Программа "Введение в христианское естествознание"-11 класс

Программа курса «Общая биология»
(авторское название "Введение в  христианское  естествознание")
для 11 класса православных школ
Учебная нагрузка 2 часа в неделю; 68 часов в год.

I. Введение.  Религиозная и научная картина мира, их становление, развитие и неуклонное сближение на пути познания Истины. Возможен ли сегодня диалог науки и религии? Симфония веры и знания – вековая мечта человечества.

II. Появление жизни на Земле. Что такое жизнь? Особенности и свойства живого. Ранние представления,  гипотезы, теории происхождения жизни. Анализ основных моделей происхождения жизни:

1) теория стационарного состояния – истоки в восточной религиозной философии; анализ с позиций современной науки;
2)  теория  панспермии: история и причины появления, современное состояние, доводы  ”за“ и  “против“. Анализ находок (метеоритов) последнего десятилетия. Направленная панспермия (по модели Ф.Крика);  Есть ли аргументы  в пользу неземного зарождения жизни?
3) теория самозарождения жизни (абиогенез). История идеи. Развитие дискуссии о  самозарождении  и попытки ее экспериментального решения (опыты Ф.Реди, Л.Спалланцани, Л.Пастера). Работы «школы» Лепешинской по проблеме самозарождения живого из неживого.
4) биохимическая эволюция. Гипотеза А.И.Опарина:  основные положения и попытки обоснования. Эксперимент Стенли Миллера: что же было получено «в пробирке»? Стереоизомеры и киральная чистота. Нерешенные проблемы гипотезы Опарина: возникновение кирально  чистой среды  и  механизма  матричного синтеза. «Материя—жизнь—интеллект»: научно-богословский анализ идей Опарина.
Альтернативные сценарии абиогенеза.
Гипотеза первичности РНК (“мир РНК”). Открытие рибозимов, их свойства. Была ли РНК “первой живой молекулой”? Основные положения гипотезы, её нерешенные проблемы.
Биопоэз Дж.Бернала – другой сценарий происхождения жизни на Земле. Основные идеи Бернала. Проблемы этой гипотезы.
Гидротермы: обнаружение древнейших форм жизни на дне океана. Какими же были первые живые организмы. Основные события биогенеза. Обобщение существующих гипотез. Современное состояние проблемы. В чем основные трудности. 
Ученый и священник Пьер Тейяр де Шарден, его жизнь и научная деятельность. Знакомство с книгой Шардена “Феномен человека”. Возникновение жизни по версии Шардена.
“Да произведет вода душу живую”.  Религия и наука о возникновении жизни. Комментарий Святых Отцов и современных богословов на Шестоднев.  Отсутствие явных противоречий между научной и религиозной картиной происхождения жизни.


