Программа курса ОБЖ-10

Программа курса  «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 10  класса православной школы.
Учебная нагрузка: 1 час в неделю; 32 часа в год.

Автор:    Муравник Галина  Леонидовна


I. Введение (1 час)
    Предмет ОБЖ и его назначение. «Предупреждение – спасение – помощь» - важный алгоритм поведения в сложных ситуациях сегодняшней жизни. Евангельская притча о милосердном самарянине и обращение Христа к каждому из нас: «Иди и ты поступай также». Как исполнять это повеление.

II. Оказание первой помощи; основы медицинских знаний (13 часов)
       Экстремальные ситуации и поведение в них. Виды возможных травм, полученных в экстремальной ситуации. Алгоритм оказания помощи. Необходимость молитвенной помощи.
       Травмы опорно-двигательного аппарата (ушибы, вывихи, растяжения, переломы). Умение распознать и помочь. Помощь при сотрясении головного мозга и других травмах нервной системы.
     Кровотечения, их виды и меры помощи. Первая помощь при остановке сердца («азбука оживления»); при остановке дыхания; при утоплении; при поражении электрическим током и молнией.
Как себя вести при угрозе нападения собаки.  Первая  помощь  при укусах. Меры помощи
при укусах  змей. Меры помощи при укусах пчёл, ос, шмелей и других насекомых. Антиаллергическая помощь.
     Заболевания пищеварительной системы (токсикоинфекции, пищевые  интоксикации, острые отравления). Профилактика, диагностика, меры первой помощи.  Техника промывания желудка.
     Признаки острого аппендицита и меры помощи. Признаки гастрита и меры помощи. Помощь при запорах и непроходимости кишечника. Промывание кишечника.
    Гельминтозы, их причины, виды и профилактика. Признаки гельминтозов. Лечение.
  Основные инфекционные и неинфекционные заболевания. Вирусные и бактериальные инфекции. Причины, симптомы, оказание помощи и самопомощи, профилактика. Важность и необходимость вакцинации. Национальный календарь прививок.  Техника вакцинации. Меры профилактики гриппа. Поведение во время эпидемии. Уход за больным. 
     Гигиена органов дыхания. Качество воздуха. Оказание первой помощи при инородном теле гортани, трахеи или бронхов («объятие жизни»). Купирование астматического приступа.
   Туберкулез, его причины, распространение, профилактика. Важность регулярного контроля (флюорография, реакция Манту). Симптомы туберкулеза, уход за больным.
    Первая помощь при диабетической коме; при эпилептическом припадке. Помощь при острых психических расстройствах.
    Первая помощь при повреждениях кожи: химические и термические ожоги, охлаждение и обморожение. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Профилактические меры. Поведение на пляже. Первая помощь при обморочных состояниях.
    Гигиена органов чувств. Проблемы сохранения зрения.  Как беречь «зеницу ока». Причины снижения зрения. Дозирование нагрузки при чтении и работе на компьютере. Упражнения для глаз. Первая помощь при конъюктивите  и травмах глаз.
    Сохранение слуха. Гигиенические нормы громкости звука. Закон о тишине. Проблемы, связанные с прослушиванием современной музыки (использование наушников, чрезмерная громкость, передозировка).  Признаки отита и меры первой помощи. Инородное тело слухового прохода и оказание первой помощи.
          
