Программа курса Анатомия-9 класс

Программа курса "Человек и его здоровье"
для 9 класса православных школ
Учебная нагрузка 2 часа в неделю;  68 часов в год.

I. Введение.  Человеческое тело – “Храм Святого Духа”. Соборность человека: тело - душа - дух (по учению Святых Отцов Православной Церкви и современных богословов).      
Знакомство с историей анатомии и медицины: Гиппократ, греки Александрии, Гален, Авиценна, Везалий, Леонардо да Винчи и др. Цель анатомии - познание мудрости Творца через изучение строения человеческого тела.

II. Уровни организации живого. Химические компоненты живого. Вода - основа  жизни. “Миссия” воды. Аномальные свойства воды. Основные биологические молекулы (углеводы,  липиды, белки,  нуклеиновые кислоты): общее знакомство с их строением и биологическими функциями. Уровни организации жизни: биомолекулы -- клетки -- ткани -- органы -- системы органов -- организм. Клетка – “единичка жизни”. История открытия клетки Р.Гуком. Строение и  основные  процессы  жизнедеятельности  клеток.  Поддержание непрерывности “пламени жизни”: митоз и мейоз. Основные фазы, биологический смысл.
Гистология – наука о тканях. Основные ткани человека: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Обзор особенностей их строения и функций.
Два типа регуляции работы органов: нервная и гуморальная регуляция. Их особенности, взаимодополнение и взаимодействие для поддержания гомеостаза.
Структурная и функциональная организация нервной системы (общий обзор).

III. Опорно-двигательная система. Кость как орган. Внешнее строение и внутренняя архитектура кости. Химический состав. Костный мозг и его функции. Типы соединения костей. Строение скелета. Функции опорно-двигательной системы.
Мышцы: строение и функции гладкой, поперечно-полосатой и сердечной мышц. Механизм мышечного сокращения (теория “скользящих нитей”). Основные группы мышц и их расположение.
Оказание первой (доврачебной) помощи. Размышление о Божией Заповеди “Возлюби ближнего”. Евангельская притча о милосердном Самарянине – пример исполнения этой Заповеди.
Техника оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы (ушибы, растяжения, вывихи, переломы). Профилактика сколиоза и плоскостопия.  Система оздоровления позвоночника (по методу П.Брегга).

IV. Кровь и кровообращение. Кровь - внутренняя среда организма. Почему кровь считалась священной у многих народов древности? Как понимать Библейское выражение  “Жизнь тела - в крови”?
 Состав крови. Плазма и форменные элементы, их  функции.  Гемопоэз.  Группы крови. История открытия групп крови К.Ландштейнером и Я.Янским. Переливание крови и донорство. Свертывание крови. Гемофилия -“царская болезнь”.
Строение кровеносной системы. Сердце как орган Богопознания (по работам Святого Луки Войно-Ясенецкого - великого хирурга). Пересадка сердца, искусственное сердце и этические проблемы, связанные с ними. Строение и работа сердца. Сердечный цикл и его регуляция. Малый и большой круги кровообращения. Функции кровеносной системы.
Лимфатическая система, ее строение и функции. Иммунитет –“ангел-хранитель” организма. Работы И.Мечникова по иммунологии. Виды иммунитета.  История вакцинации (работы Э.Дженнера). Нарушения функций иммунной системы. СПИД: история болезни, пути заражения, клиническая картина, профилактика, группы риска, перспективы лечения.
Оказание первой помощи при кровотечениях. “Азбука оживления” - комплекс мероприятий, проводимых при остановке сердца.

V. Дыхательная система. Зачем мы дышим? Строение и функции органов дыхания. Механика дыхательного акта. Газообмен в легких и тканях. Нейро-гуморальная регуляция дыхания.  Гортань – “место рождения” звуков.  Механизм звукообразования.
Гигиена органов дыхания. Воздушно-капельные инфекции и их профилактика. Оказание первой помощи при утоплении (техника искусственного дыхания). Оказание первой помощи при инородном теле гортани, трахеи, бронхов по методу Хаймлиха (“объятие жизни”).  Идеи Бутейко: “гимн углекислому газу”.
История табакокурения. Что содержится в табачном дыме? Курение – медленное самоубийство. Влияние употребления табака на здоровье и жизнь курильщика и его близких. Отношение Церкви к табакокурению. Как бросить курить.

VI. Пищеварительная система. Потребность организма в питательных веществах. Стратегия питания: основные типы питательных веществ, энергетическая ценность и физиологические функции. Библейские правила питания а свете данных современной диетологии. Глубокий духовный смысл поста и его физиологическое обоснование. Как питались наши предки (по книге ”Домострой”) и как питаемся мы (сравнительный анализ).
Строение и функции пищеварительной системы. Переваривание и всасывание питательных веществ.  Пищеварительные железы и ферменты. Печень - важнейший орган химической защиты организма.
Витамины. История их открытия Н.Луниным. Основные группы витаминов, их физиологические функции. Последствия авитаминозов. Макро- и микроэлементы. Стратегия полноценного питания.
Меры профилактики и первая помощь при отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях. Болезни зубов и их профилактика. Необходима ли  человеку жевательная резинка? Негативные последствия ее постоянного употребления.
VII. Железы внутренней секреции. Значение желез для регуляции всех сторон деятельности организма.  Гормоны,  их классификация.  Знакомство с  функциями основных желез внутренней секреции (щитовидная, паращитовидные, вилочковая, надпочечники, поджелудочная, железы мозга, половые железы). Эндокринные болезни: признаки, причины, профилактика и лечение.
VIII. Покровная система. Зачем организму кожа? Строение и функции кожи. Кожные железы. Волосы – производные кожи. Уход за волосами. Кожа как орган дыхания и выделения. Механизм терморегуляции. Рефлексогенные зоны Захарьина-Геда.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах; при термических и химических ожогах; замерзании и обморожениях. Современная косметология и  уход за кожей.

