Программа "Тайны Природы"

Данная программа является победителем Московского городского
конкурса программ дополнительного образования детей (2000 г.)

Авторская образовательная программа "Тайны Природы"
Возраст обучающихся:6-15 лет
Срок реализации:  5 лет

 Автор:   Муравник Галина Леонидовна

                                   
                                                                                                 Утверждена педагогическим советом
                                                                      ГОУ Детско-юношеского центра «Россия молодая» (Москва)
                                                                                                                                  29 мая 2000 г.

            Пояснительная записка

 Предлагаемая авторская дополнительная образовательная программа курса «Тайны Природы» имеет эколого-биологоческую направленность. Данный курс является трехступенчатым. Он предназначен для обучения детей следующих возрастных групп:

 ·   I ступень: старший дошкольный возраст (6 лет) в течение одного года с учебной нагрузкой 1 час 1 час в неделю;

 ·       II ступень:  учащиеся начальной школы (1-3 классы) в течение одного года с учебной нагрузкой 2 часа в неделю; 

 ·       III   ступень: учащиеся 3-5 классов в течение одного года с учебной нагрузкой 2 часа  в неделю;  

 ·         учащиеся  5-6 классов  в течение одного года с учебной нагрузкой 3 часа в неделю

 ·         учащиеся 6-8 классов в течение одного года с учебной нагрузкой 3 часа  в неделю.

 Таким образом,  реализация программы происходит в течение 5-и лет.

 
Цели и задачи программы

 Цель предлагаемого курса – последовательное, комплексное, непрерывное формирование у детей с раннего возраста эколого-биологической культуры и грамотности, пробуждение в них интереса, любви к живой природе и, как следствие этого -  ответственного отношения к живым организмам, являющимся  величайшей ценностью и общим достоянием человечества.

 Основной дидактической идеей курса является идея многообразия живой природы, целостности, взаимозависимости, гармонии отношений, присущих природе. Учащиеся постепенно подводятся к осознанию важной мысли о том, что мир живой природы хрупок, что природа нуждается в нашей помощи и защите. В рамках курса ставятся и решаются задачи не просто наполнения детей определенной суммой знаний,  но также создание культурно-экологической среды для развития их интеллектуальных способностей, стремление к формированию у них нового стиля мышления и отношения к  природе.

 Таким образом, предлагаемая программа - попытка реализации системного, целостного подхода в образовании. Хотелось бы преодолеть фрагментарность, присущую ряду аналогичных курсов. Мир, познаваемый на наших занятиях, предстает перед детьми  не мозаикой, сложенной  из осколков (каждый из которых сам по себе, безусловно, интересен), но целостной, согласованной системой знания, скрепленного единой  идеей.

 Таким образом,  предлагаемый курс является одновременно обучающим, поскольку дает глубокое (соответствующее возрастным возможностям) интеллектуальное  знание;  развивающим и   воспитывающим.

 Следовательно, в целом задачей курса является всестороннее целостное воспитание и развитие личности ребенка через знакомство с миром живой природы.

     Программа курса “Тайны Природы»” предполагает решение следующих образовательных  задач:

  •  формирование системных  эколого-биологических понятий и   представлений  природе и мире как среде жизнедеятельности многочисленных видов живых  организмов, включая человека;
  • иллюстрирование этих понятий яркими, образными, хорошо   запоминающимися  примерами, доступными для восприятия и  осознания  в каждой возрастной группе;
  • формирование представлений  о необходимости природоохранной  деятельности;
  • воспитание эколого-биологической культуры как основы  нравственных   взаимоотношений   человека и природы;
  • воспитание бережного отношения к живой и неживой природе,  осознания  ответственности за свои поступки;
  • развитие навыка наблюдений в природе и  способности их анализировать;
  • стимулирование собственной познавательной активности учащихся;
  • обучение работе с литературой и прочими источниками научной  информации;

 Курс “Тайны Природы” предполагает решение следующих развивающих задач:

  • пробуждение, формирование и стимулирование собственной  познавательной  активности детей;
  • развитие умения воспринимать мир во всем его многообразии посредством органов чувств;  
  • развитие навыков общения, ведения диалога, способности формулировать свое мнение;
  • формирование терпимости, уважительного отношения, способности  слышать,   понимать и принимать  мнение другого человека;
  • воспитание нравственного отношения в природе и всему происходящему в мире;
  •  формирование социокультурных навыков.