III. Христианские нормы здорового образа жизни (10 часов).
      Формирование понятия «здоровье». Характеристика факторов, влияющих на него: режим труда и отдыха, двигательная активность, закалка, тренировка, общение с природой, навыки личной гигиены, культура питания, отсутствие вредных привычек, социально-бытовые условия и т.д. Формирование личной заинтересованности в сохранении здоровья и долголетия.  Христианский взгляд на заботу о здоровье. «Мы должны молиться о том, чтобы в здоровом теле был и здоровый дух».  Принципиальные отличия во взгляде на эту проблему между христианством и валеологией. Валеология – антихристианский взгляд на  проблемы сохранения здоровья.  Угрозы валеологии. Отношение РПЦ к валеологии.
       Здоровье и образ жизни – их неразрывная связь. Здоровье и нравственность – есть ли между ними связь? Что входит в понятие «здоровый образ жизни». Христианские нормы поведения и образа жизни.
Возрастные особенности физиологии и психологии подросткового и юношеского периодов жизни. Нормы труда и отдыха. Условия труда и отдыха. Факторы, влияющие на качество этих условий (физические, химические, биологические, климатические,  духовные). Формы активного отдыха. Физиологические нормы сна. Роль физических нагрузок и закалки в укреплении здоровья. Принципы и основные способы закаливания.
        Основы рационального питания. Режим питания. Основные принципы правильного питания. Качество продуктов. Особенности их хранения, приготовления и употребления. Рациональное питание: христианский взгляд и современная диетология. Так ли нужны дорогие деликатесы?  Духовный смысл и физиологическое обоснование постов и постных дней. Проблемы употребления генетически модифицированных продуктов: мифы и реальность.
Табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания - «вредные привычки» или тяжелые социальные и духовные недуги?  Их корни, взаимосвязь, физиологические, социальные, духовные последствия. Позиция христианина в борьбе с духовными искушениями.
      Табакокурение: последствия для собственного здоровья и здоровья окружающих (пассивное курение). Духовный вред.  Позиция Православной церкви. Как бросить курить, не прибегая к кодированию и прочим сомнительным методам.
    Алкоголизм – шаг в пропасть. Разрушительное влияние алкоголя на организм человека. Причины употребления «первой рюмки». Степени алкогольного отравления. Первая помощь при остром алкогольном отравлении. Признаки алкогольной зависимости. Стадии алкоголизма.
Отдаленные последствия  употребления алкоголя. Деформация личности алкоголика. Влияние на потомство. Пути избавления от алкогольной зависимости. Новые явления – пивной и баночный алкоголизм и связанные с ними опасности. Святой Бонифатий – помощник в деле обретения трезвости. Икона «Неупиваемая Чаша» и чудеса исцеления от алкоголизма.   Как избежать алкогольного  зла.
Наркомания – падение в пропасть. Распространение наркомании и наркогенная информация: мифы и реальность. Распространение и оборот наркотиков, социальные и духовные корни этого явления. Как и почему становятся наркоманами.  Первая проба наркотика – попадание в наркотическое рабство. Как избежать этой западни.
     Основные признаки наркотического опьянения. Абстиненция и оказание помощи в этом тяжелейшем состоянии. Отдалённые последствия употребления наркотиков. ВИЧ и СПИД - спутники наркомана. Пути исцеления от этого недуга.
     Токсикомания – еще одна серьезная опасность. Токсически опасные вещества и их влияние на физическое, психическое и духовное здоровье человека. Социальные и духовные корни токсикомании. Помощь токсикоману.

VI. На пороге половой зрелости (7 часов).
      Библейский рассказ о происхождении и назначении полов и его анализ. Культура взаимоотношения полов. Особенности периода полового созревания у юношей и девушек. Сокровенный смысл отношений юноши и девушки.  Размышления о Седьмой и Десятой Божественных  Заповедях. Любовь как таинство. Анализ 13 главы 1-го Послания к Коринфянам апостола Павла. Три стороны любви (по беседам митрополита Антония Сурожского).
     Любовь и секс: синонимы или принципиально разные понятия. Допустима ли «свободная любовь», «занятия сексом» и прочие распространенные «забавы» современной молодежи?  Обратная сторона  «занятий сексом» (венерические и прочие болезни, раннее старение, бесплодие, искалеченные судьбы и т.д.). Основные венерические болезни, их признаки и последствия. Распространение венерических болезней сегодня. Главная профилактика – целомудрие и единобрачие. Ещё раз о Седьмой Божественной Заповеди.
     Брак и семья, их религиозное назначение. Равночестность брака и монашества. Евангельский рассказ о чуде в Кане Галилейской. Целомудрие – устаревшее понятие или духовная основа брака? Анализ проповеди новобрачным митрополита Антония Сурожского. Верность необходимое условие прочности брака. Блуд – яд, разрушающий брак. Святые Отцы о блуде и прелюбодеянии. Измены в браке: можно ли их предотвратить? Как реагировать? Что предпринять? Допустимы ли интимные отношения вне брака (за пределами брака)?   Анализ евангельского сюжета «Христос и грешница».
     Чадородие – благословенный дар Господа. Бывают ли дети «не вовремя»? Что скрывается за понятием «планирование семьи». Проблема ограничения количества детей в браке. Аборт – узаконенное убийство. Отношение Православной Церкви к искусственному прерыванию беременности. Страшная российская статистика. Методы контрацепции и отношение к ним РПЦ (по материалам Архиерейского Собора 2000 года) . Об использовании методов, предохраняющих от беременности (календарный, температурный, физиологическое кормление грудью).
     Психоэмоциональная подготовка к зачатию: ребёнок должен быть желанным. Признаки беременности. Определение срока беременности и даты родов. Периоды беременности. Поведение и образ жизни будущих мамы  и папы. Изменения женского организма во время беременности. Факторы риска и их предупреждение. Возможные осложнения при беременности (токсикозы, рвота, выкидыш, внематочная беременность),  их предупреждение и оказание помощи при этих состояниях.
Роды. Психофизиологическая подготовка родителей к ним. Родовые периоды. Родовая боль: миф или реальность. Что делать, чтобы ее облегчить. Помощь мужа в родах. О важности молитвенной помощи близких в этот период. Нетрадиционные способы родов – как к ним относиться. Первичные навыки ухода за новорожденным. Кормление грудью – почему это  необходимо.
    Интимная безопасность личности. Как себя вести в общественных местах, чтобы избежать сексуального насилия.  Кого в первую очередь следует опасаться. Что делать, если насилие всё же произошло Христианский анализ ситуаций, представленных в фильмах «Ворошиловский стрелок» и «Палач». Службы помощи людям, подвергшимся сексуальному насилию.


