интеллектуальное  знание;  развивающим и   воспитывающим.
Следовательно, в целом задачей курса «Экология» является всестороннее целостное воспитание и развитие личности ребенка.

         I.3. Курс “Экология” предполагает решение следующих образовательных  задач:

  • формирование системных  экологических понятий и   представлений о  природе и мире как  среде жизнедеятельности человека;
  • иллюстрирование этих понятий яркими, образными, хорошо   запоминающимися примерами, доступными для восприятия и  осознания  в данной возрастной группе;
  • формирование  первичных представлений  о необходимости природоохранной деятельности;
  • воспитание экологической культуры и нравственности  как основы  взаимоотношений человека и природы;
  • воспитание бережного отношения к живой и неживой природе,  осознания ответственности за свои поступки.
  • воспитание неравнодушия к  происходящему вокруг;
  • развитие навыка наблюдений в природе и  способности анализировать их.

         I.4. Курс “Экология” предполагает решение следующих развивающих задач:

  • пробуждение, формирование и стимулирование собственной  познавательной активности детей;
  • развитие умения воспринимать мир во всем его многообразии посредством органов чувств;
  • развитие навыков общения,  ведения диалога, способности формулировать свое мнение;
  • формирование терпимости, уважительного отношения, способности  слышать, понимать и принимать  мнение другого человека;
  • воспитание нравственного отношения в природе и всему происходящему в мире;
  • формирование социокультурных навыков.

Таким образом, предлагаемый  курс “Экология” базируется  на  принципе  единства интеллектуального познания, эмоционального переживания и практического действия.
I.5. Необходимость данного курса вызвана тем обстоятельством, что мы являемся одновременно свидетелями, жертвами, и, одновременно, “творцами” глобального экологического кризиса, который стал следствием потребительского, непродуманного отношения человека к природе. Долгие годы детям старательно навязывалась мысль о том, что “мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача” (фраза, приписываемая И.В.Мичурину). На этом безнравственном лозунге воспитывались целые поколения. Плоды подобной  деятельности придется исправлять и врачевать тем детям, которых мы растим сейчас.  Ребенок с раннего возраста должен понять, почувствовать свое кровное, неразрывное родство с природой - нашей кормилицей, помощницей, защитницей и другом. Он должен ощущать природу свой родиной, своим отечеством, где быть “незнайкой” или “чужеземцем” стыдно и невозможно.  Как представляется автору курса, идея так называемых “побед над природой” должна навсегда уйти из нашего сознания. И детям надо с непреложной ясностью  продемонстрировать,  что  попытка покорения природы обернулась для всех нас, обитателей планеты Земля, катастрофой.
Однако наряду с примерами неблагополучия в природе, детям необходимо показать реальные пути для исправления допущенных в прошлом ошибок и просчетов. Наша задача - помочь им осознать, что человек может и должен найти с окружающей природой,  частью которой  является он сам, общий язык.
Таким образом, данный курс - это попытка экологизации сознания детей, которым в недалеком будущем неизбежно предстоит определять стратегию и тактику взаимоотношений природы и человеческой  цивилизации. К сожалению, у нас не осталось иного пути: люди должны найти такие алгоритмы поведения в природе,  которые бы не угрожали существованию ни самой природы, ни человечеству как биологическому виду.

