Программа курса "Экология"- 9-10 класс

Программа курса   “Экология”
для 9-10 классов православной школы
Учебная нагрузка 1 час в неделю, 32 часа в год; всего 64 часа

Автор:  преподаватель экологии    Муравник Галина Леонидовна

9 класс   (1 час в неделю; 32 часа в год)

I. Введение (1 час)
Экология: предмет, основные идеи, понятия и задачи.  Появление и развитие экологии. Сложность  современной  экологической ситуации. Стоим ли мы на пороге глобальной экологической катастрофы?
Проблема взаимоотношения человека и природы в свете Божественной Заповеди “возделывать и хранить”, полученной Адамом в Эдемском саду. Место человека в системе природы. Духовные корни экологического кризиса. Путь к его преодолению - экологизация сознания людей на основе христианского миросозерцания.

II. Уровни организации живой  природы (20 часов).  
1. Организм и среда (5 часов).
 “Плодитесь и размножайтесь…” – как живое исполняет Божественное повеление. Размножение организмов и факторы его ограничения. Прогрессия размножения. Кривые роста численности видов.
Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), их характеристика. Закон экологического оптимума; закон ограничивающего фактора. Экстремальные условия. Важность сохранения экологического разнообразия видов.
Жизнь в зоне оптимума. Приспособление организмов к среде обитания – основные стратегии. Анабиоз  и скрытая жизнь; сопротивление негативным влияниям среды; избегание неблагоприятных условий.
Воздействие организмов на среду обитания. Газообмен, водообмен, питание и другие виды активности. Средообразующая деятельность растений, животных и микроорганизмов.  Использование средообразующей деятельности организмов человеком.
Приспособленность организмов к условиям существования. Ритмы жизни. Фотопериодизм и его регуляция.  Суточные, годовые, приливно-отливные и солнечные  ритмы и их значение.
 2. Экология популяций (5 часов).
Популяция – основная экологическая единица. Главные характеристики популяции. Внутривидовые отношения в популяциях. Разнообразие и взаимосвязь популяций.
Демографическая структура популяций. Типы роста популяций (экспоненциальный, S- и J-тип). Влияние (ограничение) ресурсов. Возраст, пол, плотность и другие демографические показатели. Их связь с устойчивостью популяций.
Динамика численности в популяции и её регуляция в природе. Саморегуляция и её механизмы. Поддержание естественных механизмов саморегуляции. Демографические прогнозы численности, их практическое использование. Важность изучения демографии популяций  для поддержания их оптимальной структуры.
3. Экология сообществ (4 часа).
Сообщество (биоценоз) – “единая семья”. Видовой состав сообществ. Многочисленные и малочисленные виды и проблемы их сохранения. Понятие экологической ниши вида. Биотические связи и взаимоотношения в сообществе. Экологические цепи. Пищевые отношения в сообществе: конкуренция внутривидовая и межвидовая, хищничество, паразитизм, симбиоз, комменсализм. Итог взаимодействий. Устойчивость сообществ и  факторы, её нарушающие. Закон Гаузе: правило конкурентного исключения
Сообщества микроорганизмов, их своеобразие. Типы питания микроорганизмов; множественность пищевых стратегий: автотрофы, гереротрофы, хемотрофы и др. Бактерии аэробы и анаэробы.  Анаэробная деструкция и ее экологическая роль. Микроорганизмы-экстремалы – древнейшая форма жизни на Земле. Особенности жизни в гидротермах.
4. Экосистемы (6 часов).
Понятие экосистемы (биогеоценоза). Общая структура экосистем. Отношения в экосистеме: конкуренция, хищничество, паразитизм, комменсализм. Экологические роли организмов: продуценты, консументы, редуценты. Трофические цепи  и и сети в экосистеме. Первичная и вторичная биологическая продукция. Повышение биологической продуктивности экосистем.  Экологические  пирамиды, их виды принципы  построения и назначение.  Потоки вещества и энергии;  биогеохимические циклы. Последствия нарушения связей в экосистеме.
Влияние человека на экосистемы. «Эффект бумеранга». Создание и поддержание искусственных экосистем. Создание агроценозов и агроэкосистем;  их особенности. Пути управления продуктивностью агросообществ. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия.
Динамика экосистем.  Сукцессия, её виды, причины, этапы. Смена видов и изменение продуктивности экосистем.  Восстановление экосистем после их частичных нарушений  -  как врачевать экологические раны.
Понятие биоразнообразия. «…Всё, что Он создал…хорошо весьма» (Быт.,1.31). Экологические причины биоразнообразия. Численность видов сегодня. Множественность видов и уникальность каждого из них. Снижение устойчивости экосистем при уменьшении видового разнообразия. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Взаимодополнительность видов в биоценозах.  «Серая экосистема» - фантасмагория или близкая реальность?  Важность сохранения биоразнообразия.