 Таким образом, программа предлагаемого  курса  базируется  на  принципе единства интеллектуального познания, эмоционального переживания и практического действия.

 Необходимость, актуальность данного курса вызвана тем обстоятельством, что мы являемся свидетелями, жертвами, и, одновременно, “творцами” глобального экологического кризиса, который стал следствием потребительского, непродуманного отношения человека к природе. Долгие годы детям старательно навязывалась мысль о том, что “мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача” (фраза, приписываемая И.В.Мичурину). На этом безнравственном лозунге воспитывались целые поколения. Плоды подобной  деятельности придется исправлять и врачевать тем детям, которых мы растим сейчас. Ребенок с раннего возраста должен почувствовать, осознать свое кровное родство с природой - нашей кормилицей, помощницей, защитницей и другом. Он должен ощущать природу свой родиной, своим отечеством, где быть “незнайкой” или “чужеземцем” стыдно и невозможно. А идея так называемых “побед над природой” должна навсегда уйти из нашего сознания. И детям надо с непреложной ясностью  продемонстрировать,  что  попытка покорения природы обернулась для всех нас, обитателей планеты Земля, катастрофой.

 Однако наряду с примерами неблагополучия в природе, детям необходимо показать реальные пути для исправления допущенных в прошлом ошибок и просчетов. Наша задача - помочь им осознать, что человек может и должен найти с окружающей природой,  частью которой  является он сам, общий язык.

 Таким образом, данный курс - это попытка экологизации сознания детей, формирование высоких духовных качеств у тех, кому в недалеком будущем предстоит определять стратегию и тактику взаимоотношений природы и человеческой  цивилизации.

 Для решения поставленных задач необходимо глубоко и всесторонне познакомить воспитанников с миром живой природы. Автор уверен, что беречь и любить можно лишь то, что хорошо знаешь. Таким образом, через познание природы происходит воспитание её друзей и защитников.

        Отличительной особенностью предложенной программы является то, что она предполагает поэтапное введение детей в экологическую проблематику. Младшие воспитанники (I ступень) обучаются по программе, которая носит особое название – «Гармония (экологическая этика)». Они знакомятся с целостным миром природы. Это знакомство проходит через круг времен года. Дети узнают об особенностях поведения различных живых организмов в те или иные периоды, о том, как и чем можно помочь живым существам, что следует делать, а чего делать нельзя, какие виды нуждаются в охране,  почему и многое другое.

         Программа II ступени предполагает детальное знакомство с домашними и декоративными животными, историей одомашнивания, особенностями поведения  и биологии диких предков. Также дети обретают практические навыки ухода за теми питомцами, которые содержатся в нашем живом уголке, на базе которого и проходят занятия. И лишь после этого воспитанники III  ступени приступают к детальному изучению в течение трех лет Царства Животных. Такая последовательность выбрана нами не случайно. Она позволяет поэтапно знакомить детей с миром живой природы, соответственно их возрастным возможностям, интересам, мотивации. 

             Ожидаемые результаты

 Воспитанники I ступени обучения (6 лет) должны знать:

  •  что такое экология,  каковы ее задачи и назначение  в современном  мире;
  •  о взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
  •  о единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к  ней;
  •  о причинах создания и назначении Красных книг;
  •  о местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
  •  о причинах и возможных последствиях экологических катастроф;
  •  о ценности и уникальности каждого природного объекта; 
  •  о правилах поведения  человека в природе;

 Они должны уметь:

  •  выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту,
  •  общественных местах;
  •  применять свои  знания в обращении с живыми организмами;
  • изготавливать кормушки, подкармливать и охранять птиц;
  • наблюдать явлениями окружающей среды по заданной схеме;
  • проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
  • формулировать и обосновывать собственное мнение по тому илииному вопросу (экологической проблеме);

 Воспитанники II ступени обучения должны:

  • знать об основных видах домашних и декоративных животных.
  • знать об истории одомашнивания;
  • знать о причинах одомашнивания и использовании человеком;
  • знать о диких предках домашних животных, особенностях их биологии;
  • применять свои знания при общении с домашними и декоративнымиживотными;
  • иметь практические навыки кормления и ухода за домашними идекоративными  животными;
  •  иметь представления о разведении домашних и декоративных животных;
  •  иметь первичные представления о болезнях домашних идекоративных животных, а также первой помощи им;
  •  уметь провести экскурсию в живом уголке, рассказать о содержащихся в нем питомцах;
  •  уметь проводить простейшие этологические наблюдения задекоративными  животными;
  •  уметь делать простейшие зарисовки домашних и декоративныхживотных;
  •  понимать необходимость бережного отношения к домашним и декоративным  животным, не превращать их в «живые игрушки».