II.  Основные направления и содержание учебной деятельности

   Основной формой обучения являются групповые занятия продолжительностью 35 минут. Учебная нагрузка в каждой группе  составляет 1 час в неделю, т.е. около 38 часов в год.  Наполненность группы 15-20 человек.
   Курс «Экология» подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего  мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее многочисленным обитателям - живым существам, являющимся  нашими друзьям, младшим братьям, помощниками, кормильцами, за жизнь которых все мы несем ответственность.
При работе с дошкольниками необходимо использовать, насколько позволяют  возможности,  аудио- и видеоматериалы,  различные игровые формы, что делает занятия не только более интересными,  эмоционально яркими, но и способствует  лучшему усвоению предлагаемого материала.
Уроки по курсу «Экология» проводятся в нескольких формах, дополняющих друг друга и делающих усвоение учебной программы более эффективным.
   Теоретическая форма занятий – это знакомство с определенным учебным материалом  в соответствии с программой обучения (по методике, о которой будет сказано ниже), а также работа с научно-популярной экологической, художественной литературой, с русским и мировым фольклором, с образцами изобразительного искусства.
   Практическая форма занятий предполагает работу с различными коллекциями, моделями, муляжами и т.д.
   Выездные занятия - экскурсии в Зоологический и Биологический музеи, Московский зоопарк,  Ботанический сад.
   Игровые занятия - активное использование различных игр. Игра является  не только средством отдыха детей на занятии, но и выполняет ряд  дидактических задач. В игре наиболее ярко проявляются личностные качества каждого ребенка, а следовательно появляются возможности для коррекции его  поведения. Кроме того, игра является способом взаимодействия детей, она дает им первичные навыки социокультурного поведения, совместной целенаправленной деятельности. Более того, игра позволяет развивать внимание, воображение, фантазию, находчивость ребенка, его наблюдательность, умение формулировать и решать возникающие перед ним задачи. Наконец, игра дает эффект «личного присутствия», «проживания» ситуации, что делает процесс обучения более достоверным, эмоционально окрашенным,  интересным для детей и, следовательно, лучше понимаемым и запоминаемым. Однако важно, чтобы игра, вместе с тем, оставляла место для тайны, не превращала бы сокровенное – в банальное.

III. Метод преподавания

   Автором использована диалоговая педагогика, основой которой является сократический урок-беседа. Главная идея этого подхода - это не привнесение знаний извне, но “рождение” их на занятии, в процессе диалога с детьми. Следовательно предлагаемое знание является ответом на духовные потребности детей, на их живое вопрошание. Оно не есть глыба, которая обрушивается на ребенка, грозя раздавить его обилием информации, но, напротив, является тем фундаментом, который поможет ему  двигаться по пути познания дальше.  Главное - не погасить в детях их естественную любознательность,  но незаметно и вместе  с  тем точно направить ее в нужное русло. Важно при этом стремиться не к полноте знания, которая невозможна не только в этой возрастной группе, но и при работе с более старшими детьми,  но к полноте понимания тех вопросов и проблем, которые выносятся на занятие.
   Как строится наше занятие? Можно сказать, что это - совместное свободное движение детей и преподавателя к поставленной цели. И движение это незаметно направляется учителем с помощью “ниточек” сократических вопросов. Поставить точный сократический вопрос - самая большая сложность, требующая педагогического мастерства и навыка. Почему? Этот вопрос должен быть мостиком между темой предыдущего  занятия  и  того, которое планируется провести сегодня. Кроме того, в нем должны соединиться впечатления как учителя, так и детей, причем впечатления, оставшиеся от прошлого занятия и рождающиеся в данный момент. Помимо этого, сократический вопрос должен непременно побуждать детей к поиску ответа, пробуждая и стимулируя их естественную любознательность.
Итак, найден и произнесен сократический вопрос, а далее начинается “чудо” - это живой неповторимый, подчас с непредсказуемыми поворотами диалог учителя и детей. Важнейшая задача педагога - деликатно уточнять и направлять эти вопросы-ответы детей, помогая им обучаться культуре дискуссии,  умению слышать другого,  соотносить свое мнение с мнением остальных участников диалога.
   По вполне понятным причинам, дети не могут дать правильный и полный ответ на поставленный учителем вопрос. Однако, стараясь найти решение, они непроизвольно расширяют поле вопросов и совместно ищут ответы на них. Вот из этой суммы их ответов учитель и должен  “вытянуть” ту золотую ниточку, которая, как нить Ариадны, поможет им найти правильный путь. Так происходит развитие диалога в ходе урока. Однако настает такой момент, когда дети уже не могут ответить на уточненный вопрос учителя, поскольку у них для этого просто нет необходимого знания. Вот в этот момент и следует ввести “блок информации”, которая уже с нетерпением ими ожидается, поскольку интерес к обсуждаемой проблеме разбужен. Эта новая для детей информация, как семя, ложится на возделанную в ходе сократической беседы почву. Как показывает наш опыт, дети с жадностью и неподдельным интересом впитывают эту информацию, глубоко эмоционально переживают ее, надолго сохраняя в своей памяти, делясь новым знанием с членами своей семьи, сверстниками. Подобная схема может быть повторена на уроке несколько раз. Завершается занятие обязательным связыванием новой информации с предыдущим знанием и опытом детей, т.е. все  замыкается в единую логическую цепь.
   Итак, сократическая беседа, по опыту и мнению автора, активизирует творческие силы детей, помогая включить в диалог даже самых робких и застенчивых из них. Эти уроки-беседы всегда эмоциональны, потому что связаны с живым опытом, знаниями и потребностями духовного роста ребенка.
Приобретаемые таким образом знания не “лежат” в детях пассивно, как в камере хранения, но напротив, они востребованы и, что самое важное,  дополнены,  обогащены на занятии.  Новая информация “вплетается” органично  и  непринужденно. Разговор, касающийся самых серьезных и непростых вопросов, приносит радость открытия, как бы совершенного детьми самостоятельно, их совместным творческим поиском.
   Нам представляется, что диалоговая педагогика имеет многие преимущества перед монологом пусть и очень знающего, эрудированного учителя, ибо «мера слову есть не то, что говорится, а то, что будет услышано» (древнерусский сборник «Пчела»). Слышат же дети, как известно, именно то, что для них актуально, интересно в данный момент, что является потребностью их духовного роста.
   В ходе занятий нами используются разнообразные коллекции (насекомых, птичьих гнёзд, перьев, яиц,  раковин моллюсков и пр.), а также гербарии и комнатные растения, наглядные пособия, муляжи и пр. Важным дидактическим элементом являются  видеофильмы, небольшие фрагменты которых в качестве иллюстративного материала также  используются  автором.