IX. Выделительная система. Стратегия выведения отработанных веществ. Мочеобразующие и мочевыводящие органы. Почка как орган выделения и поддержания водно-солевого  баланса.  Образование первичной и вторичной   мочи.  Состав  мочи. Общие представления об уринотерапии (по работе Амстронга “Живая вода”).

X. Размножение и развитие человека (тема изучается раздельно с юношами и девушками). О Библейском происхождении полов. Исполнение Божественной Заповеди “Плодитесь и размножайтесь”. Надо ли стесняться этого разговора (откуда в нас этот стыд - его духовные корни)?
 Функции половой системы.  Мужские и женские детородные органы. Образование гамет.  Менструальный цикл.  Основные этапы появления новой жизни (зачатие, беременность, роды).  Признаки беременности.  Поведение и образ жизни будущей мамы. Основные этапы эмбриогенеза.  Роды: “В муках будете рожать детей своих”. Надо ли бояться родовой боли и  можно  ли  ее избежать? Послеродовый период.
Возрастные периоды человека. Половое созревание - обретение зрелости.  Сокровенное таинство любви,  брака и деторождения  в  свете  христианского  миропонимания. О седьмой Божественной заповеди (“Не прелюбодействуй”). Евангельский рассказ о Христе и женщине, застигнутой в прелюбодеянии.  Как же мы должны исполнять волю Божию?
Венерические болезни - болезни половой распущенности. Их причина - следствие нарушения седьмой Заповеди. Знакомство с основными венерическими заболеваниями, их признаками и мерами профилактики.
Проблема  искусственного  прерывания  беременности с точки зрения современной эмбриологии и в свете Заповеди “Не убий”. Просмотр и анализ фильма “Безмолвный крик” (или “Тяжелая правда”). «Наши вифлеемские младенцы» -страшная российская статистика. Физиологические методы планированирования беременности: экологическое кормление грудью, календарно-термальный метод. О святости и неприкосновенности жизни - величайшего Божиего дара.
Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на детородную функцию и здоровье будущих детей.
Современные технологии (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, фетальная терапия, клонирование человека)и отношение к ним на основании “Социальной доктрины РПЦ”, принятой на Архиерейском Соборе 2001 г. 

XI. Нервная система. Мозг - вершина творения. Органогенез нервной системы.  Нейрон,  его строение и работа.  Типы нейронов. Другие нервные клетки и их функции. Открытие стволовых клеток мозга. Синапс и синаптическая передача. Медиаторы, их виды и функции.
Общий план строения нервной системы. Автономная (вегетативная) и соматическая нервная система, их функции. Рефлекс и рефлекторная дуга (от Декарта до И.П.Павлова).  Торможение и возбуждение (работы Ухтомского).
Строение и функции спинного мозга. Головной мозг, его основные отделы, выполняемые ими функции. Большие полушария и доли мозга. Работы И.П.Павлова и И.Сеченова по физиологии нервной системы, их место в современной нейробиологии. История появления работы Сеченова “Рефлексы головного мозга” и причины ее запрета духовной цензурой. Действительно ли человек – “это кожаный мешок, набитый условными и безусловными рефлексами”?
Вредные привычки (наркомания и алкоголизм) и их влияние на функционирование  нервной системы. Как избежать этого зла?

XII. Органы чувств. Глаз - оптический прибор и чудо Божиего творения. Строение и функционирование зрительного анализатора. Гигиена зрения. Общие представления об иридодиагностике (от Авиценны до наших дней).  “Светильник для тела есть око”  -  как  интерпретировать эти слова Христа?
Слуховой анализатор: “Имеющий ухо да слышит”. Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Путь и анализ слуховой волны. Вестибулярный аппарат. Гигиена слуха. Санитарные нормы. Использование наушников и проблема снижения слуха. Ушная раковина - уникальная область организма (общие представления об аурикулотерапии).
Общее знакомство со строением и функционированием остальных анализаторов. Многообразное восприятие окружающего мира - Божий дар. Как его беречь.  Воспитание чувств - возможно ли это?

XII. Высшая нервная деятельность. Сознание; мышление; речь; интеллект; эмоции; память; механизмы обучения – попытка современного  нейро-физиологического осмысления. Почему многие вопросы пока остаются без ответов?
Сон и сновидения, их физиологическая природа и нейробиологический смысл. Профилактика нарушений сна. Возрастные нормы сна. Тайны и загадки сна.  Теория сновидений З.Фрейда и ее оценка современной наукой. О христианском отношении к сновидениям (по работам отца Григория Дьяченко).

XIII. Заключение. Еще раз о соборности человека. Человек - Образ и подобие Божие: как мы должны понимать эти слова? Воскресение  как  восстановление соборности человека и исполнение Божиего замысла о нем. Смертность тела и бессмертие Духа. Жизнь после жизни (по работам Святых Отцов Церкви и современным научным данным).

Перечень контрольных, лабораторных, практических  и самостоятельных работ, выполняемых учащимися 9 класса в процессе обучения:

Кроссворды по темам: “История анатомии и медицины” и “Химия живого”;
Самостоятельная работа по теме: “Строение клетки”;
Практическая работа по микроскопии;
Биологический диктант по теме: “Цитология и гистология”;
Биологический диктант по теме: “Опорно-двигательная система”;
Лабораторная работа:”Сравнение прочности стержня и трубки той же массы”.
Лабораторная работа: “Утомление при статической и динамической работе”;
Лабораторная работа: “Измерение силы мышц и силовой выносливости”;
Практическая работа “Самовыявление плоскостопия и сколиоза”;
Практическая работа “Отработка навыков оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата”;
Домашняя самостоятельная работа (пять вопросов на сообразительность);
Сочинение: “История о том, как я оказывал первую медицинскую помощь”;
Биологический диктант по теме: “Кровеносная система”;
Биологическая задача по кровеносной системе (на дом);
Лабораторная работа: “Измерение пульса при физической нагрузке”;
Практическая работа “Использование тонометра для измерения давления”;
Практическое занятие: “Азбука оживления”;
Практическое занятие: “Отработка навыков остановки кровотечений всех видов”;
Биологический диктант по теме: “Пищеварительная система”;
Лабораторная работа: “Роль желчи в эмульгировании жиров”;
Лабораторная работа: “Изучение действия ферментов слюны”
Задание на дом: “Анализ собственного однодневного пищевого рациона (энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов в пище)”;
Сочинение: “Моё отношение к употреблению жевательной резинки” или: “Почему вредно постоянно жевать жевательную резинку”;
Биологический диктант по теме: “Дыхательная система”;
Лабораторная работа: “Влияние гипо- и гипервентиляции легких на задержку дыхания”;
Практическое занятие “Использование средств индивидуальной защиты для профилактики воздушно-капельных инфекций”;
Биологический диктант по теме: “Покровная система”;
Практическое занятие “Современные косметические средства и их грамотное использование”;
Практическая работа “Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах”;
Биологический диктант по теме: “Эндокринная система”;
Домашняя самостоятельная работа (три вопроса на сообразительность).
Биологический диктант по теме:  “Выделительная система”;
Биологический диктант по теме: “Половая система”;
Сочинение: “Проблема  искусственного  прерывания  беременности в свете Божией Заповеди “Не убий” ”;
Биологический диктант по теме: “Нервная система”;
Биологический диктант по теме “Анализаторы”;  
Лабораторная работа: “Роль палочек и колбочек в восприятии света”.
Лабораторная работа: “Наблюдение за рефлекторными реакциями зрачков”.
Практическая работа “Тестирование и тренировка памяти”
Сочинение: “Христианское отношение к сновидениям”.

Зачеты по пройденным темам проводятся два раза в год (по окончании каждого  полугодия).
По завершении курса “Человек и его здоровье” учащиеся пишут реферативную работу по одной из предложенных тем.
Используется система докладов, которые учащиеся готовят самостоятельно,  а затем делают на уроке при изучении соответствующей темы.

 Конечный результат
 По окончании 9 класса учащиеся должны:

  • уметь обосновать христианский взгляд на человека - вершину Божиего творения;
  • уметь обосновать христианское отношение к человеческому телу как Храму  Святого Духа;
  • знать историю появления анатомии и медицины, их исходную связь с религией;
  • знать строение и функции основных органов и  систем органов человека;
  • иметь представления о правилах  личной гигиены, необходимости их соблюдения;
  • знать основные разрушающие здоровье факторы (никотин, алкоголь, наркотики), уметь противостоять им;
  • знать о режиме питания, уметь обосновать глубокий духовный смысл и  физиологическую целесообразность христианской системы питания (4  многодневных поста в год, 2 постных дня в неделю);
  • уметь распознавать повреждения при несчастных случаях, знать и иметь  практические навыки оказания первой медицинской помощи, относиться к этому как к исполнению Божией Заповеди о любви к ближнему;
  • уметь правильно выполнять реанимационные мероприятия в случае клинической смерти;
  • знать о причинах наиболее распространенных заболеваний, уметь избегать их,  используя профилактические меры;                                           
  • иметь целомудренное знание о таинстве брака и деторождения;
  • веря в святость и неприкосновенность жизни, иметь твердое убеждение в
  • недопустимости и преступности аборта и прочих видов прерывания беременности;
  • иметь уверенность в недопустимости интимных отношений до брака  и за пределами брака;
  • знать о венерических болезнях - неотвратимых последствиях нарушения 7-ой  Божественной Заповеди. 

                                                                          
      В завершение можно сказать, что учащийся, глубоко осмысливший данный курс,  мог бы воскликнуть вместе с псалмопевцом Давидом: “Славлю Тебя, потому что я дивно устроен!”, поскольку рождается не только ощущение, но и понимание совершенного устроения человека - вершины тварного мира, богоподобного существа, тело которого - Храм  великого Божьего дара - Святого Духа, бессмертного и вечного.

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Клетки и ткани

Контрольная работа по теме: "Строение клетки"
1.
Какие основные классы биологических молекул существуют?
2. Кто открыл клетку?
3. Какая ткань является прочной и гибкой одновременно?
4. Как называется деление клетки?
5. Сколько хромосом содержится в клетках человека?
6. Какие органоиды клетки участвуют в синтезе белка?
7. Какое химическое вещество является основой жизни на Земле?
8. Каковы функции аппарата Гольджи (транспорт, хранение, упаковка ве¬ществ)?
9. Какие типы животных тканей существуют?
10. Назовите два типа эндоплазматической сети.
11. Какие органоиды клетки переваривают чужеродные частицы (лизосомы, рибосомы, хромосомы)?
12. Где содержится ДНК (в ядре, в цитоплазме, в рибосоме)?
13. Какого врача древности называли "отцом медицины"?
14.Как называется клетка, являющаяся основной функциональной единицей нервной системы?
15. Нарисовать схему строения клетки и подписать все ее органоиды.

II. Опорно-двигательная система

Самостоятельная работа (на дом)

Ответить письменно на вопросы (ответы обосновать):
1. Почему позвонки в нижних отделах позвоночника массивнее, чем в верхних?
2. Объясните назначение реберного хряща.
3. Почему череп состоит из отдельных сросшихся костей, а не из одной цель¬ной кости?
4. Почему длинные кости имеют трубчатое строение?
5. Почему рост человека в течение суток меняется?

Лабораторная работа по теме: "Измерение силы мышц и силовой выносливости"
Одним из показателей физического развития организма является сила мышц. Чаще всего измеряют силу мышц кисти, являющейся суммарным показателем.
Для выполнения работы необходим кистевой динамометр.
Методика выполнения работы:
1. Определение силы мышц кисти.
Возьмите динамометр в правую руку, которую отведите от туловища до получения с ним прямого угла. Вторую руку опустите вниз. Сожмите с максимальной силой пальцы  правой  кисти 5 раз,  делая интервалы в несколько секунд и каждый раз
фиксируя показание стрелки динамометра. Наибольшее отклонение стрелки и является показателем максимальной силы мышц кисти. Сделайте эти же определения
для левой кисти. определите значение средней величины силы мышц для правой и левой кисти.
2. Определение силовой выносливости.
Уменьшите силу сжатия динамометра так, чтобы она составляла 1/3 от максимальной. По секундомеру определите время, в течение которого будет удерживаться
такое усилие.
Повторите определение, уменьшив силу сжатия на 50%.