                Воспитанники III ступени обучения должны:

  • знать основные систематические группы животных;
  • знать основные биологические особенностей разных  группживотных;
  •  знать местные виды животных, особенностей их биологии;
  •  уметь пользоваться биологическими определителями;
  •  уметь работать с эколого-биологической научной, научно-популярной, справочной и периодической литературой;
  •  иметь  представления об истории животного мира;
  •  иметь  общие представления об истории биологии;
  •  иметь представления о жизни и научной деятельности наиболее
  •  известных ученых-биологов;
  •  иметь навыки работы с увеличительными приборами (бинокуляр, световой микроскоп);
  •  иметь навыки выполнения научного рисунка;
  •  иметь навыки сбора биологических коллекций, их обработки и хранения;
  •  иметь навыки проведения фенологических наблюдений;
  •  иметь навыки проведения этологических наблюдений;
  •  иметь навыки оформления своих наблюдений и их анализ;
  •  знать о современных экологических проблемах, их причинах и подходах к решению;
  •  иметь представления о единстве мира природы и необходимости бережного отношения к каждому живому существу, понимание уникальности и неповторимости каждого вида;

 Проверка результатов.

 Для проверки ожидаемых результатов используются различные методики.  В младших возрастных группах проводятся биолого-экологические викторины (в игровой форме), в ходе которых выявляется, какие знания усвоил тот или иной воспитанник, как он может ими воспользоваться, каково его личностное отношение к миру живой природы, как он воспринимает те или иные проблемы. В более старших возрастных группах проводятся брейн-ринги, командные и индивидуальные викторины, марафоны, биологические и экологические декады. Дети, успешно прошедшие каждую ступень обучения, получают красочно оформленное «Удостоверение друга и защитника Природы». Помимо этого в конце года мной заполняется «Карта динамики развития учащегося», в которой оцениваются такие показатели как внимание, память, воображение, речь  и пр., на основании чего делается общий вывод об изменениях в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка.  Это позволяет проводить индивидуальную коррекцию его воспитания и обучения совместно с родителями. Кроме того, в конце года нами проводятся выставки детских рисунков и поделок (из соленого теста, природных материалов), а также фотографий, сделанных детьми во время фенологических наблюдений, что также служит одной из форм проверки успешности обучения.

          Формы и режим занятий.  

 Основной формой обучения  по данной программе являются групповые занятия.  В группу входит следующее количество обучающихся:  I ступень – 15 человек; II-III ступени – 12 человек.

 I ступень обучения предполагает проведение еженедельных занятий с учебной нагрузкой 35 минут. Из них 10 минут отводится на общение детей с животными живого уголка, в помещении которого проводятся занятия. Дети помогают ухаживать за животными, кормят их.

                Программа подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего  мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее обитателям.

                При работе с дошкольниками мы активно используем  аудио-и видеоматериалы,  различные игровые формы, что делает занятия не только более интересными,  эмоционально яркими, но и способствует  лучшему усвоению предлагаемого материала.

                  Уроки проводятся в нескольких формах, дополняющих друг друга и делающих усвоение учебной программы более эффективным.

                Этот первый год обучения является своего рода вводным, предваряющим занятия в последующие четыре года.

 Занятия с учащимися II ступени продолжаются 2 часа. Первые 30 минут дети также общаются с животными, помогают их кормить, убирать в клетках, осматривают их, контролируют состояние  здоровья, а также проводят этологические наблюдения по специально разработанной автором курса методике. Далее в течение оставшегося времени занятие проводится в различных методических формах, о которых будет рассказано ниже. Также в ходе занятий используются разнообразные игровые элементы.

 II ступень обучения посвящена знакомству с домашними и декоративными животными, а также их дикими предками и сородичами; они узнают об истории доместикации, способах одомашнивания, о выведении и особенностях различных пород животных. Помимо этого они осваивают навыки ухода и содержания домашних животных, закрепляя их  при  общении с обитателями живого уголка. Однако общим фоном, на котором происходит знакомство с домашними животными, все же является  экология, ее задачи и проблемы  и их  взаимосвязь с содержанием домашних животных. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к питомцам - не как к “живым игрушкам”, а живым существам – нашим друзьям, младшим братьям, помощникам, за жизнь которых мы несем ответственность. При проведении занятий мы также стараемся  использовать аудио- и видеоматериалы.