IV.  Условия реализации программы

   Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете, носящем необычное, привлекающее детей название «Тайны природы». По сути - это жи¬вой уголок, в котором содержатся различные животные. Уход за животными, в котором принимают посильное участие дети, помогает им познакомиться с особенностями того или иного живого существа, его образом жизни и содержанием в неволе. Мы считаем, что такой вид деятельности чрезвычайно важен для правильного духовного воспитания де¬тей, в особенности городских жителей, в значительной мере "отлученных" от живой природы.
   Помимо радости общения с живыми существами, дети обретают дополнительные навыки и знания, а также осознают свою ответственность за тех «кого мы приручили», как писал Экзюпери.
   Кроме многочисленных животных, в кабинете имеется различное демонстрационное оборудование, также используемое на занятиях. Кроме то¬го дети участвуют в создании ряда стендов, таких как «Наши любимые питомцы», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», куда они помещают фотографии своих домашних животных, рассказывая о них на занятии, делясь своими наблюдениями. 
  В кабинете действует постоянно обновляющийся стенд «Они должны жить!», для которого отбирают¬ся детские работы, иллюстрирующие Красную книгу природы.
Помимо этого, кабинет оснащен видеомагнитофоном и фильмотекой научно-популярных и учебно-познавательных фильмов. Имеется также записи голосов птиц.    
В кабинете есть эколого-биологическая библиотека, которая постоянно пополняется и служит научной базой, делающей занятия полноценными и информационно наполненными.
  Также в кабинете имеется ряд коллекций, которые вызывают большой интерес у детей (это энтомологические коллекции, птичьи гнезда, яйца и перья, раковины моллюсков, коллекции иглокожих, семян дикорастущих растений, гербарии и т.д.).