Лабораторная работа по теме: "Утомление при статической и динамической работе"
(выполняется совместно всеми учащимися и учителем)

Цель опыта: показать, что статическая работа является более утомительной, чем динамическая.
Методика выполнения работы:
1. Поставить испытуемого к доске с таким расчетом, чтобы меловой линией отметить уровень, на котором будет удерживаться груз. По команде учителя испытуемый должен отвести руку с грузом в сторону и закрыть глаза. Задача опыта состоит в том, чтобы измерить, сколько секунд испытуемый может продержать груз в руке, отведенной  в сторону.  Секундомер включают в момент начала опыта и останавливают ,  когда испытуемый опустит  руку.  Во  время  опыта  фиксируют  признаки утомления (покраснение  лица,  дрожание руки с грузов,  снижение координации движений и т.д.).  После окончания опыта время удержания груза записывают. Испытуемому дают отдохнуть несколько минут и затем приступают ко второму опыту.
2. Испытуемому предлагают той же рукой поднимать тот же груз до меловой отметки на доске и опускать его в удобном для него ритме. По сигналу преподавателя включают секундомер, и испытуемый начинает динамическую работу. Однако дожидаться предельного утомления не стоит, как только испытуемый на 15-20 секунд
превысит результат, достигнутый при статической работе, опыт прекращают.

ВОПРОС (ответ дать письменно и обосновать):
Почему статическая работа более утомительна, чем динамическая?
Какие практические выводы можно сделать из этого эксперимента?

Биологический диктант по теме: "Опорно-двигательная система"

Выпишите буквы, соответствующие правильным ответам

1. Какие из названных костей плоские:
а) ребра
б) лучевая
в) лопатка
г) височная
д) тазовая
е) бедренная
2. Какие из названных костей длинные трубчатые:
а) ребра
б) бедренная
в) локтевая
г) берцовая
д) фаланги пальцев
3. Какие из костей имеют только красный костный мозг:
а) длинные трубчатые
б) плоские
4. За счет чего растут в длину трубчатые кости:
а) эпифиз
б) диафиз
в) промежуток между диафизом и эпифизом
5. Как соединяются между собой кости черепа у новорожденных:
а) подвижно
б) неподвижно
в) полуподвижно
6. Какая часть кости является кроветворным органом:
а) надкостница
б) красный косный мозг
в) хрящ
г) желтый костный мозг
7. Каковы основные функции скелета?
8. Как называются костные клетки?
9. какие виды соединения костей существуют?
10. Каково соединение между позвонками:
а) подвижное
б) неподвижное
в) полуподвижное
11. Какие отделы позвоночника вы знаете?
12. Какие кости входят в пояс верхних конечностей?
13. Какие кости входят в пояс нижних конечностей?
14. Какие кости входят в свободную верхнюю конечность?
15. Какие кости входят в свободную нижнюю конечность?
16. Какова функция синовиальной жидкости:
а) смазка сустава
б) придание суставу прочности
в) образование хряща
17. К какому типу тканей относится кость и хрящ:
а) эпителиальная
б) соединительная
18. Какие типы мышц существуют?
19. Какие мышцы образуют стенки кровеносных сосудов, кишечника, желудка?
20. За счет чего увеличиваются размеры мышц при тренировке:
а) увеличение числа мышечных волокон
б) утолщение самого мышечного волокна

Самостоятельная работа (на дом)

Напишите сочинение на тему: " История о том, как я оказывал первую медицинскую помощь"
Примерный план сочинения:
1. Причина травмы;
2. Симптомы, наблюдаемые у пострадавшего;
3. Предварительный диагноз;
4. Оказание первой помощи;
5. Ваши дальнейшие действия;
6. Причины, заставившие вас прийти на помощь человеку.

III. Кровеносная система

Задача N1.
Сколько литров крови содержится в организме человека, вес которого 37 кг, если известно, что на долю крови приходится 7% от веса, а удельный вес крови равен 1,06 г/см3?
Задача N2.
Вычислите объем крови в организме боксера весом 85 кг, если удельный вес крови равен 1,06 г/см3, а у спортсмена на долю крови приходится 8% от массы тела.

Лабораторная работа по теме: "Измерение пульса при физической нагрузке"
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Цель опыта: показать, что мышечная работа усиливает кровообращение, что обеспечивает усиленное поступление к мышцам кислорода и удаление продуктов
распада.
Выполнение работы: произвести подсчет пульса:
а) в состоянии покоя;
б) после выполнения 10 приседаний.
Вычислить увеличение пульса после нагрузки и сделать вывод относительно тренированности организма.
Справка: Если увеличение пульса после 10 приседаний превышает 30%, то организм испытуемого недостаточно тренирован.
Результаты опыта занесите в таблицу и сделайте необходимые вычисления.

Число сердечных сокращений             Число сердечных сокращений
в состоянии покоя                              после 10 приседаний
за 10 секунд    В среднем за мин.         за 10 секунд    за 1 минуту
1.
2.
3.
                                             
Увеличение частоты пульса =  [(частота после нагрузки - частота в покое) : частота в покое] х 100%

Биологический диктант по теме "Кровеносная система"

1. Какие форменные элементы крови имеют в клетках ядро:
а) эритроциты
б) тромбоциты
в) лейкоциты
2. Какие форменные элементы крови участвуют в ее свертывании:
а) эритроциты
б) тромбоциты
в) лейкоциты
г) лимфоциты
3. Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения?
4. Где начинается и где заканчивается малый круг кровообращения?
5. Какая кровь движется по легочной вене:
а) артериальная
б) венозная
в) смешанная
6. Перечислите узлы возбудимой ткани сердца.
7. Перечислите форменные элементы крови.
8. Нарисуйте схему переливания групп крови.
9. Как называется болезнь, при которой кровь не свертывается?
10. Какие слои имеет стенка сердца?
11. Напишите фазы сердечного цикла.
12. Каковы функции лимфатической системы?
13. Какие виды иммунитета вы знаете?
14. Какие клетки разрушает вирус СПИДа?
15. Что нужно делать при остановке сердца?
16. Какие бывают виды кровотечений?
17. Почему кровь во все времена и у всех народов считалась священной жидкостью?