III. Симфония жизни. Первые попытки классификации живого.”Лестница Природы” Аристотеля;  Шарль Бонне и его “Лестница существ”.
Карл Линней: поиск порядка природы, установленного Творцом. Страницы жизни и научная деятельность Линнея. Иерархическая пирамида - первый опыт научной классификации, основанной на морфологическом сходстве. Подходы к созданию естественной классификации.  Бинарная номенклатура.  Важность обретения имени.  О Божественной  Заповеди  именования,  данной  Адаму.  Создание Линнеем научной терминологии.
Происхождение эукариотических организмов. Симбиотическая теория (идеи Фаминцина, К. Мережковского, Л.Маргелис): аргументы “за” и “против”.
Современная систематика организмов: проблемы и решения. Основные таксономические категории. Царства природы. Системы Тахтаджяна,  Уитткера и Уиттекера-Заварзина. Характеристика диагностических признаков царств.
IV. Эволюционная идея в биологии. Что такое эволюция – анализ термина. История формирования идей о появлении многообразия живых организмов.  Натурфилософия и естественная история  Древнего мира (Конфуций, Эмпедокл, Гераклит, Демокрит, Анаксимандр, Фалес, Аристотель).
Рациональная теология Средних веков (блаженный Августин, Альберт Великий, Фома Аквинский, Василий Великий и каппадокийская богословская  школа). Попытки христианизации языческой мудрости. Учение Фомы Аквинского о “двойной истине” – первая брешь между наукой и богословием.  Появление креационизма: научные и богословские причины. Конкордизм.
“Естественная   религия”  нового  времени (Шарль Бонне, Жорж-Луи де Бюффон, Эразм Дарвин, Жорж Кювье). Ж.Кювье и “теория катастроф”. Рождение палеонтологии, сравнительной анатомии и стратиграфии. Критика идеи повторных Божественных творений.
Эразм Дарвин, его жизнь, религиозное и научное мировоззрение. Дидактическая поэма “Храм Природы” - изложение эволюционных взглядов в стихах. Эволюционные представления Э.Дарвина (по работе “Зоономия”).
XIX век: появление научных эволюционных теорий. Идея эволюции и христианское мировоззрение. Ж.-Б.Ламарк, его жизнь и религиозно-философские воззрения. Деизм и христианство. Первая эволюционная теория - реализация принципа непрерывности Лейбница в биологии. Факторы эволюции, по Ламарку. Законы Ламарка. Причины совершенства организмов. Основные положения эволюционной теории Ламарка (по его работе “Философия зоологии”). Оценка Чарлзом Дарвиным теории Ламарка. Опыты А.Вейсмана - контраргумент концепции  наследования  благоприобретенных  признаков.  Неоламаркизм в  XX веке.  Новые данные относительно наследования благоприобретенных признаков (по работам Кернса, Горжинского и Стила).
Эволюционная теория Чарлза Дарвина. Жизнь и миросозерцание Дарвина. “Эволюция” его религиозных воззрений в течение жизни. Был ли Чарлз Дарвин - бакалавр богословия и церковный староста,  атеистом?
История появления “Происхождения видов”. Ч.Дарвин и А.Уоллес. Реакция научного мира на книгу Дарвина (“триумф” или “трагедия”?), причины такой реакции. Логическая структура и основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Факторы эволюции, по Дарвину. Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора. История понятия “искусственный отбор” (в трудах  Лукреция,  Вергилия, Бюффона). Может ли селекция служить моделью эволюционного процесса? Анализ явления “индустриального меланизма” у берёзовой пяденицы. Использование Дарвиным идей Ламарка в случае затруднений.
Критический анализ основных положений эволюционной теории Ч.Дарвина с позиций современной эволюционной биологии. Реальность существования естественного отбора и неоправдавшиеся надежды на объяснение происхождения видового разнообразия. Нерешенные проблемы дарвиновской теории эволюции и сомнения самого Дарвина (“кошмар Дженкина”). Причины, по которым Дарвин шесть раз издавал “Происхождение видов”.
Исторические, социальные, политические причины распространения дарвинизма: позиция биологии XIX века – “спиной к Творцу”. Идеологические искажения дарвинизма: расизм, расовая гигиена, социал-дарвинизм, лысенковщина. Причины и следствия этих явлений. Печальные уроки истории.
Неодарвинизм: многообещающие авансы и неоплаченные долги. История появления “нового синтеза” (Дж.Хаксли). Современная синтетическая теория эволюции - новая фаза в развитии дарвинизма. Дарвинизм и генетика:  синтез или противостояние? 
Постулаты и  логика современного эволюционизма. Популяция - элементарная единица эволюции.  Микроэволюция - процесс  направленного  изменения  частот  аллелей  в  популяции. Факторы, нарушающие равновесие Харди-Вайнберга. Виды отбора в популяциях.
 Видообразование - предполагаемый итог микроэволюции. Симпатрическое и аллопатрическое видообразование. Гибридизация как один их путей видообразования.
Макроэволюция и ее соотношение с микроэволюцией. Закономерности морфофункциональной эволюции (множественность функций, дублирование и смена функций). Преадаптация - необходимый этап  макроэволюции. Концепция Северцова о прогрессе и регрессе в  органическом мире.  Направления биологического прогресса. Прогресс и регресс в биосфере.
Триада Геккеля как путь для доказательства данной модели эволюции.
Эволюционная палеонтология, ее задачи и методы. Стратиграфическая колонна. Современные методы датировки ископаемых, границы применения, надёжность. Проблемы датировки по С14. Как работают “углеродные часы”? Современное состояние проблемы “переходных форм”. Иллюстрации:  археоптерикс - рептилия в перьях или птица с головой ящера?  История изучения, выводы сегодняшней палеоорнитологии. Обнаружение других кандидатов на роль “переходного звена”. История обнаружения и исследования латимерии.  Была ли она предком сухопутных животных? Итоги 200-летнего развития палеонтологии, основные выводы.
Сравнительная анатомия и эволюционная эмбриология: о чем свидетельствуют  данные этих наук. Законы К.Бэра - основателя эмбриологии. Идея Бэра о “дальнозоркости эволюции”. История появления биогенетического “закона” Геккеля-Мюллера - яркий пример научной фальсификации. Кто такой Эрнст Геккель? “Монизм” Геккеля - неудавшаяся попытка замены христианства новым культом. “Законы” Геккеля и “биогенетический закон” – анализ с позиции современной биологии развития.  Открытие гомеозисных мутаций, их функции и возможная роль в эволюции живого. Связь между онтогенезом и филогенезом. 
Итоги СТЭ. Основные положения, их анализ.
Анализ проблемы случайности в эволюции. Классификация эволюционных теорий по принципу отношения к случайности и целенаправленности в эволюции.
Альтернативные Дарвинизму идеи эволюции.
Концепция направленной эволюции - номогенез Л.С.Берга. Основные положения эволюции на основе закономерностей. Почему труды Берга были в СССР под запретом более 50 лет?  Родство идей Берга с антропным принципом.
Мутационная теория Гуго де Фриза. Основные положения.  Проблема траектории и темпов эволюционного движения (скачкообразность или непрерывность).
Взаимопомощь как один из факторов эволюции. Эволюционные идеи П.Кропоткина. Знакомство с работой Кропоткина “Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса”, её научный и богословский анализ.
Христогенез Пьера Тейяра де Шардена: основные идеи. Эволюция как механизм развертывания замысла Творца в материальном мире. Продолжение знакомства с работой Шардена “Феномен человека”.
Теория “пунктирной эволюции” Гулда и Элдриджа. Еще раз о скачках в эволюции. Правильно ли прочитана “палеонтологическая летопись” (о проблеме отсутствия переходных форм). Неокатастрофизм и “смягченный сальтационизм”.
А.Любищев, история жизни и научной деятельности (по книге Д.Гранина “Эта странная жизнь”). Почему в течение 70 лет замалчивали идеи Любищева? Осмысление проблем эволюции величайшим ученым и мыслителем XX века. Основные положения его эволюционного синтеза.
С.В.Мейен – продолжатель дела Любищева. Знакомство с основными идеями  эволюционной диатропики. Фрактал – новый рисунок эволюционного древа.
Эволюционные идеи в интерпретации богословов XX столетия (по работам о.Василия Зеньковского, Н.Н.Фиолетова, о.Александра Меня, о.Василия Родзянко, о.Михаила  Мудьюгина, А.И.Осипова,  Йена Барбура,  Дж.Полкинхорна и др.).
Мировоззренческие выводы: “эволюция” эволюционных идей. Тихогенетические и телеологические модели эволюционного процесса. Куда движется  “стрела” эволюции?
Глобальный эволюционизм и картина самоорганизующегося мира (идея Пригожина). Может ли хаос самопроизвольно порождать Логос?
Подведение итогов. Понимание эволюции живой природы как величественного процесса восхождения твари к своему Творцу. Христианское осмысление эволюции как механизма творения и развертывания Божественного Логоса в материальном мире.