III. Учение о биосфере и ноосфере (7 часов).
 Уровни организации вещества (микромир и макромир);  уровни организации живой природы. Биосфера - глобальная экосистема.
В.И.Вернадский - основатель учения о биосфере. Жизнь, научная деятельность и своеобразие религиозно-философского миросозерцания В.И.Вернадского. Научное откровение, полученное В.И.Вернадским (по его дневниковым записям). «Неконфессиональная религиозность» В.И.Вернадского. Парадоксы научного мировоззрения В.И.Вернадского
Основные положения концепции В.И.Вернадского о биосфере. Состав сфер Земли (атмосфера, гидросфера, литосфера, барисфера, почва). Границы биосферы. Компоненты биосферы. Биогеохимические функции живого вещества. Биосфера как система жизнеобеспечения человечества и человечество как неотъемлемый элемент биосферы. Роль живого вещества в преобразовании верхних оболочек Земли. Связывание и запасание энергии космоса. Глобальные круговороты веществ (элементов).
 История понятия «ноосфера». Концепция ноосферы по В.И.Вернадскому. Работа «Несколько слов о ноосфере». Главные черты (принципы) ноосферы – мыслящей оболочки Земли: креативность, коэволюция, усложнение, гармонизация. Экоантропоцентризм ноосферы по Вернадскому. Противоречие между техносферой и пневматосферой (по отцу Павлу Флоренскому). Концепция ноосферы Пьера Тейяра де Шардена (по заключительным главам книги «Феномен человека»). Сравнение концепций В.И.Вернадского и П.Т. де Шардена о ноосфере. Космическая задача ноосферы как фактора, определяющего судьбы цивилизации. Христианский взгляд на концепцию ноосферы.


IV. Заключение (1 час). Как же мы должны исполнять Божественную Заповедь «Возделывать и хранить» нашу земную обитель? Сохранение природы – наш христианский долг. Деятельность Русской Православной Церкви по формированию экологического сознания.

Итого: 29 часов; 

Резервное время  (3 часа) используется для проведения внеклассных занятий (посещение музеев, выставок, выезд в лес).


              Список самостоятельных, контрольных, творческих работ (9 класс)

  • Творческая работа «Как я понимаю Божию Заповедь «…возделывать и хранить» Землю в современной экологической ситуации»;
  • Творческая работа «Нужна ли 11-я Заповедь? Какие заповеди нарушает человек, оскверняя природу?»;
  • Творческое задание: придумать и нарисовать схематическое изображение экологии как комплексной, синтетической науки;
  • Творческое задание: дать экологический комментарий евангельской притче о сеятеле;
  • Задание на дом: в описанной конкретной ситуации определить, какой фактор является лимитирующим и почему?
  • Контрольная работа по темам: «Факторы среды; экологические законы; приспособленность живых организмов»;
  • Практическое задание на дом: «Изучение суточных колебаний ритмов сердцебиений»;
  • Самостоятельная работа по теме «Пищевые связи в системе «многоядный хищник-многоядная жертва»;
  • Самостоятельная работа по теме «Основные параметры популяций»;
  • Самостоятельная работа по теме: «Отношения в биоценозе»;
  • Самостоятельная работа на дом: «Построение схемы пищевой сети для лесного биоценоза»;
  • Самостоятельная работа по теме «Сукцессия»;
  • Контрольная работа по теме: «Популяция; сообщество; биоценоз»;
  • Самостоятельная работа на дом: «Анализ места, занимаемого человеком в цепях питания»;
  • Самостоятельная работа по теме: «Анализ изменения биоразнообразия и экологических связей  в биогеоценозе после выпадения кислотного дождя»;
  • Контрольная работа по теме «Основные положения концепции Вернадского о биосфере»;
  • Самостоятельная работа по теме «Концепция ноосферы в работах В.И.Вернадского и П.Т. де Шардена»;
  • Экологический анализ сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький Принц»
  • Экологический анализ рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром».


10 класс (1 час в неделю;  32 часа в год)

I. Введение (1 час). Христианин – Божий соработник на Земле. Духовные корни экологического кризиса и поиск путей их преодоления. Русские монастыри как образцы рационального хозяйствования на Земле (на примере Соловецкого монастыря). 


II. Социальная экология (10 часов).
1. Человек  в  составе  биосферы (4 часа).
Экологические и социальные особенности человеческой популяции. Подчиняется ли человек законам экологии? Человек – биосоциальный вид, но не только. Человек – соработник Божий на Земле.  Экологическое сходство и отличие человека от других видов живого, их причины.
Экологические связи человечества. Этапы взаимодействия природы и общества (Золотой век, палеолит, неолит, индустриальный и постиндустриальный период), их характеристика. Овладение огнём, орудийная деятельность, доместикация животных и окультуривание растений. Появление оседлости. Совершенствование способов ведения хозяйства. Появление государственности. Развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; транспорта.
Развитие пищевых связей человечества, история их  возникновения, характеристика, особенности.  Развитие информационных связей человечества. Возрастание воздействий человека на окружающую среду.  Экологические последствия.
Предмет, принципы и задачи социальной экологии. Будущее человечества : экопрогресс или экорегресс? Законы Барри Коммонера. Отличия функционирования биосферы и техносферы. Проблемы совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Концепция устойчивого  развития, ее основные идеи, задачи  и предлагаемые способы их решения: создание замкнутых технологических циклов, использование энергосберегающих технологий, вторичное использование ресурсов и пр.
2. Экологическая демография (4 часа).
Приложение фундаментальных экологических законов к динамике численности человечества. Факторы, регулирующие численность человечества (климат, уровень медицины, качество жизни и т.д.). Типы воспроизводства населения (традиционный и современный) и их характеристика. Находится ли наш биологический вид в кризисном состоянии? Проблемы, порождаемые ростом численности человечества. Нас всё больше – это хорошо или…? Можно ли увеличить экологическую ёмкость нашей среды обитания.
Региональные особенности демографии. Связь демографии с социально-экономическими показателями развития (благосостояние, образование, культурный и духовный уровень). Демографическая политика. «Планирование семьи» – что скрывается за этим понятием. Христианский взгляд на проблемы демографии.
Демографическая ситуация в России по результатам последней переписи населения. Причины и возможные последствия падения рождаемости и сокращения численности россиян в 90-е годы. Поиски выхода, перспективы на будущее. Отношение Русской Православной Церкви к предлагаемым путям решения демографических проблем России в свете решений Архиерейского Собора 2000 года.