V.  Программа курса «Экология»
(1 занятие в неделю, 38 часов в год)

         I.  Введение.
         1. Знакомство с живыми обитателями кабинета. Как правильно вести себя на занятиях в живом уголке. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - как нам понимать эти слова Лиса, сказанные Маленькому Принцу. Рисуем обитателей живого уголка.
2. Что такое экология? Какой «дом» изучает эта наука? Зачем нужны экологические знания нам. Экология - наука о связях между живыми существами и их общим «домом», между человеком и природой. Земля – наш общий дом. Примеры экологических ошибок, совершенных в прошлом (фотографии). Как их исправить.
3. Живая и неживая природа: примеры, отличия. Зачем человеку растения и животные? Что было бы, если бы их не стало? Природа нуждается в нашей помощи. Как человек должен дружить с природой.
4. Красная Книга - боль природы.  Зачем нужны Красные Книги. Путешествие по грустным страницам Красной Книги России. Что угрожает жизни  живых существ.  Как мы можем им помочь.  Что для этого надо делать и чего делать нельзя. Читаем рассказ «Мы хотим, чтобы жили лебеди».
          II.  Времена года
          1. За окном  - золотая осень. Приметы осени. Наряды природы. Читаем рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания» и рисуем любимое время года. Игра: «Когда это бывает?». Стихи и картины на осеннюю тему. Подготовка к празднику «Золотая осень». Какие еще времена года бывают. Их отличия. Как природа готовится к зиме, что в ней меняется.
2-4. Рисуем коллективную картину-панно «Золотая осень». Что мы хотим выразить своим рисунком и как это сделать. Приклеиваем к нарисованной картине засушенные осенние листья, рассказывая, от какого они дерева. Рассматриваем листья (размер, форма, цвет) и любуемся их красотой. Отгадываем загадки о временах года, явлениях природы.
          III. Лес - наш друг
1. Почему говорят: «Лес - наше богатство»? Что такое лес - толь¬ко ли деревья. Этажи леса (мхи и лишайники; травы; кустарники; деревья). Кто на каком этаже живет и может ли он «поменять» свою квартиру.
2. Какие бывают леса: хвойные, лиственные, смешанные. Деревья каждого вида леса. Обитатели лесов. Вспоминаем о летних прогулках в лесу. Рисуем леса.
3. Экскурсия в осенний парк.
4. Охрана леса: от кого и как? Болеет ли лес и почему? Кто вредит лесу? Кто и как помогает охранять лес. Дятлы – «Айболиты» леса. Как дятел лечит лес. Питание дятла зимой. Рисуем «портрет» дятла.
 5. Жаба - неутомимый помощник в борьбе с насекомыми. Надо ли бояться и уничтожать жаб. Читаем рассказ о жабе по кличке Страшила. Рисуем иллюстрации к рассказу.
6. Муравьи: санитары и хранители лесов. Знакомимся с удивительной жизнью муравьиной семьи. Кто главный в муравейнике? Профессии муравьев. Муравейник - сказочный городок. Как он устроен? Как муравьи охраняют лес? Читаем басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и сказку «Муравьишка». Рисуем картины о муравьиной жизни.
7. Лесная «Скорая помощь». Кто еще помогает лесу? Летучая мышь - птица или зверь. Жизнь летучих мышей. Как они «видят ушами». Рассказ о необычных опытах Ладзаро Спалланцани. Летучие мыши - непревзойденные охотники за насекомыми. Легенды и правда о летучих мышах. Существуют ли мыши-вампиры? Важность охраны летучих мышей. Рисуем «портрет» летучей мыши.
8. Зачем лесу грибы?  О дружбе деревьев и грибов. Как устроен гриб (грибница, ножка, шляпка, споры). Грибы съедобные и ядовитые. Правила грибников. Ядовитые грибы - лекарство из «лесной аптеки». Кто и зачем его принимает? Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? 
9. Другие грибы, встречающиеся в лесу. Трутовики - зачем они нужны лесу? Почему у них такое странное название? Знакомство с коллекцией трутовиков. Как раньше с их помощью добывали огонь. Сочиняем «коллективную» сказку о жизни леса и его обитателей.
           IV. Животные – наши друзья
1. В царстве пернатых.   Почему    зимой   птиц     меньше,  чем  летом.    Птицы   оседлые
и перелетные. Почему они улетают в теплые страны: голод или хо¬лод? Ласточка и Дюймовочка (вспоминаем эту сказку Андерсена).  Знакомимся и рисуем перелетных птиц.
2 Рассказ о птицах, остающихся с нами на зиму. Как по¬мочь птицам, зимующим с нами. Птичья столовая: как ее сделать, что туда положить. Смотрим рисунки в книге «Птичья столовая». Рисуем птичью столовую и ее посетителей.