V. Происхождение человека. История формирования взглядов на происхождение человека. Антропогонические мифы о появлении человека. Вариативность решения проблемы происхождения человека натурфилософами Древней Греции  (Анаксагор, Анаксимандр, Фалес, Аристотель, Платон).
Средние века: свой взгляд на происхождение человека. Учение Блуменбаха об инволюциях.
Ученые и философы Нового времени о происхождении человека. Кто же впервые сказал, что человек - потомок обезьяны? Причины сожжения инквизицией итальянского врача Ванини. Гипотеза Ж.-Л. де Бюффона, реакция Сорбонны и его современников. Взгляды философов (И.Кант, Л.Окен) и поэтов (И.В.Гёте).
Суть споров о систематическом положении человека в царстве природы. Карл Линней и его “соломоново решение”. Систематическое положение Homo sapiens  сегодня.
Ж.-Б.Ламарк о происхождении человека. Первое разделение проблемы на две части: происхождение тела и обретение души. Гармония научного знания и христианской веры, явленная Ламарком.
История появления работы Ч.Дарвина “Происхождение человека и половой отбор”. Основные задачи исследования; используемые доказательства. Половой отбор и его особенности; зачем он ведён Дарвиным. Учение о гомологиях и аналогиях. Анализ рудиментов и атавизмов с позиций современной науки. Корректные выводы Дарвина относительно происхождения человека.
Ч.Дарвин и А.Уоллес: спор единомышленников. Причины расхождения во взглядах на проблему происхождения человека. Кто же прав?
История обнаружения “переходного звена”, или кем, как и с какой целью  был фальсифицирован Эоантроп доусони.
Современное состояние антропогенеза. “Галерея наших предков”. Основные персонажи, анализ окаменелостей. Находки, открытия, выводы. Попытки построения линейного филогенетического ряда человека. “Эволюция” взглядов на филогенетические связи гоминид. Выводы палеоантропологии сегодня.
Современные работы в области палеогенетики – “бесшумная революция” в антропологии. Поиск “митохондриальной Евы" и “У-хромосомного Адама” (по работам Алана Уиллсона, Майкла Хаммера, Кристофера Стрингера, Сванте Паабо и др.). Палеогенетический анализ неандертальской ДНК. Вывод об отсутствии  родства неандертальца и человека разумного. Обнаружение Homo sapiens idaltu – путь к пересмотру филогенетических связей гоминид. Итоги: кто же наш генетический предок?
Гипотезы возникновения человеческих рас. Моногенетическая модель “Ной и его сыновья” – подтверждение данными палеогенетики. Богословский комментарий.
Библия о происхождении человека. Комментарий Святых Отцов и современных богословов картины творения человека в Шестодневе. Путь к единству антропологической науки и христианской антропологии. Соборность человека. Происхождение человека - величайшая тайна бытия.
Биология в роли естественнонаучной апологетики. Ещё раз о сближении позиций науки и религии.