                       АЗБУКА ОЖИВЛЕНИЯ
 
 
  А - освободить дыхательные пути от слизи и инородных тел;  
   Б - произвести искусственную вентиляцию легких ("рот в рот" или "рот в нос");   
   В - произвести наружный массаж сердца  
  
                Техника наружного массажа сердца:   

  •   Пострадавшего уложить на спину на жесткое основание.                
  •   Максимально разогнуть ему голову, подложив под плечи валик из одежды.
  •   Нащупать нижний конец грудины и отступить вверх  на  два  поперечных пальца. Наложить  на это место ладонь,  а вторую ладонь крестообразно сверху.                                                             
  •   Не разгибая рук, произвести сильное надавливание на грудину с частотой  1 надавливание в  секунду.                                           
  •   Параллельно  производить искусственное дыхание ("рот в рот" или "рот в нос"), при этом необходимо зажать рукой носовые отверстия.       
  •    Если помощь оказывает один человек, то используют схему: 2 вдувания : 15 массажных сдавливаний; если помощь оказывают 2 человека, то используют схему: 1 вдувание: 5 массажных сдавливаний.
  •    Помнить, что вдувание надо производить только в момент расслабления грудной клетки.  
  •    Реанимацию производить 5 минут с интервалом 3-5 секунд.   
  •    Периодически проверять появление пульса  на сонной  артерии и реакцию зрачков на свет. 
  •    При отсутствии пульса и реакции зрачков продолжать выполнять реанимационные мероприятия до прибытия специальной бригады реаниматоров.  


IV. Дыхательная система

Лабораторная работа N4 по теме: "Влияние гипо- и гипервентиляции легких на задержку дыхания"

Известно, что человек может произвольно регулировать частоту и глубину дыхания, а также задерживать его. Однако задержка не может быть слишком длительной, т.к. в крови накапливается СО2. Когда его концентрация достигает критического, сверхпорогового уровня, возбуждается дыхательный центр, и дыхание возобновляется помимо воли человека. Возбудимость дыхательного центра у людей различна, следовательно и задержка дыхания может быть разной. Однако время задержки дыхания можно удлинить, если провести гипервентиляцию легких путем нескольких частых и глубоких вдохов и выдохов в течение 20-30 секунд.

Методика выполнения работы:
1. Произвести обычный вдох и задержать дыхание.  Определить по секундомеру время задержки.
2. После возобновления нормального дыхания произвести гипервентиляцию легких, сделав 10 глубоких вдохов и выдохов, и снова определить время задержки дыхания.
3. Полученные данные занести в таблицу:
         ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ (СЕК)
До гипервентиляции    После гипервентиляции
1.
2.   
Задание: объясните наблюдаемый в опыте результат.

Биологический диктант по теме: "Дыхательная система"

1. К органам дыхания человека относятся: __________________________
2. Каковы функции дыхательной системы?
3. Где расположен голосовой аппарат:
а) во рту
б) в носоглотке
в) в гортани
г) в бронхах
4. Что составляет основу трахеи:
а) кости
б) хрящевые кольца
в) хрящевые полукольца
г) связки
д) гладкие мышцы
5. На сколько ветвей делится каждый бронх?
6. Трахея --- бронхи ---  (продолжить ряд)
7. Из каких составляющих складывается жизненная емкость легких?
8. Какой отдел мозга регулирует деятельность органов дыхания?
9. Что происходит с воздухом в носовой полости?
10. Опишите механизм вдоха-выдоха.
11. Где начинается и где заканчивается малый круг кровообращения?
12. Что такое "объятие жизни"? В каком случае пользуются этим методом и как он выполняется?
13. Какие болезни органов дыхания вам известны?  Каковы  причины  каждой
из них? Как они распространяются и каковы меры профилактики?
14. Как оказать первую помощь при утоплении?
15. Расскажите о вреде курения.
16. Сделайте подписи к рисунку "Органы дыхания".

Самостоятельная работа (на дом)

Ответьте письменно на вопрос:
В чем заключается вред курения для самого курильщика и окружающих его людей? Как, по вашему, можно избежать этой пагубной привычки?

V. Пищеварительная система и обмен веществ

Лабораторная работа по теме:  "Изучение действия ферментов слюны"

Для выполнения работы приготовьте: спички с намотанными на них ватными тампонами, блюдце с чистой водой, блюдце со слабым йодным раствором и две марлевые салфетки,  предварительно накрахмаленные картофельным крахмалом и высушенные.
Известно, что в ротовой полости под действием ферментов, содержащихся в слюне, начинается расщепление пищи, в частности, углеводов. Чтобы проверить это, проделайте следующий опыт:
1. Намотайте ватный тампон на спичку, смочите его слюной и напишите на накрахмаленной марлевой салфетке первую букву своего имени.
2. Зажмите салфетку между ладонями и подержите 1-2 минуты.
3. Опустите бинт в блюдце с водой, в которую предварительно добавили несколько капель йода. Наблюдайте за тем, что происходит с марлей.
4. Для контроля на другом кусочке марли напишите букву не слюной, а водой. Далее повторите 2-3 этапы опыта.
Сравните оба эксперимента и дайте объяснение наблюдаемому опыту.
Результаты занесите в таблицу:
Условия опыта       Результаты      Выводы
Крахмал + слюна       
Крахмал + вода       

Ответьте на вопрос: Зачем при проведении опыта нужно было зажимать бинт между ладонями на несколько минут?