V. Заключение (1 час).
   Безопасное существование – возможно ли это в современном мире. Защита христианина: специальные знания, но не только; молитва, ангел-хранитель, небесный покровитель, чьё имя носишь, Пресвятая Богородица, Господь и всё воинство Его. Жизнь по заповедям Божиим, любовь к ближнему и служение ему – главная гарантия личной безопасности.

 Итого: 32 учебных часа.

Другие разделы ОБЖ:

«Основы подготовки к военной службе» (15 часов – I полугодие) - изучается  в курсе «Граждановедение»;
«Прикладная физическая подготовка» (15 часов – II полугодие) – изучается в курсе «Физическая культура».

Перечень контрольных, самостоятельных, практических, творческих работ:

  • Практическая работа «Оказание помощи при травмах костей»;
  • Практическая работа «Оказание помощи при кровотечениях;
  • Практическая работа «Оказание помощи при остановке дыхания и сердца»;
  • Практическая работа «Помощь при утоплении»;
  • Самостоятельная работа  №1;
  • Практическая работа «Техника промывания желудка»;
  • Практическая работа «Техника вакцинации»;
  • Самостоятельная работа  №2;
  • Практическая работа «Экстренная помощь при эпилептическом приступе»;
  • Практическая работа «Помощь при обморочных состояниях»;
  • Практическая работа «Помощь при инородном теле в глазу»;
  • Творческая работа на дом;
  • Анкетирование №1;
  • Контрольная работа №1;
  • Письменная работа на дом: «Мой режим дня и его анализ»;
  • Самостоятельная работа  №3;
  • Практическая работа «Контроль качества продуктов (анализ сведений на этикетках)»;
  • Анкетирование №2;
  • Антиреклама табачных изделий;
  • Самостоятельная работа  № 4;
  • Анкетирование №3;
  • Антиреклама алкогольной и слабоалкогольной продукции;
  • Творческая работа на дом по теме: «Табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания»;
  • Творческая работа на дом по теме: «Проблемы взаимоотношения полов в свете Библейских заповедей»;
  • Анкетирование №4;
  • Самостоятельная работа №5;
  • Анкетирование №5;
  • Итоговая (зачетная работа) по всем разделам курса ОБЖ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольная работа по теме: "Оказание первой доврачебной помощи"

Вариант 1.
1. Ситуация: произошла автомобильная катастрофа. Человек, сидевший за рулем, жалуется на сильную головную боль, шум в ушах, тошноту, а также затрудненность дыхания, резкую боль в области грудной клетки.
При осмотре: гематома на голове, «симптом очков», из ушей вытекает прозрачная жидкость, при проверке наблюдается горизонтальный нистагм. Кожные покровы бледные, дыхание учащенное, поверхностное, пульс частый, плохого наполнения; при кашле и чихании – острая боль в груди.
Какие травмы получил этот человек? Как ему оказать первую помощь?
2. Ситуация: Человек проходил мимо пасеки и был атакован пчелами. Он получил большое количество укусов.
Какие симптомы у него будут наблюдаться (в случае отсутствия аллергической реакции на пчелиный яд и при ее наличии)? Как ему помочь в том и другом случае?
3. Каково лично Ваше отношение к жевательной резинке? Существуют ли негативные последствия её употребления? Если да, то какие именно?