   Учащиеся III ступени обучения начинают систематическое знакомство с основами зоологии, рассчитанное на три года. Занятия проходят 1 раз в неделю с учебной нагрузкой 2 часа (1-й год) и 3 часа (2-3 годы). Из них, как и в предыдущей группе, первые 30 минут отведены на уход и общение с животными живого уголка. В течение остального времени проводится  занятие в различных методических формах: теоретической, лабораторной, практической, выездной (экскурсионной), которые могут сочетаться в рамках одного проводимого занятия (за исключением выездной, требующей использования всего учебного времени).

         Что подразумевает использование той или иной формы? 

         Теоретическая форма занятий – это знакомство с определенным учебным материалом  в соответствии с программой обучения (по методике, о которой будет сказано ниже), а также работа с биологической литературой (определители, справочники, альбомы, научно-популярная литература, периодические издания).

          Лабораторные занятия предполагают постановку некоторых биологических экспериментов (и их последующий анализ), исходя из возможностей  материального обеспечения объединения «Тайны Природы». Наиболее часто мы используем  для этих целей увеличительную технику (лупы, бинокуляр, микроскоп) и те препараты, которые могут изготовить сами учащиеся, а также имеющиеся в нашем распоряжении готовые микропрепараты.

       Практическая форма занятий предполагает работу с зоологическими коллекциями, влажными препаратами, моделями и муляжами и т.д.

        Этологические наблюдения предполагают изучение поведения животных, содержащихся в живом уголке (пищевое, ролевое, игровое и другие формы поведения), а также последующий анализ,  обобщение и выводы.

 Помимо перечисленных форм работы нами также проводятся выездные занятия - экскурсии в биологические музеи Москвы, на  биологические выставки, а также в  Московский зоопарк.

 Четвертый и пятый годы обучения проходят по той же схеме, что и предыдущий, с той  разницей, что учебная нагрузка возрастает до 3 часов в неделю, поскольку теоретическая часть занятий становится более углубленной, в соответствии с возросшими возрастными возможностями детей.

           Помимо перечисленных форм проведения занятий, автором  активно используются  игровые формы. Игра является не только средством отдыха детей на занятиях, но и выполняет ряд  дидактических задач. В игре наиболее ярко проявляются личностные качества каждого ребенка, а следовательно появляются возможности для коррекции его  поведения. Кроме того, игра является способом взаимодействия детей, она дает им первичные навыки социокультурного поведения, совместной целенаправленной деятельности. Более того, игра позволяет развивать внимание, воображение, фантазию, находчивость ребенка, его наблюдательность, умение формулировать и решать возникающие перед ним задачи. Наконец, игра дает эффект «личного присутствия», «проживания» ситуации, что делает процесс обучения более достоверным, эмоционально окрашенным,  интересным для детей и, следовательно, лучше понимаемым и запоминаемым. Однако важно, чтобы игра, вместе с тем, оставляла место для тайны, не превращала бы сокровенное – в банальное. Вот некоторые примеры игровых форм:

  •  Командная викторина “Чудеса живой природы”;
  •  Брейн-ринг “Неизвестное об известном”;
  •  Командная викторина “Знаете ли вы своих  домашних любимцев?”;    
  •  Брейн-ринг “Животные далекие и близкие“.
  • Конкурс творческих работ “Ноев ковчег” (рисунки, рассказы, наблюдения в природе,  фотографии, поделки, и пр.);
  • Игра-викторина “Путешествие в Затерянный мир”;
  • Кроссворды, чайнворды, сканворды и прочие головоломки (предлагаются   преподавателем, придумываются учащимися);
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний»;
  •  Дидактическая игра «Найди ошибку»;
  • Дидактическая игра «Незнайка и Знайки»
  • Зоологический (экологический) лабиринт;
  • Сочиняем зоологическую сказку (фантастический рассказ);
  • Конкурс невыдуманных историй;
  • Конкурс на лучшую птичью кормушку.
  • Конкурс фенологических наблюдений;
  • Конкурсы экологических знаков и листовок и многое другое.