3. Учимся делать кормушки для птиц из пакета от молока или сока. Задание на дом: повесить сделанную кормушку рядом с домом, кормить птиц во время прогулки, наблюдать за ними. Подготовить рисунок (фото) и рассказ о своих наблюдениях.
4. Зимняя жизнь лесных зверей: волки, лисы, белки, зайцы, мыши, лоси. Кто как питается зимой. Невидимая жизнь под снегом (мыши).
5. Следопытство. Учимся читать «Книгу леса». Какие следы оставляет лиса, заяц, белка, мышь, медведь. Рисуем следы этих животных. Что еще можно узнать по оставленному следу. Распутываем историю, записанную на снегу, и придумываем рассказ.
6. Медведи - герои сказок (каких именно?). Какие они на самом деле? Жизнь бурых медведей. Медведица - заботливая мама. Что умеет «неуклюжий» мишка. Так что же больше всего любит медведь, мед или лук? Почему медведь (даже дрессированный) опасен для человека?
7. Какие еще бывают медведи (белые, черные, солнечные). Смотрим альбом «Медведи». Особенности поведения медведей. Необходимость охраны медведей в наши дни. Смотрим видеофильм о медведях. Рисуем медведей. Лепим белого медведя из соленого теста.
8. Волки - герои сказок (каких именно). Какие волки в сказках и какие они на самом деле. Повадки и жизнь «серого волка». Взаимоотношения в волчьей стае. Рисуем волка на охоте. Волчица и ее дети. Как и чему волчата учатся в «волчьей школе». Как отличить волка от собаки (хвост, вой, форма головы, следы задних ног). Роль волка в жизни леса. Что произошло, когда уничтожили всех волков. Важность охраны волков. Смотрим видеофильм о жизни полярных  волков. Лепим полярного волка из соленого теста.
9. Бобры – «маленькие лесные люди». Почему их так называют. Бобры - лучшие лесные строители. Как они живут и что делают. Строительство плотин и хаток. Чем бобры помогают природе. Бобровые заповедники России.
10. Барсуки - жители леса. Образ жизни и повадки барсука. Чему нас может научить это животное-чистюля? Как лиса выгоняет барсука из его норки? Неоценимая помощь барсуков лесу - уничтожение насекомых-вредителей.
11. Появление перелетных птиц. Первые весенние птицы – кто это? Птичьи хлопоты весной – активная подготовка в выведению потомства. Слушаем записи голосов птиц в природе. Учимся различать птиц по их песенке. Приметы весны. Что меняется в природе. Стихи о весне. Рисуем весну и первых весенних птиц.
12. Рассказ о скворце. Почему люди издавна строят домики для скворцов? Как сделать скворечник. Помощь скворцов в охране леса и сада.
13. Насекомые весной.  Кто как зимовал? Бабочки: как они переносят зиму. Чудо рождения бабочки. Читаем рассказ А.Плешакова «Необычное дежурство». Смотрим иллюстрации  в книге «Энтомология в картинках» и альбом «Бабочки». Знакомство с коллекцией тропических бабочек. Роль бабочек в природе? Надо ли уничтожать гусениц? Охрана редких видов бабочек.
14. Экскурсия в Зоомузей МГУ.
          VII. Растения и человек
1. Что происходит весной с растениями? Откуда берутся листья на ветках? Что будет, если срезанную ветку дерева поставить в воду. Проводим фенологическое наблюдение: в течение трех недель зарисовываем изменения, которые произошли с веткой, поставленной в воду. Тайны появления листьев и цветов. Охрана деревьев.
2. Первые весенние цветы – самые смелые.  Подснежник, мать-и-мачеха, медуница, примула. Почему они носят такие имена. Вспоминаем сказку «12 месяцев». Вывод: каждый цветок распускается в свое время. Почему нельзя собирать в лесу ландыши и медуницу. Красная Книга растений. Как помочь сохранить редкие виды. Рисуем растения из Красной Книги Москвы.
3. Растения на наших грядках. Как растет картошка, морковка, лук, свекла? Что будет, если посадить их в землю. Ставим опыт и проводим наблюдение в течение  месяца. Обсуждаем те изменения, которые мы замечаем. Как происходит «чудо роста»? Почему репка в сказке выросла такой большой? Чем питается растение?
4. Читаем сказку Плешакова «Как поспорили растения». Какой вывод мы можем сделать из нее? Как человек должен вести себя в лесу, в поле, на лугу и т.д.? Формулируем «Правила Друзей Природы». А можем ли мы их исполнять? Что для этого нужно? Как правильно и безопасно разводить костер.
5. Рисуем экологические листовки и значки. Слушаем стихи и разгадываем загадки и растениях.
6. Экскурсия в Ботанический сад.
          VIII. Заключение.
1. Еще раз о том, что такое ЭКОЛОГИЯ – наука,  которую мы изучали. Как люди должны вести себя в природе - нашем общем доме? Главный принцип, как у врача  «Не навреди!». Мы - друзья природы, будем заботиться и помогать ей.
      2. Экскурсия в  Московский  зоопарк.

