Анонс учебника "Введение в христианское естествознание"

Галина Муравник

Введение в христианское естествознание

Учебное пособие для 11 класса Православных школ

Москва,  2005

Учебное пособие «Введение в христианское естествознание» написано в соответствии с одноименной авторской программой курса, разработанной мной специально для преподавания общей биологии в православных учебных заведениях и утвержденной на кафедре Методики преподавания биологии МИОО (Московского института открытого образования). Работа по данной программе и представленному пособию осуществлялась мной в ряде православных школ Москвы более 10 лет. Пособие прошло экспертизу в Академии общего образования и получило положительное заключение Ученого совета. По всем узловым проблемам, рассматриваемым в курсе  «Введение в христианское естествознание», я выступала с докладами на Рождественских образовательных чтениях (секция «Христианство и наука»), все доклады опубликованы в сборниках Рождественских чтений указанной секции (1997-2010 г.г.).

Пособие пока не издано, поскольку автор не раполагает необходимыми для этого средствами.

ОТ   АВТОРА

   Предлагаемая Вашему  вниманию  книга  является   учебным   пособием  по  курсу “Введение в христианское естествознание” для 11 класса православных средних школ. Она написана в соответствии с созданной нами программой одноименного курса. 
   Главная задача  данного курса - формирование у школьников христианского мировоззрения на основе данных современной науки, нивелирование надуманного «конфликта» науки и  религии и, напротив, утверждение их в мысли, что научная и религиозная картины мира могут и должны быть едины, как един сам мир, вышедший из рук Творца. Эта онтологическая нераздельность веры и науки (если обратиться к вершинам того и другого) обусловлена тем, что их общим основанием является  “…один и тот же Дух” (1Кор., 12.11).
    Та версия естественнонаучного образования, которая предлагается сегодня, может быть названа школой неверия, поскольку из нее по-прежнему радикально исключен христианский взгляд на мироздание.  И эту проблему, которая, безусловно, нуждается в безотлагательном рассмотрении, невозможно  решить простыми и скорыми методами вроде переиздания старых, дореволюционных школьных учебников и программ.  Нужен новый ответ, основанный на достижениях науки последнего столетия. Но не только. Предлагаемый путь – к  полноте понимания Откровения, к правде Божией,  к осуществлению радостной встречи научной и богословской мысли.  Таким образом,  данный курс – это попытка поиска  согласованного ответа.
    Курс “Введение в христианское естествознание” рассчитан на 2 года обучения (10-11 класс) с учебной нагрузкой 2 часа в неделю и построен по историко-иерархическому принципу. Программа 10 класса начинается с изучения  молекулярного уровня организации живого - знакомство с биохимией, молекулярной биологией и молекулярной генетикой. Далее в нее последовательно  включаются более высокие  организационные уровни, предполагающие ознакомление с  биологией клетки, эмбриологией, а также разными областями генетики (общая генетика, генетика человека, цитогенетика, популяционная генетика, мутагенез, генетические основы селекции, генетическая инженерия, история генетики.
Все эти разделы биологии, в достаточной полноте изученные в  10 классе, формируют тот теоретический фундамент, который дает возможность в 11 классе более содержательно, на серьезном научном уровне перейти к изучению таких непростых проблем, какими являются происхождение жизни, эволюция видов, происхождение человека, отнюдь не безразличных для христианского сознания. Именно эти вопросы и составляют главный предмет разговора на страницах предлагаемой книги.
     Мы несколько иначе, чем принято в школьных учебниках, подошли к отбору необходимого научного материала, который предложен для знакомства на уроках. Нами использован исторический принцип. Автору представляется чрезвычайно важным не просто сообщить о том или ином научном факте, который является достоянием современной биологии, но показать, как велся  длительный и непростой научный поиск. Таким образом,  на страницах предлагаемого учебного пособия представлена история рождения научных открытий, включающая в себя не только взлеты, но, порой, и отступления назад, заблуждения, уход в тупики, и поиск выхода из них,  и дальнейшее продвижение, шаг за шагом  приближающее  к  познанию тайн природы. Много внимания уделено также личностям ученых, их судьбам, религиозному и философскому миросозерцанию. Это делает разговор  об истории  открытия более личностным, эмоциональным, волнующим, вызывая  у  школьников живой интерес, и, как следствие,  -  лучшее понимание,  осознание и усвоение предлагаемого материала.
    Кроме того, мы стремились к тому, чтобы все обсуждаемые  проблемы были изложены на современном научном уровне, включали бы открытия последних лет, учитывая, что биология – чрезвычайно динамично развивающаяся наука.  Конечно, подобный подход значительно расширяет объем изучаемого материала. Но здесь многое зависит от педагогического мастерства учителя. Однако данное учебное пособие, включая  в себя предусмотренный Государственным стандартом образования необходимый базовый компонент, может использоваться преподавателем и в качестве дополнительного источника информации (для факультативной и иных форм внеурочной работы), в зависимости от интереса и возможностей учеников, а также времени, отведенного на изучение  каждой конкретной темы.
При знакомстве с той или иной научной проблемой мы  старались дать представление о ней в широкой исторической перспективе. Для этого нами были определены четыре временные периода: Древний мир, Средние века, Новое Время, Новейшее Время. На каждом из этих отрезков времени прослеживается развитие научного поиска, все то интересное и важное, что совершалось в науке, ответы, которые были найдены, а также вопросы, оставленные без ответов и переданные, как своеобразное научное завещание, ученым последующих эпох.   