  Метод преподавания

 В педагогике существует большой соблазн - воспитать себе подобного, наполнив ребенка знаниями,  которые, как нам кажется, ему необходимы. При известной педагогической твердости можно быстро добиться видимости, или лучше  сказать, имитации обучения. Этот путь - репродуктивная педагогика, являющаяся порождением западной  средневековой схоластики. Вот как определяет ее В.Даль: она “есть дух мертвящий, вместе с тем - многословный,  витиеватый,  дух внешнего долженствования”. Использование данного подхода ведет к безличностному наполнению ребенка знаниями без учета его актуальных потребностей.  В  этом случае его разум, по сути, не пробуждается,  а душа не исполняется любовью и желанием  быть тружеником и соработником в мире.

 Автором программы использован принципиально иной путь - диалоговая педагогика, основой которой является сократический урок-беседа. Главная идея этого подхода такова:  знания  не привносятся извне, но “рождаются” на занятии, в процессе диалога с детьми. Следовательно, предлагаемое знание является ответом на духовные потребности детей, на их живое вопрошание. Оно не есть глыба, которая обрушивается на ребенка, грозя раздавить его обилием информации, но, напротив, является тем фундаментом, который поможет ему  двигаться по пути познания дальше.  Главное, как нам представляется,  это не погасить в детях их естественную любознательность,  но незаметно и вместе  с  тем точно направить ее в нужное русло. Важно при этом стремиться не к обилию фактического материала, что невозможно не только в этих возрастных группах, но и при работе со  старшими школьниками,  но к полноте понимания тех вопросов и проблем, которые выносятся на занятие.

 Как строится наше занятие? Можно сказать, что это - совместное свободное движение детей и преподавателя к поставленной цели, которое незаметно направляется учителем с помощью “ниточек” сократических вопросов. Поставить точный сократический вопрос - самая большая сложность, требующая педагогического мастерства и навыка. Почему? Этот вопрос должен быть мостиком между темой предыдущего  занятия  и  того, которое планируется провести сегодня. Кроме того, в нем должны соединиться впечатления как учителя, так и детей, причем впечатления, оставшиеся от прошлого занятия и рождающиеся в данный момент. Помимо этого, сократический вопрос должен непременно побуждать детей к поиску ответа, подогревая их естественную любознательность.

 

Итак, найден и произнесен сократический вопрос, а далее начинается “чудо” - это живой неповторимый, подчас с непредсказуемыми поворотами диалог учителя и детей. Важнейшая задача педагога - деликатно уточнять и направлять эти вопросы-ответы детей, помогая им обучаться культуре дискуссии,  умению слышать другого,  соотносить свое мнение с мнением остальных участников диалога.

 По вполне понятным причинам, дети не могут дать правильный и полный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Однако, стараясь найти решение, они непроизвольно расширяют поле вопросов и совместно ищут ответы на них. Вот из этой суммы их ответов учитель и должен  “вытянуть” ту золотую ниточку, которая, как нить Ариадны, поможет им найти правильный путь. Так идет развитие диалога в ходе урока.

 Однако настает такой момент, когда дети уже не могут ответить на уточненный вопрос учителя, поскольку у них просто для этого нет необходимого знания. Вот в этот-то момент и следует ввести “блок информации”, которая уже с нетерпением ими ожидается, поскольку интерес к обсуждаемой проблеме разбужен. Эта новая для детей информация ложится на “подготовленную почву”, возделанную в ходе сократической беседы. Как показывает наш опыт, дети с жадностью и неподдельным интересом впитывают эту информацию, глубоко эмоционально переживают ее, надолго сохраняя в своей памяти, делясь новым знанием с родителями, другими членами семьи, сверстниками.

 Подобная схема может быть повторена на занятии несколько раз. Завершается урок обязательным связыванием новой информации с предыдущим знанием и опытом детей. Благодаря этому весь урок  замыкается  в единую логическую цепь.

 Итак, сократическая беседа активизирует творческие силы детей, помогая включить в диалог даже самых робких и застенчивых из них. Эти занятия-беседы всегда эмоциональны, потому что связаны с живым опытом, знаниями и потребностями духовного роста каждого ребенка.

 Приобретаемые таким образом знания не “лежат” в детях пассивно, как в камере хранения ненужных вещей, напротив, они востребованы и, что самое важное,  дополнены,  обогащены, систематизированы на занятии.  Новая информация “вплетается” органично  и  непринужденно. Разговор, касающийся самых серьезных и непростых вопросов, приносит радость открытия, как бы совершенного детьми самостоятельно, их совместным творческим поиском.

 Нам представляется, что диалоговая педагогика имеет многие преимущества перед монологом пусть и очень знающего, эрудированного учителя,.поскольку дети, как известно, воспринимают именно то, что для них актуально, интересно в данный момент, что является потребностью их духовного роста.