Вариант 2.
1. Ситуация:  во время драки один из её участников получил сильный удар в лицо. Он жалуется на головную боль, тошноту, кровотечение из носа.
При осмотре: боль и невозможность сомкнуть зубы, разрыв слизистой оболочки рта, кровь из носа, деформация формы носа, отёк в области переносицы.
Какой диагноз вы бы поставили пострадавшему? Как ему оказать первую помощь?
2.  Как избежать нападения собаки? Что делать, если она всё же покусала?
3. Каково лично Ваше отношение к жевательной резинке? Существуют ли негативные последствия её употребления? Если да, то какие именно?

Вариант 3.
1. Ситуация:  ребенок вставил проволоку в розетку и получил сильный удар током.
При осмотре: волдыри с содержимым на руках, бледность, отсутствие дыхания и сердцебиения.
Какой диагноз вы бы поставили пострадавшему? Как ему оказать первую помощь?
2. Ситуация: в одном из городов внезапно возникла эпидемия (в основном – среди детей, употреблявших молочные продукты).
При осмотре заболевших наблюдается:  боли и спазмы в животе, тошнота, рвота, частый жидкий стул с примесью слизи и крови, температура до 380.
Какой диагноз вы бы поставили пострадавшим? Как им оказать первую помощь? Какие меры профилактики нужно предпринять по недопущению расширения эпидемии?
3. Каково лично Ваше отношение к жевательной резинке? Существуют ли негативные последствия её употребления? Если да, то какие именно?

Вариант 4.
1. Ситуация: у маленького ребенка резко повысилась температура, он плачет, отказывается от пищи.
При осмотре: на слизистой оболочке рта -  многочисленные изъязвления.
Какой диагноз вы бы поставили ребёнку? Как ему оказать первую помощь?
2. Ситуация:  во время лыжной прогулки один из школьников неудачно съехал с горы и повредил ногу.
При осмотре: нога в области голени неестественной формы, опухшая, имеется гематома. При попытке встать на эту ногу - резкая боль.
Какой диагноз вы бы поставили пострадавшему? Как оказать первую помощь? 
3. Каково лично Ваше отношение к жевательной резинке? Существуют ли негативные последствия её употребления? Если да, то какие именно?

Вариант 5.
1. Ситуация: при употреблении картошки с грибами все члены семьи через 30-40 минут почувствовали боль и спазмы в животе, тошноту, потом началась рвота.
Какой диагноз вы бы поставили пострадавшим? Как им оказать первую помощь?
2. Ситуация:  после получения неприятного известия мужчина неожиданно почувствовал себя плохо: боль в области сердца, потом – потеря сознания и падение.
При осмотре: бледность, потом – синюшность кожных покровов, расширенные зрачки, отсутствие реакции на свет, отсутствие дыхания и пульса на сонной артерии.
Что с ним произошло? Как оказать пострадавшему первую помощь?
3. Каково лично Ваше отношение к жевательной резинке? Существуют ли негативные последствия её употребления? Если да, то какие именно?

Вариант 6
1. Ситуация:   У мальчика во время плавания в реке свело судорогой мышцы ноги. Он начал тонуть и вскоре ушел под воду. Оказавшийся неподалёку мужчина вытащил его на берег без признаков жизни.
Какие симптомы наблюдаются при утоплении? Как оказать первую медицинскую помощь?
2. Ситуация:  человек, выходивший из магазина, вдруг резко вскрикнул, схватился за сердце и упал без сознания.
При осмотре: бледность, потом – синюшность кожных покровов, расширенные зрачки, отсутствие реакции на свет, отсутствие дыхания и пульса на сонной артерии.
Какой диагноз вы бы поставили? Как помочь человеку в этой ситуации?
3. Каково лично Ваше отношение к жевательной резинке? Существуют ли негативные последствия её употребления? Если да, то какие именно?

Вариант 7
1.Ситуация: Во время еды человек поперхнулся, начал кашлять, судорожно хватать ртом воздух, синеть.
Что произошло и как оказать экстренную помощь пострадавшему?
2. Ситуация:  Во время купания в незнакомом месте мальчик, наступив на что-то острое, почувствовал резкую боль. Выйдя на берег, он увидел, что стопа  рассечена и обильно кровоточит.
Как помочь человеку в этой ситуации?
3. Каково лично Ваше отношение к жевательной резинке? Существуют ли негативные последствия её неумеренного употребления? Если да, то какие именно?