III. Экологические основы природоохранной деятельности (20 часов)
1. Глобальная экология (3 часа).
Характеристика современного состояния окружающей человека среды  и природных ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении (исчерпаемых и неисчерпаемых). Необходимость охраны природы и рационального природопользования. Общее знакомство с глобальными экологическими проблемами современности: изменение климата; водопользование; изменения в мировом земельном фонде; демографический кризис; энергетика; утилизация отходов; сохранение генофонда; генетические последствия изменения качества среды обитания человечества и др. Признаки нарастания глобальной экологической нестабильности.
Первый “встревоженный эколог” - английский священник и экономист Томас Мальтус. Знакомство с его работой “Опыт о законе народонаселения”. Основные идеи Мальтуса, выводы и рекомендации, предложенные человечеству для спасения. Христианская идея нравственного самосовершенствования как путь преодоления кризисных явлений. Мальтус и мальтузианство. За что же всё-таки критиковали Мальтуса?
«Римский клуб», его организация, задачи, исследования. Доклады «Римскго клуба», его выводы и рекомендации.
2. Охрана атмосферы (2 часа).
 Строение атмосферы. Газовый состав атмосферы, причины  и последствия его изменения. Источники загрязнения атмосферы (естественные, искусственные). Загрязнение оксидами серы и азота – причина кислотных дождей.  Влияние кислотных дождей  на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Парниковые газы,  парниковый эффект, его причины и последствия. Изменения климата (глобальное потепление). Проблемы сохранения озонового экрана. Влияние загрязнений и изменений атмосферы на состояние и жизнь живых организмов, на здоровье человека.  Очистка воздуха.
3. Охрана  гидросферы (2 часа).
Вода и человечество. Уровень потребления воды в мире. Качество воды и его контроль. Характеристики чистой воды.  Источники пресной воды сегодня.
 Загрязнители и их влияние на здоровье человека. Причины загрязнения вод: бытовые стоки, промышленность, сельское хозяйство, тепловое загрязнение, добыча и транспортировка нефти, радиационное загрязнение и др. Приаралье – зона экологического бедствия.
Проблемы очистки и повторного использования воды. Методы очистки сточных вод. Пути преодоления дефицита пресной воды. Альтернативные источники пресной воды: опреснение; использование айсбергов. Рациональное использование водных ресурсов. Охрана воды – бесценного дара человечеству.
4. Проблемы энергетики (2 часа).
Энергетические ресурсы и их использование. Традиционные и альтернативные источники энергетики: гидроэнергетика, теплоэнергетика, солнечная, геотермальная, приливная, ветроэнергетика; атомная энергетика. Рациональное использование энергоресурсов. Энергосбережение. Проблемы, связанные с развитием энергетики.
Нефть – «черное золото», ее происхождение, химический состав, переработка. Добыча и потребление нефти и проблемы, ими порождаемые. Современные войны – борьба за нефть.
Развитие атомной энергетики и атомной промышленности: две стороны одной медали. Проблемы загрязнения среды и безопасности эксплуатации АЭС. Перспективы атомной энергетики: аргументы «за» и «против».
5. Использование и охрана недр и почв (2 часа).
Почва –  особое биокосное тело. В.Докучаев – основоположник научного почвоведения – основы рационального использования почв. Образование и роль почв. Плодородие почв   и его значение. Роль живых организмов и культуры земледелия для сохранения плодородия. Качество почвы. Причины истощения и разрушения почв: водная,  ветровая и антропогенная  эрозии, оврагообразование, загрязнение, засоление, опустынивание и т.д. Последствия разрушения почв.  Современное состояние почвенного фонда Земли. Охрана и восстановление почв.
Минеральные природные ресурсы. Проблемы исчерпаемости и истощения ресурсов. Ресурсосберегающие производства.  Использование синтетических материалов. Охрана среды при добыче полезных ископаемых.
6. Проблемы утилизации отходов (2 часа).
Что такое отходы, откуда и в каких количествах они берутся. Современные масштабы загрязнения. Виды отходов: токчичные, воспламеняемые, химически активные, инфекционные, радиоактивные.  Проблемы  хранения и переработки отходов: свалка, термообработка, вторичная утилизация; комплексная переработка (плюсы и минусы).  Влияние свалок на окружающую среду. Современное устройство свалки и возможности повторного  использования территорий, занятых под свалку.
Радиоактивные отходы, их характеристика. Методы  утилизации радиоактивных отходов. Проблемы радиационной безопасности.  Проблема  ввоза,  переработки и захоронения ядерных отходов в России.  Имеем ли мы право превращать Россию в ядерную свалку? Поиски путей решения проблемы отходов.
7. Проблемы лесопользования (2 часа).
Лесная экосистема, ее характеристика. Роль лесных экосистем в жизни человека.  Виды лесов, их современное состояние. Лесные богатства России. Лесопользование и связанные с ним проблемы. Причины сокращения площади лесов на Земле. Использование, охрана и возобновление  лесов.  Лесное законодательство России.
Охрана и рациональное использование других растительных сообществ (луга, болота).
8. Сохранение биоразнообразия. (3 часа).
Царства живой природы – важнейший биоресурс планеты.  Понятие биоразнообразия. Уровни биоразнообразия.  Закономерности видового разнообразия. Современные угрозы биоразнообразию, перспективы его сохранения (по материалам Международной конференции в Рио-де-Жанейро). Социально-экономические выгоды биоразнообразия. Будущее биоразнообразия.
Красные книги: история создания, назначение. Их роль в деле охраны редких и исчезающих видов. Роль растений в жизни человека. Растения в церковной жизни.  История взаимоотношений человека и животных. Святые нашей Церкви – пример гармоничных отношений с животными (Серафим Саровский, Сергий Радонежский, старец Герасим и др.).  Причины вымирания растений и животных в наше время (загрязнение среды, перепромысел, сокращение мест обитания, браконьерство, коллекционирование и пр.). Рациональное использование и охрана растений и животных. Чем и как мы можем помочь делу охраны видов.
9. Перспективы природоохранной деятельности (2 час).
Уровни охраны природы: индивидуальный, местный, региональный, государственный, международный. Как осуществить личное участие каждого?
Развитие сетей особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и их задачи: заказники, заповедники, национальные парки, природные памятники. Критерии создания ООПТ. Экологический мониторинг, его организация, ведение и задачи. Биомониторинг и биоиндикация. ООПТ в России.
Создание и обретение экологического мировоззрения как предпосылка для решения экологических  природоохранных проблем (локальных и глобальных).
Международное сотрудничество в области охраны природы и участие в нем христианских организаций. Экологическое законодательство. Принятые международные конвенции и хартии.  Соглашения, подписанные Россией.
Экологическая этика человечества. Нужна ли нам 11-я Заповедь "Не оскверняй природу"?