Лабораторная работа по теме "Роль желчи в эмульгировании жиров"

Ферменты, расщепляющие жиры, содержатся в поджелудочной железе. Поскольку жир не растворяется в воде, то воздействовать на жировую каплю модно
только с поверхности. Чем больше будет площадь поверхности, тем активнее будут работать ферменты.
Эмульгирование жиров (т.е.  разделение их на меленькие капли, образующие эмульсию) происходит под действием желчи, вырабатываемой печенью.
Чтобы экспериментально доказать роль желчи в эмульгировании жиров, проделайте следующий эксперимент:
1. Налейте в пробирку 1 мл растительного масла и добавьте 3 мл воды. Тщательно встряхните пробирку.
2. В течение нескольких минут наблюдайте за тем, что происходит.
3. В другую пробирку также налейте 1 мл растительного масла и 3 мл воды и добавьте 3-5 капель желчи. Резко встряхните пробирку.
4. Наблюдайте, что происходит в этом случае.
Сравните образовавшиеся эмульсии в 1 и 2 пробирках.
Результаты занесите в таблицу:
Условия опыта                    Результат         Выводы
1. Масло + вода       
2. Масло + вода + желчь       

Самостоятельная работа
Заполните таблицу:
Область пищеварительного тракта Секреция Три класса веществ и три группы расщепляющих их ферментов
1. Ротовая полость и слюнные железы
2. Желудок
3. Поджелудочная железа
4. Печень, желчный пузырь, 12-перстная кишка
5. Тонкий кишечник
6. Толстый кишечник
7. Прямая кишка       

Биологический диктант по теме: "Пищеварительная система"
Вариант 1
1. В каком органе пищеварительной системы происходит всасывание пита¬тельных веществ:
а) в печени    б) в желудке    в) в тонком кишечнике
г) в толстом кишечнике
2. В состав желудочного сока входят:
а) только соляная кислота    б) гормоны и антитела
в) ферменты    г) ферменты, слизь и соляная кислота
3. Что такое авитаминоз:
а) избыток витаминов в пище
б) недостаток витаминов в пище
4. Какова роль печени в пищеварении:
а) образование желчи
б) всасывание питательных веществ
в) обезвреживание ядовитых веществ
г) выведение СО2
5. Появлению рахита препятствует употребление витамина _________
6. Больные зубы могут стать причиной заболеваний других органов, т.к.:
а) нарушается кровоснабжение мышц
б) нарушается слюноотделение
в) непережеванная пища раздражает стенку желудка и вызывает его заболевания
7. В 12-перстную кишку впадают протоки:
а) слюнных желез    б) потовых желез
б) поджелудочной железы    в) желчного пузыря
8. Какую роль в организме играет тонкая кишка?
9. Какие функции в желудке выполняет соляная кислота
а) переваривает белки    б) убивает бактерии
б) активизирует пепсиноген   в) разрыхляет пищевой комок
10. При недостатке витамина С наблюдается следующая болезнь:_________
11. Какое значение имеет аппендикс:
а) никакого    б) в нем происходит всасывание питательных веществ
в) он является органом иммунной системы
12. Какова роль поджелудочной железы:
а) образование панкреатического сока
б) образование желудочного сока
в) обезвреживание веществ
13. Каковы функции пищеварительной системы?
Вариант 2.
1. К какой системе органов относятся слюнные железы:
а) к дыхательной    б) к пищеварительной
в) к выделительной    г) к эндокринной
2. Какие вещества расщепляются в ротовой полости:
а) жиры   б) белки   в) углеводы    г) вода
3. Какова роль желчи в пищеварении:
а) расщепление белков    б) расщепление жиров
в) эмульгирование жиров
4. Какую роль играет слюна:
а) регулирует работу органов
б) смачивает пищу
в) расщепляет углеводы
г) вырабатывает антитела
5. В каком органе пищеварительной системы начинается пищеварение?
6. Появлению цинги препятствует употребление витамина _______
7. Механическая обработка пищи с помощью зубов и языка способствует:
а) расщеплению углеводов
б) расщеплению белков
в) расщеплению жиров
г) измельчению пищи и подготовке ее к обработке ферментами
8. Какую роль в организме играют витамины
а) являются строительным материалом
б) служат источником энергии
в) влияют на обмен веществ, участвуя в образовании ферментов
9. Какие функции выполняет толстая кишка?_______________________
10. Каково значение перистальтических (сжимающих) движений кишечника:
а) проведение пищевой массы
б) расщепление питательных веществ
11. Болезнь бери-бери возникает при недостатке витамина _______
12. К какой системе органов относится толстая кишка:
а) к дыхательной    б) к пищеварительной
в) к выделительной    г) к опорно-двигательной
13. Каковы функции пищеварительной системы?

Самостоятельная работа (на дом) по теме: "Анализ пищевого рациона"
Для выполнения данной работы вам необходимо в течение одного дня тщательно записывать все, что вы едите на завтрак, обед, полдник и ужин, а также в промежутках между этими приемами пищи. Далее, пользуясь таблицей пищевой и энергетической ценности продуктов, определите, является ли ваш дневной пищевой рацион полноценным и энергетически правильным.
Результаты оформите в виде таблицы:
Съеденные за день продукты белки | жиры | углеводы(на 100 г продукта)  энергетическая ценность
                                                                                                                                     (ккал на 100 г)
Завтрак:
Обед:
Полдник:
Ужин:
Кроме этого:           
Определить пищевую и энергетическую ценность отдельно для каждого приема пищи и за весь день; сравнить ее с рекомендованными диетологами возрастными нормами, приведенными ниже. Сделать выводы относительно вашего дневного рациона (является ли он полноценным, энергетически достаточным и т.д.). Какая коррекция вашего пищевого рациона необходима, на ваш взгляд?

Суточная норма энергии: мальчики 13-15 лет 2640 ккал; девочки 13-15 лет 1200 ккал.
Суточная норма белка: 1.5 г на 1 кг массы тела (+20%).