IV. Основы экологии. Экология - наука о земной колыбели, нашем общем доме. Появление и развитие экологии. Современная экология,  ее основные идеи, понятия, задачи. Сложность  современной  экологической ситуации (стоим ли мы на пороге глобальной экологической катастрофы?).
Проблема взаимоотношения человека и природы в свете Божественной Заповеди “возделывать и хранить”, полученной Адамом в Эдемском саду. Место человека,  венца творения,  в системе природы. Духовные корни экологического кризиса. Путь к его преодолению -  экологизация  сознания на основе христианского
миросозерцания.
Уровни организации живой  природы.    Экология популяций.   Популяция   – важнейшая экологическая единица. Основные характеристики популяции.  Типы роста популяций (экспоненциальный, S- и J-тип). Разнообразие и взаимосвязь популяций.
Экология сообществ. Виды сообществ (биоценоз, агроценоз) их особенности и отличия. Потоки вещества и энергии в биоценозе. Биогеохимические циклы. 
Понятие экосистемы. Отношения в экосистеме (конкуренция, хищничество, паразитизм, комменсализм). Экологические роли организмов (продуценты, консументы, редуценты).  Экологические  пирамиды.  Цепи  питания и пищевые связи в экосистеме. Сукцессия, ее виды и причины. Влияние человека на экосистемы.
Глобальная экология. Основные проблемы нашего времени: изменение климата; водопользование; изменения в мировом земельном фонде; демография; энергетика; сохранение генофонда; продовольственные ресурсы; генетические последствия изменения качества среды. Существуют ли “пределы роста”? Первый “встревоженный эколог” - английский священник и экономист Томас Мальтус. Его работа “Опыт о законе народонаселения”. Основные положения теории Мальтуса. Анализ выводов и рекомендаций, предложенных Мальтусом человечеству для спасения. Христианская идея нравственного самосовершенствования как путь преодоления кризисных явлений. Мальтус и мальтузианство. За что же критиковали Мальтуса?
Международные программы в области охраны окружающей среды.  Экологическое законодательство. Экологическая этика. Работы “Римского клуба” под руководством Аурелио Печчеи. Доклады “Римского клуба”, основные выводы (идея “нулевого роста”).  Поиск путей выхода из экологического кризиса: латание “экологических дыр” или радикальная смена экономической парадигмы на экологическую. Уровни охраны природы (охрана популяций,  видов,  сообществ,  экосистем). Аксиомы природоохранной деятельности. Красные Книги, история их появления и назначение. Черная Книга - позор человечества.  Христианский подход к  решению проблем глобальной экологии.
VI. Учение о биосфере. Уровни организации вещества и уровни организации живой природы. Биосфера - глобальная экосистема.
В.И.Вернадский - основатель учения о биосфере. Жизнь и своеобразие религиозно-философского миросозерцания Вернадского. Научное откровение, полученное Вернадским (по его дневниковым записям). «Неконфессиональная религиозность» Вернадского. Основные положения концепции Вернадского о биосфере. Функции живого вещества. Биосфера как система жизнеобеспечения человечества и человечество как неотъемлемый элемент биосферы. Необычные идеи Вернадского (автотрофность человечества, вечность жизни и пр.).
Основные идеи учения Вернадского о ноосфере. Ноосфера - мыслящий пласт Земли. Космическая задача ноосферы как главного фактора, определяющего судьбу цивилизации. Концепция ноосферы Пьера Тейяра де Шардена (по заключительным главам книги «Феномен человека»).  Сравнение концепций Вернадского и Шардена о ноосфере.
VIII. Заключение. Наука о жизни: обнаружение путей, которыми шел Господь. Реальность соответствия выводов современного естествознания истинам Священного Писания. О необходимости преодоления вражды между верой и знанием. Важность, своевременность и плодотворность диалога между наукой и богословием.