III. Заключение (1 час).
    Центральная задача экологии: возвращение человечества на пути, благословлённые Господом. Эсхатологические страхи современного человечества. Способны ли мы предотвратить (отсрочить) апокалипсис? Роль человечества в развёртывании того или иного сценария жизни на Земле. Христианский подход к  решению проблем глобальной экологии. Обращение к христианским духовным ценностям  как  путь выхода из экологического тупика. Осознание ответственности перед Творцом за состояние земной обители, вручённой на наше попечение.
              
                  Итого: 29 часов;   резервное время (3 часа) используется для проведения
                  внеклассных  занятий (посещение музеев, выставок, выезд в лес).

        Список самостоятельных, контрольных, творческих работ (10 класс)

  • Самостоятельная работа на дом: «Русские православные монастыри и храмы как образцы рационального хозяйствования на Земле»;
  • Самостоятельная работа на дом: «Плюсы и минусы промышленной и информационной революций»;
  • Контрольная работа по теме «Этапы взаимодействия природы и общества»;
  • Контрольная работа по теме «Предмет и задачи глобальной экологии; Т.Мальтус и его идеи спасения человечества»;
  • Самостоятельная работа на дом: «Построение и анализ кривой роста численности человечества»;
  • Сочинение-размышление: «Планирование семьи: христианский взгляд на  проблему»;
  • Контрольная работа  по теме:  «Экологическая демография»;
  • Самостоятельная работа на дом: «Размышление о том, почему люди разрушают природу, зная, что тем самым вредят самим себе»;
  • Творческое задание: придумать и нарисовать экологический знак, листовку, плакат и т.д. по одной из проблем глобальной экологии;
  • Контрольная работа по теме «Охрана атмосферы и гидросферы»;
  • Контрольная работа по теме «Охрана недр и почв»;
  • Контрольная работа по теме «Проблемы энергетики»;
  • Самостоятельная работа: «Характеристика лесопарка возле моего дома. Проблемы, предложения»;
  • Самостоятельная работа на дом: «Ваши предложения по ландшафтному дизайну участка вокруг лицея»;
  • Самостоятельная работа по теме «Биоразнообразие. Охрана растений и животных»;
  • Контрольная работа по теме «Международное сотрудничество и личное участие в деле охраны природы»;
  • Сочинение-размышление на тему: «Моё отношение к идее создания «Космического Ноева Ковчега»»;
  • Сочинение-размышление «Проблемы глобальной экологии и будущее человечества. Христианский взгляд на проблемы»;
  • Итоговая работа: «Христианский анализ причин и последствий экологического кризиса: эсхатологические перспективы».