VI. Прогнозируемые результаты
                            Учащиеся должны знать:
•    что такое экология,  каковы ее задачи и назначение  в современном мире;
•    начальные экологические понятия;
•    о взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
•    о единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней;
•    о месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества;
•    о причинах создания и назначении Красной книги;
•    о местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
•    о причинах и возможных последствиях экологических катастроф;
•    о ценности и уникальности каждого природного объекта; 
•    о современных экологических проблемах и возможных путях  их решения;
•    о правилах поведения  человека в природе;
                             Учащиеся должны уметь:
•    выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту, общественных местах;
•    применять свои   знания в обращении с живыми организмами;
•    изготавливать кормушки, подкармливать и охранять птиц;
•    охранять редкие виды растений и животных;
•    наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме;
•    проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
•  формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме);

   Представленный курс “Экология (экологическая этика)” решает задачу воспитания в ребенке доброты, милосердия, сострадания, бережного отношения к каждому живому существу и к природе в целом. Но в то же время курс направлен на формирование в детях стремления к активному, сознательному участию в экологической деятельности в дальнейшем на основе приобретенных знаний. Фактически дети получают  первые, столь необходимые им духовно-нравственные уроки, основанные на экологическом материале.

VII. Литература

    Литература, используемая на занятиях

1. Акимушкин И, "Мир животных" (т.1-4);
2. Андерсен "Дюймовочка";
3. «Бабочки» (альбом);
4. Бауэр Э. "Зверята со всего света";
5. Бианки В. "Сказки из леса";
6. "Большая энциклопедия природы для детей";
7. Дмитриев Ю. "Книга природы";
8. "Зоопарк в твоей книжке";
9. Корецкая Т. "Окно в мир";
10. "Какие звери живут в лесу (альбом-раскраска);
11. Маршак С. "Времена года"
12. "Медведи" (альбом);
13. "Моя первая книга о природе";
14. Мурзин Б. "Бабочки";
15. Онегов А. "Первый цветок";
16. Отто фон Фриш "Цветной атлас животных";
17. Пухальский В. "Обитатели леса";
18. Пришвин М. "Кладовая солнца";
19. Плешаков А. "Зеленые страницы";
20. "Редкие животные нашей страны";
21. Плешаков А. "Природа";
22. "Свирель" (детский экологический журнал);
23. Танасийчук В. "Энтомология в картинках";
24. "Удивительное в жизни животных";
25. "Удивительные животные";
26. "Энциклопедия для детей: Биология".
            
    Литература, рекомендованная для учителей

1.Агесс П. «Ключи к экологии»  Л., 1982;
2. Акимушкин И, “Мир животных”, т.1-4, М., 1992-1998;
3. Акимушкин И. “Причуды природы”, М., 1998;
4. Альбом из серии “Мир животных ”: “Удивительные животные”, Белфаст, 1994;
5. Альбом из серии “Мир животных ”: “Медведи”, Белфаст, 1994;