Перечень контрольных, самостоятельных, практических и  творческих  работ по курсу
"Введение в христианское естествознание"выполняемых учащимися в процессе обучения

  • Самостоятельная работа: “Какими могли быть первые живые существа?” (нарисовать их предполагаемые  “портреты” и дать комментарии);
  • Контрольная работа по теме: “Происхождение жизни”;
  • Домашняя самостоятельная работа: прочитать, как описывает Гете в “Фаусте” получение гомункулуса. Сделать сравнительный анализ с экспериментом С.Миллера;
  • Контрольная работа по теме “ Сравнительный анализ моделей возникновения жизни  А.Опарина и П.Т. де Шардена”; 
  • Реферат: “Мои представления о возникновении жизни (научно-богословский анализ)”;
  • Самостоятельная работа по теме: “Царства природы”;
  • Практическая работа с гербарием по теме:  «Систематика царства Растений»;
  • Практическая работа с муляжами и влажными препаратами по теме: «Систематика царства Животных»;
  • Практическая работа с муляжами по теме: «Систематика  царства Грибов»;
  • Контрольная работа по теме: “Эволюцинные идеи в Древнем мире и в Средние века»;
  • Контрольная работа по теме: “Развитие эволюционной идеи учёными Нового времени”;
  • Самостоятельная работа: «Жизнь и религиозно-философское миросозерцание Ч.Дарвина по материалам экспозиции Дарвиновского музея»;
  • Сочинение: “Место и роль Ч.Дарвина и дарвинизма в истории естествознания”;
  • Самостоятельная работа  “Сравнительный анализ механизмов эволюции у Ламарка и Ч.Дарвина ”;
  • Контрольная работа по теме: “Дарвинизм”;
  • Контрольная работа по теме: “СТЭ: основные идеи, механизмы, итоги”;
  • Самостоятельная работа по теме: “Критерии вида”;
  • Практическая работа: «Выявление видовой принадлежности куропаток на основании критериев вида»;
  • Самостоятельная работа по теме: “Задачи,  методы и достижения палеонтологии”;
  • Контрольная работа по теме: “Сравнительный анализ альтернативных сценариев эволюции”;
  • Реферат: “Мои представления об эволюции видов (научно-богословский анализ)”;
  • Дискуссия по теме: «Эволюция и христианское учение о творении мира Богом»;
  • Самостоятельная работа «Антропогонические мифы»;
  • Самостоятельная работа «Додарвиновский этап развития представлений о происхождении  человека»;
  • Контрольная работа по теме: “Учение Дарвина о происхождении  человека”;
  • Контрольная работа по теме: “Анализ филогенетического ряда человека”;
  • Самостоятельная работа «Вклад палеогенетики в изучение проблемы происхождения человека»;
  • Реферат по теме: «Мои представления о происхождении человека (научно-богословский анализ»;
  • Контрольная работа по теме: “Экология и учение о биосфере”;
  • Самостоятельная работа «В.И.Вернадский и его роль в современном естествознании»;
  • Домашнее задание: “Прочитать рассказ Рея Бредбери  “И грянул гром” и сделать его экологический анализ”;
  • Домашнее задание: “Выбрать одну из современных экологических проблем, проанализировать ее и предложить пути решения”.
  • Практическая работа «Экологическая проблема моего города (района, улицы, двора, дома), причины  ее возникновения и возможные пути решения»;
  • Сочинение-размышление: “Христианский взгляд на проблемы  экологии”.


Зачеты по пройденным темам проводятся два раза в год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки доклада по биологии:

1.   Цель и задача доклада, ясность изложения:
•    своевременность доклада
•    последовательность изложения материала;
•    конкретность;
•    четкость;
2.   Владение материалом:
•    умение ориентироваться в излагаемом материале;
•    умение грамотно ответить на вопросы слушателей;
•    темп, четкость и громкость речи
3.    Оформление и наглядность:
•  сопровождение доклада рисунками, графиками, фотографиями, коллекционными образцами, муляжами, чучелами и т.д.;
•    аккуратность и красочность оформления текста доклада;
4.  Результаты и выводы:
•    правильное использование отведенного времени;
•    соразмерность объема материала;
•    взвешенность и обоснованность выводов;
•    значимость, новизна, оригинальность материала;
•    интерес у слушателей.
                 
      Правила оформления доклада:

1.   Доклад должен быть написан на листах  А4 (с одной стороны),
2.   Листы должны быть пронумерованы и скреплены (скрепками или степлером);
3.   Титульный лист должен быть оформлен следующим образом:

                             Название учебного заведения

                                    Название доклада
__________________________________________________

Автор доклада ____________________________________
                                         фамилия, имя, класс
Дата выступления с докладом______________

Оценка_______________ Подпись учителя_______________

4.    Доклад может быть проиллюстрирован фотографиями, рисунками, схемами, графиками, таблицами.
5.    В конце доклада необходимо написать список литературы, которая использовалась при подготовке: автор, название, интернет-сайт.

     Но для того, чтобы получить положительную оценку, необходимо сделать доклад  на уроке именно в тот день, на который он был запланирован преподавателем.

Контрольная работа по теме "Происхождение жизни"

Вариант 1
1. Охарактеризуйте гипотезу вечности жизни. Как можно  сформулировать определение жизни, исходя из нее? Есть ли научные подтверждения этой гипотезе? Если да, то какие?
2. С какой целью был поставлен эксперимент Франческо Реди? Что он наблюдал? Какие выводы сделал? Изменил ли он свои взгляды позднее? Если да, то почему?
3. Что такое киральная чистота? Как эта проблема отражается на доказательности гипотезы биохимической эволюции Опарина-Холдейна?
4. Какая из гипотез происхождения жизни кажется вам наиболее вероятной и почему?
 