 Условия реализации программы

 Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете, носящем необычное, интригующее детей название “Тайны природы”. В кабинете находится столы-парты, сдвинутые вместе в центре комнаты. Стулья расставлены вокруг столов так, чтобы во время занятия дети были обращены лицом друг к другу, что создает удобство для совместной беседы. Помимо этого, в кабинете  вдоль стен расположены: полки с коллекциями и различными экспонатами, секретер с книгами, стеллаж и столы, на которых расставлены клетки с животными, аквариумы и террариумы.  На стенах укреплены стенды, таблицы, картины биологической тематики.

 Фактически, кабинет является одновременно и  живым уголком, в котором нами содержатся различные декоративные  животные (птицы, рыбы, грызуны, амфибии и рептилии). Уход за животными, в котором принимают посильное участие дети, помогает им познакомиться с особенностями того или иного живого существа, его образом жизни в природе и содержанием в неволе. Мы считаем, что такой вид деятельности чрезвычайно важен для правильного духовного воспитания детей, в особенности городских жителей, в значительной мере “отлученных” от живой природы. Помимо радости общения с живыми существами, дети обретают дополнительные навыки и знания, а также осознают реальную ответственность за тех “кого мы приручили”, как писал  Антуан де Сент-Экзюпери.

 Помимо многочисленных животных, в кабинете имеются демонстрационные материалы, также используемые на занятиях. Это влажные препараты и муляжи, энтомологические коллекции,  коллекции раковин моллюсков, иглокожих, образцы птичьих гнезд, меха различных млекопитающих, гербарии и  многое другое.

 Кабинет оснащен бинокулярной лупой, которая дает 60-кратное увеличение, что позволяет  изучать насекомых, паукообразных и т.д. Имеются в наличии два световых микроскоп (“Юннат”), а также наборы готовых микропрепаратов.

  Нами совместно с детьми оборудован  ряд стендов, таких как “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, куда учащиеся  помещают фотографии своих домашних животных, рассказывая о них на занятии, делясь своими наблюдениями. В кабинете действует постоянно обновляющийся стенд  “В мире интересного”, для которого отбираются наиболее интересные статьи из периодических изданий, стенд “Они должны жить”, рассказывающий о животных, попавших в Красную книгу. Периодически организуются какие-либо временные тематические выставки (фотографий, рисунков, поделок, творческих работ, рефератов и т.д.). 

 Помимо этого, кабинет оснащен видеомагнитофоном и фильмотекой научно-популярных и учебно-познавательных фильмов.  Имеется также проигрыватель и пластинки с записями голосов птиц, магнитофон и аудиокассеты.  Все это  используется на занятиях.

 В кабинете есть постоянно пополняемая библиотека научной и научно-популярной биолого-экологической литературы, которая помогает делать занятия информационно богатыми и более интересными.  Учащиеся имеют возможность брать книги на дом для чтения, подготовки выступлений, написания рефератов и т.д.  И дети активно пользуются этим, что свидетельствует об их интересе к изучаемому предмету, о приобретении навыков работы с книгами.

 Список используемой на занятиях литературы,

 а также  литературы  для самостоятельного чтения

                1. Дж.Адамсон “Рожденная свободной”.

                2. Акимушкин И, “Мир животных"” т. 1-4.

                3. Акимушкин И. “Исчезнувший мир”.

                5. Акимушкин И. “Проблемы этологии”.

    6. “Акулы” (альбом из серии “Мир природы”).

                7. “Аллигаторы и крокодилы” (альбом из серии “Мир   природы”).

                              8. Атлас-определитель рыб.

                9. Атлас-определитель бабочек.

               10. Атлас-определитель цветковых растений.

              11. “Бабочки” (альбом из серии “Мир природы”).

              12. Бауэр Э. “Зверята со всего света”.

                             13. Бианки В. “Сказки из леса”.

              14. “Биология” (подшивка газеты)

                             15. “Большая энциклопедия природы для детей”.

               16. А.Брэм “Жизнь животных”.

                             17. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор “Биология”, т.1-3

              18. Дж.Даррелл “Под пологом пьяного леса” и др. повести.

              19. Дмитриев Ю, “Книга природы”.

              20. “Змеи и рептилии” (альбом из серии “Мир природы”).

              21. “Зоопарк в твоей книжке”.

              22. Корецкая Т. “Окно в мир”.