Самостоятельная работа по теме "Табакокурение"


1. Когда в Европе появился табак? Откуда он завезён?
2. Каковы причины, побуждающие к началу курения? Есть ли среди них уважительные?
3. Какова первая реакция организма на курение? Почему она такова?
4. Какова смертельная доза для человека?
5. Каково влияние сигарет на организм: а) девушки
                                                           б) юноши
6. Что такое «пассивное курение»? Почему оно вредно для человека?
7. Какие грехи совершает христианин, пристрастившийся к курению?
8. Как вы считаете, можно ли бросить курить, а если да, то как это сделать?
9. Почему продолжают курить люди, знающие о непоправимом вреде здоровью от курения?
10. Есть ли у табака положительные свойства, а если да, то какие?
11. Придумайте надпись (рисунок)  на пачке сигарет, которая смогла бы остановить курильщика.

Контрольная работа по теме "Алкоголизм"

1. Зачем подростки употребляют алкоголь? Назовите максимальное количество причин.
2. Есть ли среди этих причин уважительные? Ответ обоснуйте.
3. Как лично вы относитесь к употреблению алкоголя?
4. Что такое «пивной алкоголизм»? Чем он опасен?
5. Что такое «баночный алкоголизм»? Чем он опасен?
6. Чем алкоголизм отличается от пьянства?
7. Каковы последствия злоупотребления алкоголем:
               А) для самого пьющего
               Б) для его родственников
               В) для его профессиональной деятельности
               Г) для общества в целом
8. Предложите законодательные меры для снижения пьянства в России.
9. Как, по вашему мнению, следует относиться к людям, злоупотребляющим спиртными напитками?
10.Придумайте алкогольную антирекламу, которую можно было бы повесить на дверях  заведения, где продают или распивают спиртные напитки.

Итоговая контрольная работа
Вариант для девушек

  1. Определите понятия «сексуальность» и «эротичность». В чём между ними различие? Каковы соотношения между этими сферами в разные периоды жизни? Как проявляется эротичность у девушек?
  2. Как вы понимаете, что такое «жертвенность в любви»? Нужна ли она?
  3. Часто приходится слышать, что «свободный человек» имеет право на «свободную любовь», т.е. интимные отношения вне брака. Прокомментируйте это с позиций христианской нравственности. Изложите вашу точку зрения.
  4. Каково христианское назначение брака? Каково ваше личное мнение?
  5. Иногда новобрачные считают, что первые годы не следует заводить детей, а надо «пожить для себя». Прокомментируйте эту позицию.
  6. Как следует поступить, если возникла «незапланированная» беременность (в браке или вне его)?
  7. Как, по-вашему, должна вести себя женщина, если она узнала, что муж (друг) ей изменяет?
  8. Как, по вашему, должны поступить супруги, если их брак – бездетный? (оставить всё, как есть; выяснить, кто бесплоден и расстаться; выяснить, кто бесплоден и  лечиться;  усыновить ребёнка; позволить завести ребёнка от другого партнёра; использовать современные технологии – клонирование, суррогатное материнство, оплодотворение в пробирке; молиться о ниспослании чада и ждать).

Совет: старайтесь давать полные развёрнутые ответы, формулировать свою личную точку зрения, а не пересказывать чужую.


Итоговая контрольная работа
Вариант для юношей

  1. Определите понятия «сексуальность» и «эротичность». В чём между ними различие? Каковы соотношения между этими сферами в разные периоды жизни? Как проявляется эротичность у юношей?
  2. Как вы понимаете, что такое «жертвенность в любви»? Нужна ли она?
  3. Часто приходится слышать, что «свободный человек» имеет право на «свободную любовь», т.е. интимные отношения вне брака. Прокомментируйте это с позиций христианской нравственности. Изложите вашу точку зрения.
  4. Каково христианское назначение брака? Какова ваше личное мнение?
  5. Иногда новобрачные считают, что первые годы не следует заводить детей, а надо «пожить для себя». Прокомментируйте эту позицию.
  6. Как следует поступить, если у вашей жены (подруги) возникла «незапланированная» беременность?
  7. Как, по-вашему, должен вести себя мужчина, если он узнал, что жена (подруга) ему изменяет?
  8. Как, по вашему, должны поступить супруги, если их брак – бездетный? (оставить всё, как есть; выяснить, кто бесплоден и расстаться; выяснить, кто бесплоден и  лечиться;  усыновить ребёнка; позволить завести ребёнка от другого партнёра; использовать современные технологии – клонирование, суррогатное материнство, оплодотворение в пробирке; молиться о ниспослании чада и ждать).