Вариант 2
1. Охарактеризуйте гипотезу панспермии. Как решается проблема происхождения жизни в рамках этой гипотезы?  Располагает ли она какими-либо доказательствами?
2. С какой целью был поставлен эксперимент Ладзаро Спалланцани? Что он наблюдал? Какие выводы сделал?  Какие практические применения нашел его эксперимент впоследствии?
3. Какие гипотезы биохимической эволюции вам известны? Что в них представляется спорным, а что – правильным?
4. Какая из гипотез происхождения жизни кажется вам наиболее вероятной и почему?
 
Вариант 3
1. Какие основные сценарии происхождения жизни вам известны? Дайте характеристику каждому из них.
2. С какой целью был поставлен эксперимент Луи Пастером? Как он осуществлялся? Что наблюдал Пастер? Какие выводы сделал?
3. Была ли сделана попытка экспериментального доказательства справедливости гипотезы Опарина-Холдейна? Кем и каким образом? Что было получено? Какие выводы можно сделать?
4. Какая из гипотез происхождения жизни кажется вам наиболее вероятной и почему?
 
Вариант 4
1. Расскажите о том, как развивалась дискуссия о самозарождении жизни. Как и кем она была завершена?
2. Существуют ли в настоящее время  какие-либо доказательства в пользу гипотезы папспермии? Расскажите о них. Как их можно интерпретировать? Как лично вы относитесь к этой проблеме?
3. В чем состоит принципиальное отличие взглядов  П.Т.де Шардена на появление жизни от других гипотез биохимической эволюции?
4. Какая из гипотез происхождения жизни кажется вам наиболее вероятной и почему?
  
Вариант 5
1. Расскажите о гипотезе «направленной панспермии». Кто её автор? Есть ли в настоящее время  какие-либо доказательства в её пользу? Как вы лично оцениваете  эту гипотезу?
2. Расскажите об основных идеях гипотезы «Мир РНК». В чем её сильные и слабые стороны?
3. Расскажите об истории появления книги «Феномен человека». О чём эта работа?
4. Какая из гипотез происхождения жизни кажется вам наиболее вероятной и почему?

Вариант 6
1. Какие основные сценарии происхождения жизни вам известны? Дайте характеристику каждому из них.
2. Расскажите о гипотезе «направленной панспермии». Кто её автор? Есть ли в настоящее время  какие-либо доказательства в её пользу? Как вы лично оцениваете  эту гипотезу?
3. Расскажите о жизни и научно-богословской деятельности П.Т.де Шардена. Как вы оцениваете личность и труды этого человека?
4. Какая из гипотез происхождения жизни кажется вам наиболее вероятной и почему?

Старайтесь давать не односложные, а  полные, подробные ответы на вопросы.

Контрольная работа по теме "Систематика"

Вариант 1

1.В чем смысл классификации? Как она используется вами в повседневной жизни?
2.В чем особенность “Лестницы Природы”, предложенной  Аристотелем?
3.Что характерно для искусственной и естественной классификации? 
4. В чем состоят личные заслуги К.Линнея перед наукой? Каковы  задачи научного поиска в его понимании? 
5. Приведите примеры симбиотических отношений между разными видами живых организмов. В чем смысл подобных отношений?

Вариант 2

1.В чем смысл классификации?  Почему потребность в ней наиболее остро возникла к 18 веку?
2.Какие систематические категории ввел К.Линней при построении своей  иерархической пирамиды? В каком порядке они соотносятся между  собой?
3. Что характерно для бинарной номенклатуры? Почему она так  называется?  Какие правила ввел ее автор для именования видов?
4. Что такое симбиогенез? Какими новыми идеями обогатила науку эта теория?
5.Придумайте классификацию людей, обитающих на Земле (однако,  помните о  деликатности и уважении к представителям любого народа).

Вариант 3

1.Каковы задачи современной систематики живого? Достижениями каких биологических дисциплин пользуется  сегодня систематика?
2. Как вы считаете, почему и Аристотель, и Ш.Бонне избрали  именно  образ лестницы для своих классификационных построений? Что в данном случае она может символизировать?
3.Каков вклад К.Линнея в мировую науку?  Был ли он удостоен особой награды?
4.Почему  митохондрии и  хлоропласты можно считать  симбиотическими организмами?
5. В чем причина выделения вирусов в особую империю? Придумайте, на основании того, что вам известно о строении вирусов,  как они могут быть классифицированы.  Какими классификационными  признаками вы  воспользовались?