Темы докладов (выступлений на уроках) по проблемам глобальной экологии:

  • Проблемы загрязнения атмосферы;
  • Причины и последствия  разрушения озонового экрана;
  • Изменение климата;
  • Причины загрязнения вод; проблемы нехватки пресной воды;
  • Причины и последствия загрязнения почв;
  • Сокращение площади лесов;
  • Проблемы энергетики;
  • Проблема утилизации отходов;
  • Проблемы урбанизации;
  • Проблема сохранения генофонда.

 Рекомендуемые темы реферативных работ:

  1. Экологические проблемы Москвы и возможные пути их преодоления.
  2. Экологические последствия Чернобыльской катастрофы.
  3. Настоящее и будущее климата Земли.
  4. Рукотворные катастрофы: гибель Арала.
  5. Загрязнение мирового океана: состояние проблемы, поиск  решений.
  6. Религиозно-нравственные проблемы глобальной экологии.
  7. Христианское отношение к природе как путь преодоления  экологического кризиса.
  8. Загрязнение окружающей среды и его последствия.
  9. Истоки экологического кризиса с точки зрения христианского миросозерцания.   
  10. Проблемы сохранения генофонда Земли.
  11. Экологические последствия войн и локальных военных конфликтов
  12. Загрязнение воздушной среды: состояние проблемы, поиск решений.
  13. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
  14. Экология – одна из важнейших наук XXI века.
  15. Сохранение биосферы – важнейшее условие выживания человечества.
  16. Качество окружающей среды  и здоровье человека.
  17. Первая божественная заповедь «возделывать и хранить» и современный экологический кризис.
  18. Сохранение лесов как одно из условий существования человечества.
  19. Современные проблемы энергетики и  возможные пути их преодоления.
  20. Демографические проблемы современной России и пути их преодоления. 
  21. Проблемы экологии и национальная безопасность России.
  22. Нетрадиционная энергетика: перспективы развития.
  23. Национальные парки России.
  24. Русские монастыри – образцы рационального природопользования.
  25. Сохранение биоразнообразия: жизненная необходимость или непозволительная роскошь.
  26. Биологические методы защиты растений: практическое использование, проблемы, перспективы.

Как работать над рефератом:

Выбрав тему реферата, Вам необходимо познакомиться с литературой по данной проблеме. Лучше всего обратиться в библиотеку.
Адрес Республиканской юношеской библиотеки (там есть большая подборка литературы по экологии, работают консультанты, которые помогут подобрать всё, что Вам нужно): Большая Черкизовская ул.   Проезд до М.Преображенская площадь, выход из I вагона, далее  по переходу направо.
Правила оформления реферата
Реферат должен состоять из следующих разделов:
       I.Введение – это краткая характеристика проблемы, которой посвящен реферат.
       II.Основная часть – в ней, собственно, и раскрывается тема реферата.
      III.Заключение – в нем подводятся некоторые итоги, делаются выводы, может быть, формулируются  Ваши собственные предложения, как можно решить данную экологическую проблему.
      IV. Список литературы, которая использовалась для написания реферата, адреса интернет-сайтов     (если пользовались интернетом). Список литературы пишется так: в алфавитном порядке указывается 
         фамилия и инициалы автора, полное название книги, год и место издания.
       V.Титульный лист оформляется следующим образом:
         Тема реферата, кем выполнена работа (фамилия, имя, класс, полное название
          учебного заведения), год.
Сроки написания реферата:
Черновик реферата должен быть представлен преподавателю на консультацию не позднее,чем за две недели до окончания работы.  Чистовик  пишется с учётом сделанных преподавателем замечаний и пожеланий и в указанные сроки подаётся на проверку.
Защита рефератов:
Для защиты необходимо подготовить краткое сообщение по теме реферата (на 7-10 мин.), включающее в себя общую характеристику проблему и выводы, к которым Вы пришли, изучаю данную проблему. Если нужно, подготовьте таблицы, схемы  и пр., которые могут использоваться Вами при защите реферата. Рефераты, оформленные неправильно или сданные не в срок, к защите допущены не будут.

Критерии оценки доклада по экологии:

1.  Цель и задача доклада, ясность изложения:
•    своевременность доклада
•    последовательность изложения материала;
•    конкретность;
•    четкость;
2.  Владение материалом:
•    умение ориентироваться в излагаемом материале;
•    умение грамотно ответить на вопросы слушателей;
•    темп, четкость и громкость речи
3.  Оформление и наглядность:
•  сопровождение доклада рисунками, графиками, фотографиями, коллекционными образцами, муляжами, чучелами и т.д.;
•    аккуратность и красочность оформления текста доклада;
4.  Результаты и выводы:
•    правильное использование отведенного времени;
•    соразмерность объема материала;
•    взвешенность и обоснованность выводов;
•    значимость, новизна, оригинальность материала;
•    интерес у слушателей.
                 