              23. “Кто есть кто: кошки”

              24. “Кто есть кто: слоны”

              25. “Кто есть кто: динозавры”

              26. Курочкин Е. “Атлас динозавров и других ископаемых    животных”.

              27. “Медведи” (альбом из серии “Мир природы”).

              28. “Морские чудовища” (альбом).

              29. “Моя первая книга о природе”.

              30. Мурзин Б. “Бабочки”.

  31. “Обезьяны” (альбом из серии “Мир природы”).

  32. “Определитель птичьих гнезд”.

  33. Отто фон Фриш “Зверята со всего света”.

  34. Плешаков А. “Зеленые страницы”.

  35. Пришвин М. “Кладовая солнца”.

  36. Пухальский В. “Обитатели леса”.

  37. “Растения и животные” (определитель юного натуралиста).

  38. “Редкие животные нашей страны”.

  39. “Свирель” (детский экологический журнал).

  40. Серия “Удивительный мир живой природы” (5 томов).

  41. Сеттон-Томпсон “Рассказы о животных”.

  42. “Совы” (альбом из серии “Мир природы”).

  43. Танасийчук В. ”Энтомология в картинках”.

  44. “Удивительное в жизни животных”.

  45. “Удивительные животные”(альбом из серии “Мир природы”).

  44. Ж.Фабр “Нравы насекомых”.

  47. Хобби-книга “Попугаи”.

  48. Джеймс Хэрриот “Среди Йоркширских холмов”.

  49. Джеймс Хэрриот “И всех их создал Бог”.

  50. Джеймс Хэрриот “Собачьи истории”.

  51. Школьный атлас-определитель.

  52. “Энциклопедия для детей: Биология”

  53. “Энциклопедия для детей: География”

  54. “Энциклопедия для детей: Экология”

 Описание механизма реализации программы

 Представленная на конкурс образовательная программа «Тайны Природы» позволяет познакомить учащихся  широкой возрастной группы (от 6 до 15 лет) с  основами экологии и зоологии, способствуя тем самым формированию у детей с раннего возраста эколого-биологической культуры и грамотности, пробуждению интереса, любви к живой природе и, как следствие этого -  ответственного отношения к ней. При  работе по данной программе  педагог использует различные формы и методы, от теоретических занятий до практических работ, фенологических и этологических наблюдений, выездных занятий, экскурсий, знакомства с научно-популярной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями по данной тематике, а также аудио- и видеоматериалами.

 Предлагаемая программа – это  реализация системного, целостного подхода в образовании. В ней предпринята попытка преодолеть фрагментарность, присущую ряду аналогичных курсов. Познаваемый на занятиях мир предстает перед детьми  не мозаикой, сложенной  из фрагментов, а целостной, согласованной системой знания, скрепленного единой  идеей. Таким образом,  предлагаемый курс является одновременно обучающим, поскольку дает глубокое (соответствующее возрастным возможностям) интеллектуальное  знание;  развивающим и   воспитывающим.

 Основной дидактической идеей курса является идея многообразия живой природы, целостности, взаимозависимости, гармонии отношений, присущих природе. Учащиеся постепенно подводятся к осознанию важной мысли о том, что мир живой природы хрупок, поэтому  природа нуждается в помощи и защите. В рамках курса ставятся и решаются задачи не просто наполнения детей определенной суммой знаний,  но также создание культурно-экологической среды для развития их интеллектуальных способностей, стремление к формированию у них нового стиля мышления и отношения к  природе.  Такой подход является, в известной степени, новаторским. Особенно учитывая, что для реализации программы автор использует методологию диалоговой педагогики – так называемую сократическую беседу.

 Главная идея этого подхода такова:  знания  не привносятся извне, но “рождаются” на занятии, в процессе диалога с детьми. Следовательно, предлагаемое знание является ответом на духовные потребности детей, на их живое вопрошание. Оно является фундаментом, который поможет ребенку  двигаться по пути познания дальше. Сущность сократического урока - в совместном, свободном движении детей и преподавателя к поставленной цели, которое незаметно направляется учителем с помощью “ниточек” точно сформулированных сократических вопросов. Важнейшая задача педагога - деликатно уточнять и направлять эти вопросы-ответы детей, помогая им обучаться культуре дискуссии,  умению слышать другого,  соотносить свое мнение с мнением остальных участников диалога.