VI. Эндокринная система. Покровная система

Самостоятельная работа (на дом)
Ответьте письменно на вопросы:
1. Как вы можете объяснить эффект "гусиной кожи"?
2. Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ознобом. Объясните эти симптомы на основе представлений о механизме
терморегуляции.
3. Скрытая теплота испарения пота составляет 2.45 кДж/мл. Рассчитайте, какой процент энергии расходуется на потоотделение у шахтера, если он за сутки теряет 4 литра пота и потребляет 50000 кДж энергии.
Биологический диктант по теме: "
Эндокринная система. Покровная система"
Вариант 1
1. Чем отличаются железы внутренней секреции от желез внешней секреции?
2. Каковы функции желез внутренней секреции?
3. Что вырабатывает поджелудочная железа?
4. Что происходит при гиперфункции щитовидной железы?
5. С нарушением работы какой железы связано развитие гигантизма?
6. Правильно ли утверждение, что гипофиз - главная железа организма (если нет, то почему?)
7. Какая железа вырабатывает адреналин и норадреналин и какова функция этих гормонов?
8. Сделайте подписи к рисунку "Эндокринные железы".
9. Каковы функции кожи?
10. Какое значение для организма имеют потовые железы?
11. Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется:
а) нервно-гуморальной регуляцией
б) терморегуляцией
в) закаливанием
г) обменом веществ
д) выделением
12. Из каких слоев состоит кожа? (желающие могут сделать рисунок)
13. Какой отдел мозга осуществляет терморегуляцию?
14. Правильно ли утверждение о том, что кожа - дышит и почему?
15. Что нужно делать при обморожениях?
Вариант 2
1, Чем отличаются железы внутренней секреции от желез внешней секреции?
2. Каковы функции желез внутренней секреции?
3. Какая железа вырабатывает адреналин и норадреналин и какова функция этих гормонов в организме?
4. Что происходит в организме при недостатке гормонов щитовидной железы?
5. С нарушением работы какой железы связано развитие карликовости?
6. Правильно ли утверждение, что гипоталамус - главная железа организма
(если да, то почему)?
7. Что происходит при нарушении работы паращитовидных желез?
8. Сделайте подписи к рисунку "Эндокринные железы".
9. Каковы функции кожи?
10. Какое значение имеют сальные железы?
11. Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называется:
а) нервно-гуморальной регуляцией
б) закаливанием
в) терморегуляцией
г) выделением
д) обменом веществ
12. Из каких слоев состоит кожа? (желающие могут сделать рисунок)
13. Какие железы внешней секреции находятся в коже?
14. Чем объясняется неприятный запах пота?
15. Что нужно делать при тепловом ударе?


VII. Выделительная система. Половая система

Биологический диктант
1. К органам выделения относятся:
а) почки    б) прямая кишка    в) мочеточники
г) мочевой пузырь    д) легкие    е) семенники
2. Каковы функции почек?
3. В каком органе из крови отфильтровываются лекарственные вещества, избыток воды, минеральных солей, остаточные продукты обмена, образу-
ется моча:
а) в печени    б) в прямой кишке
в) в почках    г) в легких
4. Чем определяется количество и состав мочи:
а) только количеством потребляемой пищи
б) только количеством потребляемой воды
в) скоростью обменных процессов в организме
г) количеством воды, пищи, скоростью обменных процессов
5. Что является структурной и функциональной единицей почки?
6. Что такое уринотерапия?
7. Изобразите почку в разрезе и укажите все ее структуры.
8. Основными внутренними органами мужской половой системы являются:___________________
9. Основными внутренними органами женской половой системы являются:___________________
10. Что такое крипторхизм, какие последствия имеет эта болезнь и почему?
11. Мужской половой клеткой является: ____________________
12. Женской половой клеткой является: ____________________
13. Как называется клетка, образовавшаяся при слиянии мужской и женской половых клеток в процессе оплодотворения?
14. Где происходит оплодотворение?
15. Что такое плацента, когда она образуется и зачем нужна?
16. Как определить дату предстоящих родов?
17. Когда начинается и когда заканчивается образование мужских половых клеток и в каком органе идет этот процесс?
18. Когда начинается и когда заканчивается образование женских половых клеток и в каком органе идет этот процесс?19. Что такое венерические болезни? Как их избежать? Приведите пример известных вам венерических болезней.
20. В каком возрастном периоде находитесь вы в данный момент? Чем характеризуется этот период?

Задание на дом: Написать сочинение на тему: "Проблема искусственного прерывания беременности в свете Божией Заповеди "Не убий".


VIII. Нервная система. Анализаторы. Высшая нервная деятельность

Биологический диктант
1. Какие структурные компоненты имеет нейрон:
а) ядро    б) аксон    в) жгутик
г) Поперечно-полосатая исчерченность
д) дендриты   е) миелиновая оболочка
ж) реснички   з) перехват Ранвье
2. Каковы функции глиальных клеток мозга?
3. Нарисуйте нейрон и сделайте подписи всех его структур.
4. Что такое синапс:
а) место контакта отростков нейрона
б) место хранения информации
в) видоизмененный жгутик
5. Что такое миелиновая оболочка и каковы ее функции?
6. Какие три вида нейронов, различающихся по функциям вам известны?
7. Нарисуйте схему рефлекторной дуги и сделайте необходимые подписи.
8. Что такое серое вещество мозга? Где оно находится?
9. Что такое белое вещество мозга? Где оно находится?
10. Каковы функции спинного мозга?
11. Назовите основные отделы головного мозга.
12. Каковы основные функции коры головного мозга?
13. Что такое "высшая нервная деятельность"?
14. Что входит в состав анализатора:
а) чувствительный рецептор    б) нейрон
в) соответствующая зона коры   г) глиальная клетка
д) проводящий путь    е) синапс
ж) соответствующая зона спинного мозга
15. Как вы думаете, почему мозг считается вершиной Божиего творения?