      Правила оформления доклада:

1.    Доклад должен быть напечатан на листах  А4 (с одной стороны),
2.    Листы должны быть пронумерованы и скреплены (скрепками или степлером);
3.    Титульный лист должен быть оформлен следующим образом:

                             Название учебного заведения

                                    Название доклада
__________________________________________________

Автор доклада ____________________________________
                                         фамилия, имя, класс
Дата выступления с докладом______________

Оценка_______________ Подпись учителя_______________

4.    Доклад может быть проиллюстрирован фотографиями, рисунками, схемами, графиками, таблицами.
5.    В конце доклада необходимо написать список литературы, которая использовалась при подготовке: автор, название, интернет-сайт.

     Но для того, чтобы получить положительную оценку, необходимо сделать доклад   на уроке именно в тот день, на который он был запланирован преподавателем!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Социально-экономические выгоды биоразнообразия
(по материалам  Международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1993 г.)

  • Около 4.5 % валового национального продукта США получают за счёт диких видов. Это составляет 87 млрд.$ в год;
  • В Азии к середине 70-х годов генетические улучшения привели к росту производства пшеницы  на 2 млрд.$ в год, а риса – на 1.5 млрд.$ в год. Эти результаты были достигнуты за счёт использования низкорослых устойчивых сортов этих зерновых, произрастающих в дикой природе;
  • Сорт дикой пшеницы из Турции был использован для привития   сопротивляемости болезням различным сортам  коммерческой пшеницы. Выгода составила 50 млрд.$ в год (данные только по США);
  • Один ген эфиопского дикого ячменя защищает сейчас от жёлтого каликового вируса урожай калифорнийского ячменя. Выгода составила 160 млн.$ в год;
  • Древнее мексиканское дикое растение, родственное кукурузе, при скрещивании с современными сортами кукурузы может сберечь  в мире до 4.4  млрд.$ в год;
  • Стоимость лекарств, производимых в мире из дикорастущих растений, составляет около 40 млрд.$ в год;
  • В 1960 г. только один ребёнок из  пяти больных лейкемией имел шанс выжить. Теперь четверо из пяти имеют такой шанс. Это стало возможным благодаря лечению лекарственным препаратом, содержащим противораковые вещества,  обнаруженные в тропическом лесном растении, родина которого – тропические леса Мадагаскара.

Структура потребления воды в России (в 1999 году)

  • Производственные нужды   -  58 %
  • Хозяйственно-питьевые     -    20 %
  • Орошение                        -    14 %
  • Сельское хозяйство          -    2 %
  • Прочее                            -     6 %


Запасы воды на Земле:

Солёные воды       -    97.5 %
Пресные воды       -     2.5 %
Из них    3/4 – снег и лёд
Подземные воды   -     23.4 млн. м3 (98 %)
Реки, озера          -     42,8 тыс. м3  (2 %)

Немного статистики:

•    За последние 50 лет потребление воды в мире удвоилось;
•    От 2 до 3 миллионов человек в год умирают от болезней, связанных с нехваткой чистой воды, из них 6 тысяч – дети в странах третьего мира;
•    Особенно страдают от нехватки воды Северная Африка и Южная Азия;
•    Ежегодно в мире в воду сбрасывается 2 миллиона тонн отходов;
•    1 литра сточной воды достаточно, чтобы сделать непригодной для питья  8 литров пресной воды;
•    в настоящее время самые грязные – реки в Азии (бактериальное загрязнение сточными водами).

Гимн воде

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всём существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Ты – величайшее в мире богатство, но и самое непрочное, - ты, столь чистая в недрах земли… Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты – божество, которое так легко спугнуть.
Но ты даёшь нам бесконечно простое счастье».
                                                                                            Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей»

                                              

      Михаил Дудин

                                  Берегите Землю. Берегите.
                                  Жаворонка в голубом зените,
                                  Бабочку на листьях повилики,
                                  На тропинке солнечные блики,
                                  На камнях играющего краба,
                                  Над пустыней тень от баобаба,
                                  Ястреба, парящего над полем,
                                  Ясный месяц над речным покоем,
                                  Ласточку, мелькающую в жите.
                                  Берегите Землю! Берегите!

Зачетное тестирование по экологии


I.  Вопросы для письменного ответа


1.    Дайте определения:
      а) экология – это …_________________________________________________________________
      б) популяция – это…________________________________________________________________
2.    Что такое абиотические факторы среды? Приведите примеры_____________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.    Что такое биотические факторы среды? Приведите примеры______________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4.    Что такое антропогенные факторы среды? Приведите пример_____________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5.    Чем отличаются взаимоотношения «хищник-жертва» и «паразит-хозяин»? Приведите примеры
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6.    Что такое комменсализм? Приведите пример ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________________________
7.    Что такое экологическая ниша? Какова экологическая ниша человека (европейца)?___________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8.    Что такое «демографический взрыв»? Может ли государство в этом случае  осуществлять планирование рождаемости (ответ обоснуйте) _____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
9.    Прочтите список организмов:
            1) волк  2) росянка 3)дятел 4) слон 5) синица 6) ромашка 7) заяц  8) рак 9) рысь 10) дуб
            11) гриб-трутовик 12) овца 13) дождевой червь 14) подберёзовик 15) божья коровка
            16) подорожник 17) жук-могильщик  18) почвенные бактерии 19) щука  20) комар (самка)
            21) крапива  22) крот 23) мох 24) кабан 25) сова 26) полёвка
            Выпишите  номера организмов, которые являются:
               а) продуцентами: 
               б) консументами–I:
               в) консументами –II:
               г) редуцентами:
10.    Что является главной причиной водного кризиса, учитывая, что и 2/3 поверхности Земли покрыто водой?_________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________