6. Альбом из серии “Мир животных ”: “Совы”, Белфаст, 1994;
7. Артамонов В. “Редкие и исчезающие растения”, М., 1989;
8. “Атлас-определитель бабочек”, М., 1986;
9.Балбышев И. “Из жизни леса”, Л., 1987;
10.Балбышев И. “Времена года”Л., 1971;
11.Банников А., Флинт В. “Мы должны их спасти” (Очерки о животных из Красной книги), М., 1982;
12. Бердосов и др. “Экологический букварь”, М., 1993;
13. Бобров Р. “Беседы о лесе”, М., 1982;
14. А.Брэм “Жизнь животных” в 3 т., М., 1992;
15.Верзилин Н. “Растения в жизни человека”, М., 1988;
16.Верзилин Н., Корсунская В. “Лес и жизнь”, Л., 1966;
17. Гиляров М., Криволуцкий Д. “Жизнь в почве”, М., 1985;
18. Герасимов В. “Животный мир нашей Родины”, М., 1985;
19. Голубева Е. “Занимательное естествознание” (серия “Нескучный учебник”), СПб, 1997;
20. Дежкин В. “В мире заповедной природы”, М., 1989;
21. Дмитриев Ю, “Книга природы”, М., 1990;
22. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. “Твоя Красная книга”, М., 1986;
23. Добрецова. Н., Сидельникова Г. “Я и мир вокруг меня”, “Экологическое образование, 2000, N3;
24. Ильичев и др. “Птицы Москвы и Подмосковья”, М., 1986;
25. Захлебный А., Реброва Л. “Экологическое образование: проблемы и решения”М., 1992;
26. “Зоопарк в твоей книжке”, Харьков, 1992;
27. Зуев Д. “Дары русского леса”, М., 1977;
28. Корецкая Т. “Окно в мир”, М., 1996;
29. Кузнецова М., Резникова А. “Сказания о лекарственных растениях”, М., 1992;
30. Лемешев М. “Мы и природа”, М.,1989;
31. Монин А., Шишков Ю. “Глобальные экологические проблемы (климат и его изменения), М., 1990;
32. Новиков В., Губанов Н. “Школьный атлас-определитель высших растений”, М., 1985;
33. “Определитель птичьих гнезд”, М., 1996;
34. Петров В. “Растительный мир нашей Родины”, М., 1991;
35. Попова Т. “Мир вокруг нас”, М., 1998;
36. Пухальский В. “Обитатели леса”, Варшава, 1968;
37. “Растения и животные” (руководство для юного натуралиста), М., 1991;
38. “Редкие животные нашей страны”, Ленинград, 1989;
39. Реймерс Н. “Природопользование “ (словарь-справочник) , М., 1990;
40. Салеева Л. “Натуралистические игры младших школьников”, М., 1994;
41. Сергеев Б. “Жизнь лесных дебрей”, М., 1988;
42. Сосновский И. “Редкие и исчезающие животные”, М., 1987;
43. Строков В. “Пернатые друзья лесов”, М., 1976;
44. “Удивительное в жизни животных”, Саратов, 1970;
45. “Удивительный мир живой природы” (5 томов) , М., 1997-1998;
46. Формозов А. “Спутник следопыта”, М., 1989;
47. Франко Г. “Дидактический материал по теме “Экология и духовно-нравственная культура” (Методический альманах калужского департамента образования), 
Калуга, 1994;
48. Храбрый В. “Школьный атлас-определитель птиц”, М., 1988;
49. Хэрриот Дж. “И всех их создал Бог”, М., 1996;
50. Хэрриот Дж. “Среди Йоркширских холмов”, М., 1996;
51. Хэрриот Дж. “Собачьи истории”, М., 1996;
52. Цветкова И. “Экология для начальной школы” (игры и проекты), Ярославль, 1997;
53.  “Экология. Энциклопедия окружающего мира”, М., 1997;
54. “Энциклопедия для детей: Биология”, М., 1996;
55. Яковлев К. «Лесные дива. Грибной календарь» , М., 1979.
             