Совет: старайтесь давать полные развёрнутые ответы, формулировать свою личную точку зрения, а не пересказывать чужую.

Анкета по теме «Табакокурение» (анонимная)

1.    Курят ли члены вашей семьи? Если да, то  кто именно?_________________________
____________________________________________________________________________
2.    Пробовали ли вы курить? Если да, то в каком возрасте?_________________________
____________________________________________________________________________
3.    Что заставило вас закурить впервые (подчеркните нужные пункты):
•    Любопытство
•    Пример родных
•    Желание быть «как все» в компании
•    Пример авторитетного друга (подруги)
•    Реклама сигарет
•    Что-то другое (что именно?) ________________________________________________
___________________________________________________________________________
4.    Какова была реакция родителей, когда они узнали о вашем курении:
•    Беседа о вреде курения
•    Физическое наказание
• Лишение чего-то (карманных денег, прогулок, обещанных подарков, чего-то ещё)_______________________________________________________________________
•    Что-то другое (что именно?)________________________________________________
___________________________________________________________________________
5.    Курите ли вы сейчас? Если да, то как часто?___________________________________
____________________________________________________________________________
6.    Если вы курите, то считаете ли, что у вас уже возникла зависимость от никотина (т.е. патологическое  желание закурить)?_____________________________________________
7.    Жалеете ли вы о том, что пристрастились к курению?___________________________
8.    Что могло бы убедить вас бросить курить?_____________________________________
____________________________________________________________________________
9.    Если вы не курите, чувствуете ли себя комфортно в компании курящих друзей?______
____________________________________________________________________________
10.    Чем может занять себя некурящий человек в компании курящих, чтобы чувствовать себя комфортно?__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
11.    Нравится ли вам образ курящего юноши (девушки)? Есди да, то почему?___________
____________________________________________________________________________
12.    Если вы не курите, то что вас удерживает от этого:
•    Знания о вреде курения для здоровья,
•    Знания о сокращении  продолжительности жизни курящих
•    Знания о вреде курения для окружающих вас некурящих людей
•    Знания о вреде курения для ваших будущих детей
•    Страх перед наказанием родителями
•    Нежелание огорчить родителей
•    Авторитет некурящего друга (подруги)
•    Страх перед учителями и администрацией школы
•    Обещание не курить, данное родителям (кому-то ещё)
•    Страх  признаться в этом духовнику на исповеди
•    Страх Божий
•    Что-то еще (что именно?)____________________________________________
13.  Как вы считаете, какие грехи совершает курящий человек (если он является членом
церкви)?________________________________________________________________

Ролевая игра «Суд над наркотиками»

Участники игры:
1.    Судья
2.    Секретарь
3.    Прокурор
4.    Начальник следственной бригады
5.    Адвокат
6.    Историк
7.    Врач-нарколог
8.    Психолог
9.    Подсудимые:
      -  опийный мак;
      -  кокаиновый куст;
      -  индийская конопля.