 Как показывает опыт работы, дети с жадностью и неподдельным интересом впитывают знания, приобретаемые путем таких уроков-бесед, надолго сохраняя в своей памяти, эмоционально переживая их, делясь новым знанием с родителями, другими членами семьи, сверстниками. То есть сократическая беседа активизирует творческие силы детей, помогая включить в диалог даже самых робких и застенчивых. Эти занятия-беседы всегда эмоциональны, потому что связаны с живым опытом, знаниями и потребностями духовного роста каждого ребенка. Приобретаемые таким образом знания не “лежат” в детях пассивно, они востребованы, дополнены, систематизированы на занятии.  Новая информация вплетается органично  и  непринужденно. Разговор, касающийся самых серьезных и непростых вопросов, приносит радость открытия, как бы совершенного детьми самостоятельно, их совместным с педагогом творческим поиском.

 Автор программы  в течение ряда лет использует в работе описанную методику, что помогает добиваться определенных результатов. Так некоторые воспитанники объединения «Тайны Природы» впоследствии связали свою жизнь с биологией, экологией, ветеринарией. и другими смежными сферами деятельности. Среди них есть победители биологических олимпиад, форума «Одаренные дети России». Автор совместно с воспитанниками несколько раз была приглашена на телевидение для участия в образовательных программах «В мире животных» (ОРТ), «Дела житейские» («Культура») и ряд других. Автор программы Муравник Г.Л. имеет ряд публикаций в педагогических  и научно-популярных изданиях по темам, связанным с ее образовательной  деятельностью. Она неоднократно выступала на курсах повышения квалификации работников образования (в г.Балашиха, г.Одинцово Московской области, а также в ряде городов России – Арзамасе, Казани, Рязани), делясь с коллегами своими знаниями и опытом работы.

 Занятия по представленной образовательной программе проходят не просто в кабинете, а в    живом уголке, в котором  содержатся различные декоративные  животные (птицы, рыбы, грызуны, амфибии и рептилии). Уход за животными, в котором принимают посильное участие и дети, помогает им познакомиться с особенностями того или иного живого существа, его образом жизни в природе и содержанием в неволе. Этот вид деятельности также играет большую роль в правильном духовном воспитании детей, в особенности городских жителей. Помимо радости общения с живыми существами, дети обретают дополнительные навыки и знания, а также осознают реальную ответственность за тех “кого мы приручили”.

 В целом можно утверждать, что данная образовательная программа  дает хорошие результаты. Автор постоянно ее совершенствует и дополняет, учитывая, что биология – бурно развивающаяся дисциплина, в рамках которой постоянно появляется много нового и интересного. Этот интерес  автора  к своему предмету порождает и пробуждает интерес в  воспитанниках.

  Краткая аннотация программы: Данная программа позволяет познакомить учащихся  возрастом от 6 до 15 лет с  основами экологии и зоологии, способствуя тем самым формированию у детей эколого-биологической культуры и грамотности, пробуждению интереса, любви к живой природе и, как следствие этого -  ответственного отношения к ней. Предлагаемая программа – это  реализация системного, целостного подхода в образовании. В ней предпринята попытка преодолеть фрагментарность, присущую ряду аналогичных курсов. Познаваемый на занятиях мир предстает перед детьми  целостной, согласованной системой знания, скрепленного единой  идеей. Это способ экологизации сознания детей, формирования высоких духовных качеств у тех, кому в недалеком будущем предстоит определять стратегию и тактику взаимоотношений природы и человеческой  цивилизации.

 Актуальность данной программы вызвана тем обстоятельством, что мы являемся свидетелями, жертвами, и, одновременно, “творцами” глобального экологического кризиса, который стал следствием потребительского отношения человека к природе. Плоды подобной  деятельности придется исправлять тем детям, которых мы растим сейчас. Задача обучения по данной программе  - помочь им осознать, что человек может и должен найти с окружающей природой,  частью которой  является он сам, общий язык.  Автор работает в традициях  диалоговой педагогики, используя методику сократического урока-беседы, что позволяет интенсифицировать педагогические усилия и получать значимые результаты.

 Срок реализации программы в данном учреждении: 5 лет

 Наиболее значительные результаты реализации программы: неоднократное приглашение преподавателя и ее воспитанников на телевидение для участия в образовательных программах, победа одного из воспитанников в Форуме «Одаренные дети России» в номинации «Юные экологи» (в 2002 г.), поступление ряда воспитанников в биологические ВУЗы и последующая профессиональная деятельность в области экологии и биологии.

 

joomla template 1.6