    Литература, рекомендованная для совместного чтения родителей и детей

1. Адамсон Дж. «Рожденная свободной», М., 1996;
2. Акимушкин И. “Причуды природы”, М., 1998.
3. Андерсен Г.-Х. “Дюймовочка”, М., 1975;
4. Бажов П. “Уральские сказы”, М., 1987;
5. Бианки В. “Сказки из леса”, М., 1996;
6. Бианки В. “Лесная газета”, М., 1986;
7. Верзилин Н. “По следам Робинзона”, М., 1994;
8. Даррелл Дж. «Рози, моя родственница»; М., 1999;
9. Корецкая Т. “Окно в мир”, М., 1996.
10. Плешаков А. “Зеленые страницы”, М., 1996;
11. Пришвин М. “Кладовая солнца”, М., 1976;
12. Сеттон-Томпсон “Рассказы о животных”, М., 1996;
13. “Удивительный мир живой природы” (5 томов) , М., 1997.
14. Хэрриот Дж. “И всех их создал Бог”, М., 1996;
15. Хэрриот Дж. “Среди Йоркширских холмов”, М., 1996;
16. Хэрриот Дж. “Собачьи истории”М., 1996;
17. «Что такое. Кто такой», т.1-3, М., издания разных лет;
18. Экзюпери А. «Маленький принц» (в  сб. «Сказки зарубежных писателей»), М., 1986

    Литература, использованная для создания программы

1. Вахрушев А., Бурский О., Раутиан А.  “Учебно-методический комплект “Мир и  человек” для 4-летней школы”,  М., 2000;
2. Вернадский В. “Философские мысли натуралиста”, М., 1989;
3. Захлебный А., Реброва Л. “Экологическое образование: проблемы и решения”М., 1992;
4. “Окружающий мир. Начальная школа. Программно-методические материалы”, М., 2000;
5. “Организация экологического образования в школе” (под ред. Зверева И., Суравергиной И.), Пермь, 1990;
6. Плешаков А. “Экология для младших школьников”(факультативный курс для  начальных классов), М., 1995;
7. Попова Т. «Мир вокруг нас»,  М., 1998;
8. «Программы по экологии», М., 1995;
9. Сурова Л. «Православная школа сегодня», Владимир, 1996;
10.Тарасова Т. “Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе”, “Начальная школа”,  2000, N 10.

     
Руководитель объединения «Тайны Природы» 
Центра детей и юношества "Россия Молодая" (Москва)                       Муравник  Галина Леонидовна
 

joomla template 1.6