*    *    *
Примерный сценарий

Секретарь: Встать! Суд идет.
Судья: Прошу всех садиться. В судебном заседании слушается дело «Человечество против наркотиков».
В преступлениях против человечества обвиняются производители наркотиков:
-    опийный мак;
-    кокаиновый куст;
-    индийская конопля.
Подсудимые, встаньте. Секретарь, зачитайте, пожалуйста, справку.
Секретарь: (зачитывает справку о том, что такое наркотики; какое действие они оказывают на организм; за что предусмотрено уголовное наказание – изготовление, приобретение, хранение, перевозка, продажа, хищение, склонение к употреблению, организация или содержание притонов для их употребления).
Прокурор: В качестве первого свидетеля прошу пригласить начальника следственной бригады (входит). Посмотрите на обвиняемых. Что вы можете рассказать об их деятельности?
Начальник следственной бригады: В ходе расследования мы установили следующее: (рассказывает об опийном маке, кокаиновом кусте и индийской конопле, а также их производных или их аналогах, известных под другими названиями – анаша, гашиш, марихуана, опиум, кокаин, морфин, героин, кодеин и пр.).
Секретарь: Для дачи свидетельских показаний прошу пригласить второго свидетеля – историка.
Прокурор: Господин историк! Расскажите о том, как люди начали употреблять наркотики.
Историк: (рассказывает историю наркотиков, начиная от древних шумерских жрецов и далее…)
Адвокат: Скажите, а были ли случаи использования наркотиков для медицинских целей?
Историк: Да, известный средневековый врач Парацельс применял препарат на основе опиума в качестве успооаительного средства. (и далее небольшой рассказ, можно еще о каких-либо случаях из истории).
Адвокат: Я ещё хочу добавить, что знаменитый, весьма популярный напиток «Кока-кола» содержит экстракт из листьев кокаинового куста. Его пьёт весь мир и ничего, никто не стал наркоманом!
 Историк: Хочу сделать уточнение. То, о чем говорил господин адвокат, продолжалось лишь до 20-х годов XX века. Позже «Coca-Cola company» полностью отказалась от использования экстракта из листьев кокаинового куста.
Прокурор: Для дачи показаний прошу пригласить следующего свидетеля – врача-нарколога. Скажите, приходилось ли вам встречаться с обвиняемыми?
Врач-нарколог: С самими обвиняемыми нет, но мне постоянно приходится работать с людьми, которые от них пострадали.
 Прокурор: Вы говорите о наркоманах и наркомании? Расскажите подробно, что вам известно по этому вопросу.
Врач-нарколог: (рассказывает о том, что такое наркомания)
Прокурор: Скажите, а в чем секрет наркотиков? Почему люди под угрозой смерти продолжают принимать эти вещества? Ведь наиболее сильным инстинктом является инстинкт самосохранения, стремления уберечь свою жизнь.
Врач-нарколог: (рассказывает о механизме действия наркотиков).
Прокурор: Объясните подробнее, в чем заключается опасность  употребления наркотиков?
Врач-нарколог: (рассказывает о воздействии наркотиков на другие системы органов, в особенности – на нервную систему).
Прокурор: Можете ли вы привести какие-то конкретные данные?
Врач-нарколог: Да. (рассказывает о средней продолжительности жизни наркоманов, о причинах смертности среди них и прочие статистические данные – можно представить в виде таблиц на больших листах).
Адвокат: Скажите, доктор, а есть ли шанс у человека навсегда расстаться с этим пристрастием?
Врач-нарколог: Да, но при двух условиях. Во-первых, если человек сам твёрдо решил прекратить принимать наркотики, и во-вторых, он должен обратиться за помощью к специалисту, поскольку вылечиться самому практически невозможно – слишком тяжела эта болезнь.
Прокурор: Я прошу приобщить к делу в качестве вещественного доказательства следующие видеоматериалы (достаёт кассету).
Судья: Не возражаю, но давайте вначале посмотрим (показ фильма о наркоманах).
Судья: У обвинения есть еще свидетели?
Прокурор: Нет, ваша честь.
Судья: В таком случае суд переходит к опросу свидетелей со стороны защиты.
Секретарь: Для дачи свидетельских показаний приглашается доктор психологических наук.
Адвокат: Скажите, господин психолог, в каком возрасте люди чаще всего начинают принимать наркотики?
Психолог: (рассказывает)
Адвокат: Поясните, пожалуйста, какие причины толкают подростков к наркомании?
Психолог: (рассказывает о наиболее распространенных причинах, по данным статистических исследований).
Адвокат: Пожалуйста, расскажите, как происходит формирование наркотической зависимости (психической и физической).
Психолог: Различают следующие этапы:
1.   эксперимент – подростки знакомятся с наркотиком, чтобы поднять себе настроение;
2.  этап периодического потребления – человек еще способен контролировать дозу и частоту приёма наркотика;
3.   стадия регулярного потребления – человек уже остро нуждается в наркотике;
4. стадия «навязчивой идеи» – человек уже не может без наркотика нормально существовать, он пытается все свои проблемы решать с помощью приёма наркотических средств, старается найти круг общения среди наркоманов;