Лабораторная работа по теме: "Изучение глотательного рефлекса продолговатого мозга"
Глотательный рефлекс - это автономный (вегетативный) рефлекс. Он вызывается раздражением корня языка. Раздражителями могут быть вода, пища, слюна. Если их нет, то рефлекс не возникает.
Цель опыта: установить причину глотательного рефлекса.
Проведение опыта: 4-5 раз сделать глотательные движения. Когда в ротовой полости не останется слюны, воспроизвести рефлекс невозможно.
Вопросы:1. Какой вывод можно сделать на основании этого опыта?
2. Глотательный рефлекс иннервируется автономной нервной системой, т.е. он должен быть непроизвольным. Однако мы можем глотать по своему желанию. Объясните, почему это возможно?

Лабораторная работа "Опыт Аристотеля"
Оборудование: шарик размером с горошину.
Проведение опыта:

1. Положить на стол шарик.
2. Прикоснуться к шарику соседними участками кожи конечных фаланг указательного и среднего пальцев,
покатать его.
3. Скрестить указательный и средний пальцы. прикоснуться к шарику так, чтобы он оказался между перекрещенными фалангами пальцев, покатать его.
4. Перекрещенными пальцами дотронуться до кончика носа.
5. Опишите ваши ощущения в каждом случае
Вопрос: Почему, дотрагиваясь до шарика перекрещенными пальцами, мы ощущаем два шарика (в другом случае - два носа)? Объясните этот эффект.

Самостоятельная работа (на дом) по теме: "Анализаторы"

Ответьте письменно на вопрос:
Почему в темноте предметы лучше видны, если не смотреть на них прямо?

Лабораторная работа по теме: "Роль палочек и колбочек в восприятии света"
Оборудование: Предметы, окрашенные в разные цвета (карандаши, ручки).
Проведение опыта:
Испытуемый должен зафиксировать взгляд на какой-либо точке перед ним (при этом не скашивать глаза). Затем берут красный предмет, быстро показывают ему сбоку и убирают. показывать надо так, чтобы изображение предмета попадало именно на боковую поверхность сетчатки. Испытуемого спрашивают, что
за предмет он видел и какова его форма, размер и цвет? Далее также быстро показывают по очереди предметы других цветов и вновь предлагают испытуемому описать их (особенно цвет).
Вопросы: Почему испытуемый ошибается при определении цвета предметов? Какие выводы на основании данного эксперимента можно сделать о локализации палочек и колбочек на сетчатке, а также об их роли в восприятии цвета?

Лабораторная работа по теме: "Наблюдение за рефлекторными реакциями зрачков"
Проведение опыта:
1. Поверните испытуемого лицом к источнику света. Обратите внимание на величину его зрачков.
2. Закройте на 10-15 секунд один глаз испытуемого и наблюдайте за изменением величины зрачка другого глаза.
3. Быстро отнимите руку, закрывавшую глаз, и наблюдайте за изменением величины другого зрачка.
Вопросы: 1. Почему зрачки меняют величину при изменении освещенности?
2. С чем связана содружественность в реакциях зрачков?

Задание на дом:
Напишите сочинение на тему: "Христианское отношение к сновидениям".

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (время написания - конец IV четверти)

1. Роль зубного аппарата для нормального функционирования организма человека.
2. Стоматологические болезни и их профилактика.
3. Жизнь человека до рождения.
4. Эндокринная система: ее значение и нарушения при эндокринных болезнях.
5. Курение: история его появления, негативное влияние на здоровье.
6. Алкоголизм: история винопития; негативное влияние на здоровье.
7. Наркомания и токсикомания - пагубные пристрастия.  Как им противостоять?
8. Кровь - "река жизни".
9. Современная диетология и Библейские правила питания.
10. "Светильник для тела есть око". Глаз как совершеннейший оптический прибор.
11. СПИД: история болезни.
12. Иммунная система - "ангел-хранитель" организма.
13. Строение глаза и иридодиагностика.
14. Жизнь после жизни: духовный опыт человечества и открытия современной науки.
15. Мозг человека - вершина Божиего творения.
16. Проблема искусственного прерывания беременности в свете христианского миропонимания.

Сердце как орган Богопознания

Некоторые примеры упоминания в тексте Библии понятия "сердце", взятые из книги св. Луки (Войно-Ясенецкого) "Дух, душа, тело":

"Закон Бога его в сердце у него"  Пс.32.9
"Излилось из сердца моего слово благое"  Пс.44.2
"Сердце чисто созижди во мне, Боже"  Пс.50.12
"Сердце мое поражено и иссохло, как трава"  Пс.101.5
"Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим"  Пс.110.1
"Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его" Пс.118.2 "Всем сердцем моим ищу Тебя" Пс.118.10
"В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою" Пс. 118.11
"Славлю Тебя всем сердцем моим"  Пс.137.1
"Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое"  Пс.138.23
"Они злое мыслят в сердце"  Пс.139.3
"Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым"  Пс.140.4
"И уныл во мне дух мой, и онемело во мне сердце мое"  Пс.142.4
"Он исцеляет сокрушенных сердцем"  Пс.146.3
"Заповеди Мои да хранит сердце твое" Притчи 3.1
"В сердце всякого мудрого вложу мудрость" Исх.31.6
"Бог послал в сердца ваши Духа"  Гал. 4.6
"Страх Мой вложу в сердца их"  Иер.32.40
"Вложу законы Мои в сердца их" Евр. 10.16
"Помышляли в сердцах своих" Мк.2.6; Лк. 3.15
"Любовь Божия излилась в сердца наши"  Рим.5.5
"Бог озарил сердца наши" 2 Кор.4.6
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим"  Мф.22.37
"Господа Бога святите в сердцах ваших" 1 Петр.3.15
"Для чего такие мысли входят в сердца ваши?" Лк.24.38

Что чувствует сердце (по тексту Св.Писания):
веселится; радуется; скорбит; терзается; рвется от злобы; горит предчувствие, верует, любит, желает, заблуждается и т.д.

ВЫВОД: "Сердце чувствует Бога, а не разум".  Блез Паскаль


      Преподаватель биологии                                                   Муравник Галина Леонидовна
 

joomla template 1.6