Самостоятельная домашняя работа по теме "Критерии вида"  

Внимательно прочитайте характеристику птиц. Определите, о скольких видах птиц идёт речь. Объясните, какими критериями вида вы пользовались при этом.

    Речь идёт о куропатках. Все эти птицы относятся к отряду Куриных. Это птицы средней величины, от 400 до 600 граммов, а также от 500 до 900 г.  Зимой часть из них ослепительно белые, ноги оперены до самых пальцев, поэтому птицы при ходьбе не проваливаются в снег. Летом окраска становится бледно-рыжей, с буроватыми тонами и чёрными поперечными полосами на верхней стороне туловища. У некоторых самцов можно видеть в зимнем оперении чёрную уздечку от клюва до глаз и далее. Есть особи, вес которых колеблется от 370 до 770 г, а по внешнему виду и поведенческим особенностям они больше напоминают домашних кур: верхняя сторона серая, передняя часть спины с винным оттенком, горло и щёки светло-охристые, окаймлены широкой чёрной полосой, проходящей через глаза.
      Все куропатки – растительноядные птицы. Кормятся они, как правило, на земле. Однако некоторые, оставаясь на зимовки в лесотундре, взлетают кормиться почками на деревья и кустарники. Иногда можно видеть, что куропатки раскапывают снег, чтобы добраться до наземного корма. Некоторые куропатки поедают луковицы и клубни разных растений, а также насекомых, моллюсков и других мелких беспозвоночных.
     Куропаток можно встретить в тундровой зоне Старого и Нового Света, в лесотундре, лесной зоне, а также в лесостепи и даже в горах (Скандинавия, Шотландия, Альпы, Алтай, Саяны, Кавказ, Крым).
    Гнёзда куропатки устраивают под навесом камня, прикрытого кустиком травы, либо на каменистых россыпях, покрытых лишайниками и мхами, но можно встретить их гнёзда и на открытых участках кочковатой тундры под прикрытием карликовой ивы или берёзы. В кладках  - по 5-20 яиц, иногда  от 6 до 24 яиц. Яйца бледно-желтые с коричневыми крапинками, а также сливочно-охристые, с серо-коричневыми крапинками. Гнездо строит самка, но иногда можно видеть, что самец тоже принимает в этом участие. Насиживает кладку только самка. Самец находится неподалёку, охраняя гнездовую территорию.
     Крики куропаток: самцы, обычно молчаливые, в брачный период издают громкие звуки, имеющие много различных оттенков. При ухаживании голос у некоторых представителей становится тихим, гортанным, воркующим. Другие издают характерный крик, который можно описать так:  «ке-ке-лек».

Самостоятельная работа по теме "Дарвинизм"


1.   Каковы обстоятельства, при которых скрестились судьбы Ч.Дарвина и А.Уоллеса?
2.   Попытайтесь нарисовать черты психологического портрета личности Ч.Дарвина на основании того, что вам о нём известно.
3.   Перечислите основные движущие силы эволюции по Дарвину и охарактеризуйте более подробно одну из них.
4.   С позиций теории эволюции Дарвина объясните, как могли возникнуть крылья у летучих мышей?
5.  С какими, на ваш взгляд, наиболее принципиальными трудностями сталкивается теория эволюции на основе естественного отбора с позиций  современного знания?


Контрольная работа по теме "Синтетическая теория эволюции"

Вариант1

1. Дайте характеристику латимерии как биологического вида. Может  ли  она служить примером переходной формы? Ответ обоснуйте.
2. Что удалось продемонстрировать палеонтологии за годы своего развития?
3. Как формулируется «основной биогенетический закон»? В чем состоит его  главная идея? Какова история его появления (фальсификации)?
4. Что представляет собой Синтетическая теория эволюции? Почему она называется «синтетической»? Какие науки являются ее теоретическим фундаментом?
5. В чем заключается противоречие между результатами действия стабилизирующего и движущего отборов? Приведите примеры.
6. В результате действия какой из форм отбора могли появиться  следующие виды или видовые признаки у животных:
•    кистеперая рыба латимерия;
•    бескрылые  и длиннокрылые насекомые на островах с сильными   ветрами;
•    моллюски с раковинами разнообразных форм;
•    хвост птицы лирохвоста;
•    разнообразная окраска рыб - обитателей коралловых рифов.
7. В  чем  проявляется морфологическое единство  представителей  одного вида?   Приведите примеры.
8. Определите, какому из трех основных направлений эволюционного  процесса  соответствует каждый из приведенных примеров:
•    недоразвитие органов зрения у крота;
•    отсутствие волосяного покрова у кита;
•    наличие эхолокации у рукокрылых;
•    отсутствие органов чувств у человеческой аскариды;
•    появление растений на суше; 
•    появление земноводных;
•    наличие горбов у верблюда.