5.  стадия полной психофизиологической зависимости – человек уже не может жить без наркотиков, дозы всё время приходится повышать, человек себе больше не принадлежит, вся его жизнь состоит из двух проблем: где найти денег на наркотик и как поскорее  достать наркотик, чтобы снять чудовищную ломку.
Адвокат: Скажите, господин психолог, а   какие   подростки   чаще   всего  становятся  наркоманами?
Психолог: (рисует    психологический    портрет   наркомана:  безвольный,  слабохарактерный  человек, с  неустойчивой   психикой,  привыкший    все  свои проблемы перекладывать на других и т.д.)
Адвокат: Господин Судья! Защита окончила допрос свидетелей.
Судья: Слушание свидетелей завершено.   Суд   начинает   прения сторон.
Заключительное   слово   предоставляется   главному  обвинителю по делу. Прошу  вас, господин  прокурор.
Прокурор: Уважаемый  Суд!   Мы  заслушали   свидетельские   показания, подробно изучили все материалы этого непростого дела. На основании полученных фактов я считаю, что обвиняемые должны быть признаны виновными в совершении тяжких преступлений против человечества и наказаны по всей строгости закона, без всякого снисхождения, поскольку они представляют смертельную опасность для всего общества (и далее в том же ключе, приводя наиболее яркие аргументы...)
Судья:  Заключительное слово предоставляется главному защитнику.
Адвокат: Уважаемый суд!  Вы только что выслушали яркую и во многом справедливую речь моего коллеги – господина прокурора.  Я мало что могу добавить к этому. Его слова справедливы. Но почему мои подзащитные в одиночку должны принять на себя всю тяжесть вины? А где были остальные? Ведь подросток, проявляющий интерес к наркотикам, живет в обществе, в семье. У него есть родные, друзья, одноклассники, учителя. Где были все они, когда случилась беда? Почему не вмешались, не помогли вовремя? Я полагаю, это равнодушие окружающих – один из факторов столь широкого распространения наркомания сейчас. 
Кроме того, мои подзащитные приносят людям не только зло. Они активно сотрудничают с врачами, облегчая страдания тяжело больных людей, избавляя их от невыносимой боли. Вспомните, что ещё великий врач древности, отец медицины Гиппократ сказал: «Всё есть лекарство – всё есть яд, всё дело в дозе». Дайте моим подзащитным шанс исправиться, и они будут бескорыстно служить людям. Проявите к ним сострадание, не выносите слишком суровый приговор!
Судья: А теперь суд предоставляет слово обвиняемым.
Подсудимые (встают):
Опийный мак: Высокий суд! Нам было очень горько и обидно выслушивать всё то, что здесь говорилось. Ведь мы – лишь растения. Человек сам, по своей воле нашёл нас в дикой природе. Он сам создаёт целые плантации наркотических растений, выделяет, распространяет и использует наркотические вещества, а также синтезирует новые, ещё более сильные и страшные наркотики (и т.д…).
Кокаиновый куст: Человеку дан дар свободы выбора. И он, пользуясь этим даром, сам решает, употреблять наркотики или нет. Так при чём же здесь мы? Мы просто растения, которых на Земле произрастает 250 тысяч видов. И не наша вина, что в нас накапливаются эти страшные  вещества. Они нужны нам для защитных целей.
Индийская конопля: Если бы люди захотели, они нашли бы нам множество полезных применений (можно привести примеры…). Мы просим суд проявить к нам человеческую жалость, сочувствие и сострадание, просим проявить снисхождение при вынесении приговора. А мы клянёмся никогда не нарушать установленные в обществе законы и всячески сотрудничать в людьми в области медицины.
Судья: Судебная  коллегия, рассмотрев в открытом судебном заседании дело «Человечество против наркотиков», изучив все обстоятельства дела, заслушав показания свидетелей защиты и обвинения, выслушаВ пояснения подсудимых, выносит приговор по данному делу.
Секретарь: Для оглашения приговора прошу всех встать.
 Судья: Суд постановил:

  • признать мак опийный, кокаиновый куст и индийскую коноплю наркотическими растениями;
  • Обратиться с ходатайством к спецслужбам с просьбой усилить контроль за их возделыванием и перемещением по нашей стране и за её пределами;
  • выделить подсудимым специально отведённые, строго охраняемые места, где они могли бы своим трудом возместить причинённый человечеству ущерб;
  • обратиться к врачам с просьбой привлекать эти растения на благо человечеству;
  • просить всех, кто заметит, что кто-либо из вашего окружения начал употреблять наркотики, прийти такому человеку на помощь, рассказать ему о страшных последствиях наркомании, оказать психологическую поддержку.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Судебное заседание объявляется закрытым. Все свободны.







Преподаватель ОБЖ                                                           Муравник Галина Леонидовна
 

joomla template 1.6