II. Вопросы для устного ответа:


1. Прочитайте стихи из Ветхого Завета:  Быт.1:27-29  и Быт.9:1-3. В чём состоит разница между Божьими благословениями человеку до грехопадения (в лице Адама) и после него (в лице Ноя)? Изменились ли отношения человека и природы после грехопадения? Как в этом контексте понимать слова о «страхе и трепете» перед человеком  всех  земных существ?
2. Как следует понимать Божию заповедь о владычестве человека над всем творением (см. Быт.1:26-28)? Правильно ли её исполняет современный человек?
3. В чём заключается корень экологического кризиса: в прегрешении человека  перед природой (т.е. в её осквернении, разорении) или  в отступлении от первой Божественной заповеди, полученной в саду Эдемском («…возделывать и хранить»)?
4. Нарушает ли человек заповедь  «возлюби ближнего, как самого себя», оскверняя природу? Если да, то каким образом?
5. Можно ли считать, что Бог наказывает человечество (учитывая состояние окружающей среды, в которой мы живём) или  оно само, отторгая себя от любви Божией, движется к экологической катастрофе?
6. Связан ли экологический кризис с нравственным состоянием общества?  В чём, по-вашему, состоит религиозно-нравственный подход к решению проблем  глобальной  экологии?  
7. Способны ли мы отсрочить апокалипсис? Или следует, признавая его неотвратимость, смириться и ждать конца времён, не предпринимая никаких активных действий?  Какой, по-вашему, должна быть позиция христианина по отношению к экологическим проблемам?

Задание на дом:

Французский исследователь, лауреат Нобелевской премии Рене Дюбо считает, что для выхода из экологического кризиса необходимо к существующим 10 Заповедям  Божиим, полученным Моисеем, добавить 11-ю, которая звучит так: «Борись за качество окружающей среды». Напишите размышление о том, нужна ли, во вашему мнению, эта дополнительная заповедь? Какую из существующих Заповедей нарушает человек, оскверняя природу?

Выполнение индивидуальных исследовательских проектов по экологии

Проект - это небольшая, но важная и интересная работа, которая самостоятельно проводится учащимися  по определенной теме и является  попыткой исследовать какое-либо явление, проведя длительное наблюдение. Цель работы – собрать  и обобщить материал, сделать выводы, осмыслить причины наблюдаемого и попытаться дать практические рекомендации. Данное исследование проводится не индивидуально, а коллективно, т.е. в группах по 5-7 человек (можно и более, если работа очень большая), которые формируются учащимися класса по собственному усмотрению (по желанию, по взаимной симпатии).

1. Прежде всего, надо определить команду исследователей;

2. Далее нужно выбрать тему исследования из тех тем, которые предложены учителем;

3. После этого вы должны выбрать капитана команды и четко распределить обязанности остальных членов команды;

4. Затем необходимо разработать план исследования (на этом этапе вам понадобится помощь преподавателя,  родителей);

5. И, наконец, необходимо наметить сроки выполнения отдельных этапов исследования, а также формы, в которых будет представляться полученный материал (это могут быть описания наблюдений, таблицы, графики,  фото,  рисунки, видеоролики, макеты, поделки, гербарии и т.д. – всё зависит от вашей фантазии);

6. Когда весь необходимый материал будет собран, необходимо обсудить его всей командой и подумать, как он может быть оформлен и представлен для защиты проекта. Решите также, кто из членов команды будет основным выступающим на защите проекта, кто будет помогать ему и в чём именно.

7. Все подготовленные материалы, а также выводы и, если возможно,  практические рекомендации, будут докладываться на защите проекта в присутствии остальных одноклассников, родителей, учителей да и просто всех интересующихся. Приготовьтесь отвечать на самые разнообразные, а порой и неожиданные 
вопросы слушателей. Окончательная дата  защиты проектов будет определена позднее (примерно в марте).

8. И, наконец, еще один важный совет: не откладывайте работу на последние недели и дни перед защитой. Опыт показывает, что времени для выполнения,  как правило, всегда не хватает, тем более что в процессе исследования появляются новые идеи или проблемы, требующие дополнительного времени.
   Так что, не мешкая, приступайте к работе прямо сейчас.
  
N 1. Изучение кислотности дождя и снега в разных районах Москвы и ближнего Подмосковья.
     
      Выполнение:

  • Соберите в пробирки (банки) 10 мл дождевой воды или 10 мл снегового фильтрата в разных районах города (области);
  • Определите с помощью универсального индикатора кислотность каждой пробы;
  • Результаты занесите в сводную таблицу:

Дата забора пробы    Район забора пробы    t воздуха    N пробы    Кислотность пробы (рН)            
            
1.
2.
3.
и т.д.   
 