Вариант2

1.  Выпишите в два столбца признаки археоптерикса, сближающие  его
    а) с птицами     б) с рептилиями. 
   Что можно сказать о систематической принадлежности этого вида?  Кто он - птица с зубами и когтями на крыльях или рептилия с перьями?
2.Что удалось продемонстрировать палеонтологии за годы своего  развития?
3. Как можно охарактеризовать деятельность Э.Геккеля, основываясь на тех   фактах, которые вам известны?  Как вы  думаете, что  было причиной  научных подлогов, совершенных им?
4. Что представляет собой Синтетическая теория эволюции сегодня? Какие науки  являются ее теоретическим фундаментом? Почему  она называется «синтетической»?
5. Приведите примеры действия дестабилизирующего отбора. В чем  состоит его  отличие от движущей и дизруптивной форм отбора?
6. Может ли искусственный отбор быть дизруптивным,  дестабилизирующим, стабилизирующим, движущим? Если да,  то приведите примеры.
7. Ч.Дарвин писал: «Термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства…»   Действительно ли понятие «вид»  в современной биологии является   произвольным?   Ответ обоснуйте.
8. Определите, какому из трех основных направлений эволюционного процесса   соответствует каждый из приведенных примеров:
•    наличие выводковой сумки у сумчатых;
•    отсутствие волосяного покрова у кита;
•    наличие эхолокации у рукокрылых;
•    отсутствие органов чувств у человеческой аскариды;
•    наличие молочных желез у млекопитающих;
•    отсутствие пищеварительной системы у самца рыбы глубоководного удильщика;
•    наличие перьевого покрова у птиц;
•    появление цветковых растений;
9*. Что  понимают под случайностью  разные авторы. А как могли бы  вы  сформулировать определение случайности?  Как по вашему, существуют ли в мире абсолютно случайные процессы или все  происходящее заранее предопределено?

Итоговая контрольная работа по теме "Происхождение человека"

Вариант 1

1.   Как вы думаете, что послужило причиной для  предположения Бюффона о происхождении человека от обезьян? Как отреагировали его современники?
2.   Каковы  идеи Ж.-Б.Ламарка  относительно происхождения человека? На какие стадии  он разделил этот процесс? Какова их последовательность?
3.   Какие органы называют рудиментами? Как Ч.Дарвин объяснял их наличие у человека?  Как можно  интерпретировать рудиментарные органы в свете современных научных данных? Приведите примеры.
4.    Были ли расхождения между Ч.Дарвиным и А.Уоллесом по вопросу о происхождении человека? В чем они заключались? Позиция  кого из них вам кажется более правильной? Почему?
5.    Дайте характеристику неандертальцу по следующим параметрам:
А) геологический возраст
Б) особенности строения черепа, зубов
В) объём мозга
Г) рост
Д) трудовые навыки, изготовление орудий
Е) речь
Ж) социальная организация
З) искусство
И) религиозное чувство
6.  Каковы, по вашему мнению, причины отсутствия метисации между неандертальским и   кроманьонским человеком?
7.    Какой вывод может быть сделан на основании исследований ДНК неандертальца относительно его места в эволюции человека?
8.   Кто такой “У-хромосомный Адам”? Какие выводы были сделаны палеогенетиками относительно происхождения мужской части человечества?

Вариант 2

1.  Дайте общую характеристику антропогонических мифов. Почему они так  называются? Есть ли в них что-то рациональное, какой-то отголосок истины?
2. Удалось ли Ж.-Б.Ламарку согласовать свои религиозные и научные взгляды на проблему происхождения человека? Каким образом?
3.   Какие задачи ставил Ч.Дарвин, приступая к написанию  работы о  происхожении человека? На какие научные дисциплины он  опирался?
4.   Попытайтесь кратко сформулировать, каков окончательный вывод, сделанный  Ч.Дарвиным  по вопросу о происхождении человека.
5.    Предложите гипотезы о том, почему неандертальцы  не просто хоронили умерших, но совершали нечто, напоминающее обряд погребения. Как можно интерпретировать их действия?
6.    Дайте характеристику кроманьонцу по следующим параметрам:
А) геологический возраст
Б) особенности строения черепа, зубов
В) объём мозга
Г) рост
Д) трудовые навыки, изготовление орудий
Е) речь
Ж) социальная организация
З) искусство
И) религиозное чувство
7.  Почему для палеогенетических исследований была использована именно митохондриальная ДНК? Каковы ее преимущества перед ядерной ДНК?
8. Кто такая «митохондриальная Ева»? Какие выводы сделаны палеогенетиками относительно происхождения женской части человечества?

Старайтесь давать краткие, но чёткие ответы на поставленные вопросы. Не бойтесь выдвигать собственные версии – это особенно ценно и будет повышать ваш балл.



                    Преподаватель биологии                                        Муравник Галина Леонидовна

joomla template 1.6