•    Возьмите пробы в каждом районе не менее 3-х раз в месяц  (можно и чаще);
•    Определите, когда и где был наименьший показатель рН, т.е. наибольшая кислотность осадка (снега);
•  Сравните полученные результаты с кислотностью водопроводной воды (также в разных районах Москвы), а также воды, взятой из естественных водоемов (реки, озера, пруды) на территории Москвы и Подмосковья. Все эти данные также занесите в таблицу;
•   Сделайте выводы о рН осадков и возможных причинах отклонения этого показателя от нормы, если такое будет обнаружено вами (возможно, рядом находится какой-либо завод или фабрика с вредным производством, ТЭЦ, железная дорога, автомагистраль и пр.);
•   Попытайтесь установить, при какой температуре воздуха кислотность осадков повышается;
•  Составьте экологическую карту Москвы, отражающую полученные вами сведения. Определите, какие районы Москвы и Подмосковья наиболее «грязные» по этому показателю, а какие наиболее «чистые»?
• Найдите в литературе сведения о влиянии кислотных осадков на здоровье человека и других представителей живой природы (растения, животных);
•  На основании проведённого исследования дайте практические рекомендации. Что необходимо и возможно сделать, чтобы не образовывались кислотные осадки?

Постарайтесь брать пробы более-менее регулярно в одних и тех же выбранных вами точках (районах).  Желательно делать это в течение всей осени,  зимы и весны  примерно два раза в месяц (можно и чаще).
Определите, когда и где был наименьший показатель рН (т.е. наибольшая кислотность осадка). 
Сравните полученные результаты с кислотностью водопроводной воды (также в разных районах Москвы), а также воды, взятой из естественных водоемов (реки, озера, пруды) на территории Москвы и Подмосковья (пробы берите осенью и весной). Все эти данные тоже заносите в таблицы.
Определите кислотность раствора столового уксуса и лимонного сока. Сравните с полученными вами данными по кислотности осадков.
  Попробуйте сделать выводы о причинах кислотных осадков (возможно, рядом находится какой-либо завод или фабрика с вредным производством). Попытайтесь установить, в какое время года и при какой температуре воздуха кислотность осадков повышается.  Какие районы Москвы и Подмосковья наиболее «грязные» по этому показателю, а какие наиболее «чистые»?  Составьте экологическую карту Москвы, отражающую полученные вами сведения.
    Попытайтесь найти в литературе сведения о влиянии кислотных осадков на здоровье человека, а также на других представителей природы (растения, животные).
    Сделайте общие выводы на основании проделанного вами исследования. Как, по вашему мнению, можно обезопасить себя от кислотных осадков?

N 2. Изучение формы и размера снежинок.
 
     Выполнение:

      Во время снегопада  «вооружитесь» карандашом, блокнотом, лупой, линейкой, а также терпением (ведь работать придется с очень маленькими и хрупкими объектами, к тому же - на морозе). Постарайтесь зарисовать как можно точнее большое количество снежинок. Проделывайте это в разное время при разных погодных условиях. Отметьте, какая температура воздуха была в день наблюдения.
   Результаты могут быть представлены в виде таблиц (или в иной форме по вашему усмотрению):

Дата     Район Москвы    Температура      Рисунки снежинок    Размеры снежинок
               
        Попытайтесь сделать выводы о том, зависит ли форма или размер снежинок от температуры воздуха, а может быть, от влажности воздуха в этот день (однако этот показатель вы можете узнать только из сводки погоды по радио или телевидению). 
        Постарайтесь найти в литературе сведения о том, как образуются снежинки, чем они отличаются от града, почему снег иногда идет крупными хлопьями, а иногда нет? Что заставляет снежинки слипаться в хлопья?

N 3. Изучение степени загрязненности снега в разных районах Москвы и Ближнего Подмосковья

      Выполнение:

    Производите отбор проб снега в разных районах Москвы и Подмосковья, определенных заранее.  Постарайтесь брать пробы в разных местах: возле дороги, в 100 метрах от нее, на более удаленном расстоянии, во дворе дома,  в парке или сквере, в лесу,  неподалеку от какого-либо завода или фабрики, возле железнодорожной магистрали и т.д.  В этих точках проводите отбор проб с частотой 1 раз в месяц (можно и чаще).
     Принесите снег в полиэтиленовом пакете домой, положите в банку или миску, дайте ему растаять. Далее наполните пробирку (10 мл) снеговым фильтратом и профильтруйте эту воду через воронку с вложенной в нее фильтровальной бумагой. Высушите бумагу с тем содержимым, которое на ней осталось после фильтрации и аккуратно сверните таким образом, чтобы частички грязи оказались внутри и не были потеряны. Отметьте на бумаге дату и место сбора пробы. 
    На завершающем этапе все  члены команды должны принести собранные образцы в школу. Далее необходимо сравнить количество отфильтровавшихся загрязняющих частиц в пробах снега. Для этого наименьшее количество частиц отмечайте одним крестиком,  наибольшее – четырьмя, а промежуточное – двумя и тремя.
         Результаты занесите в таблицу:
Место забора пробы снега   Дата забора пробы снега  Степень загрязненности фильтрата                                                                                                            (количество крестов)
       
       Сделайте выводы о том, в каких районах и где конкретно снег более грязный. Почему? Составьте экологическую карту Москвы и ближнего Подмосковья, отражающую полученные вами сведения.


              Преподаватель экологии                                 Муравник Галина Леонидовна

joomla template 1.6