    Однако Новейшее Время, в котором живем  мы, по-прежнему не знает ответов на многие вопросы. Автор сознательно не старается представить современную научную картину мира полностью завершенной. Главный вывод, который может быть сделан по окончании изучения данного курса, состоит в том, что в современной науке  поставлено значительно больше вопросов, чем найдено ответов на них. Но  именно с правильно сформулированного вопроса и начинается путь, ведущий к открытию. Поэтому не следует опасаться того, что  многие из прозвучавших вопросов  пока не имеют четких, общепризнанных ответов. Они формируют особое пространство -  информационное поле открытых вопросов, где возможен дальнейший поиск, и где  учащимся предоставляется возможность размышлять, строить предположения, выдвигать  гипотезы. Таким образом они могут стать участниками увлекательного процесса  научного творчества, испытать свои силы, почувствовать возможности. Может быть, с этого начнется их путь в большую науку…
    Мы надеемся, что изучение предлагаемого курса поможет учащимся увидеть удивительную красоту, гармонию, целесообразность, присутствующие в живой природе, и даст возможность почувствовать, что за совершенством творения стоит разум, несравненно более величественный, чем наш - Разум Творца. Автор  надеется, что читатели книги придут к осознанию того, что Божественная Воля в мире реализуется через явления, феномены и законы, которые и составляют предмет научного поиска.
 Основная богословская идея курса, его так называемая концептуальная доминанта, соединяющая воедино весь учебный материал, и которую этот учебный материал призван иллюстрировать, следующая: “Религия и наука на пути познания Истины”. Слово Истина не случайно написано нами с заглавной буквы, поскольку   Сам  Христос сказал нам:  "Я есть путь и истина и жизнь" (Ин., 14.6). Поэтому курс, предлагаемый Вашему вниманию, помимо прочего, христоцентричен. Свет Христов – это тот ориентир, который помогает не ошибиться в поиске Истины. Естествознание - это не просто инструмент получения знаний о мире или способ удовлетворения любопытства, но прежде всего - путь познания мира как творения Божия, возможность прикоснуться к тайне этого творения. В конечном счете, христианское естествознание – это один из путей богопознания. Не будет большим преувеличением уподобление естествознания лестнице Иакова, ступени которой возносят  от земли к небесам,  к Богу. Преподобный  Иоанн Кассиан Римлянин писал: “Бог познается не только в блаженном и непостижимом Существе Своем, что предоставлено святым Его в будущем веке, но познается также из величия и красоты Его творений”.
Итак, кто же адресат данной книги? Это все те, кто верит в возможность познания творения с помощью науки и рассматривает саму эту возможность как дар Творца человечеству. Автор надеется, что читатели предлагаемой книги отнесутся к ней, как к началу диалога о том, каким должно быть современное христианское естествознание, выскажут  свои замечания, пожелания, поделятся размышлениями. Все это с благодарность будет принято и учтено при работе над последующими изданиями.
                                                           * * *
    Хочу выразить благодарность всем тем, кто так или иначе помогал мне в работе:
      Руководителю семинара “Христианская педагогика и методика активизации творческого потенциала личности”  бакалавру богословия, православному педагогу Суровой Людмиле Васильевне;
    Руководителю семинара “Естествознание и религиозное воспитание” при Отделе Катехизации Московского Патриархата профессору Панкратову Александру Валентиновичу (†), а также всем участникам этих семинаров - коллегам из православных школ Москвы и других городов России, которые были первыми слушателями;
    Руководителям и участникам конференции «Христианство и наука», работающей в рамках Рождественских образовательных чтений, где я много раз выступала с докладами и где проходило их конструктивное обсуждение;
     Моим близким, которые оказывали мне неизменную поддержку и были первыми собеседниками и читателями книги, внесшими многочисленные и весьма полезные замечания;
     Всем тем, кто взял на себя труд познакомиться с первым вариантом данного учебного пособия,  высказал  предложения,  дал советы, в особенности - к.б.н   Е.Ю. Давыдовой;  
     Хочу особо поблагодарить тех педагогов, которые использовали черновой вариант данного пособия в своей преподавательской деятельности и высказали практические, а потому особенно ценные, замечания;
      Хочу выразить благодарность настоятелю Храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине протоиерею и кандидату биологических наук Александру Борисову и моему духовнику иерею Георгию Чистякову (†), чья молитвенная поддержка помогала мне в работе;
      Благодарю также руководителя  группы молитвенного общения Храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине В.Н. Лихачева, а также моих братьев и сестер из этой группы, которые поддерживали меня своими молитвами и сердечным участием;
       И, конечно, я с радостью выражаю признательность моим ученикам из Православной школы искусств, православной гимназии св.Григория Неокесарийского, Лицея духовной культуры во имя преп. Серафима Саровского, которые терпеливо и добросовестно вместе со мной в процессе учёбы работали над этой книгой, а наши дискуссии  на уроках помогли  мне многое чётче увидеть и осознать. Я благодарю вас за благожелательность и откровенность, за  помощь и поддержку в трудные периоды рождения этой книги. Спасибо, мои дорогие соавторы;
      Спасибо всем тем, кто возносил свои молитвы, которые давали мне силы, и благодаря которым работа над этой книгой была доведена до конца;
       И наконец, я хочу особо поблагодарить двух замечательных протоиереев, в постоянном молитвенном общении с которыми задумывалась и рождалась эта книга: это отец Александр Мень (†) и отец Глеб Каледа (†).
        Благодарю Тебя, Господи, что дал мне силы и разумение, показав, что «сила Божия в немощи совершается».  Слава Богу за все!
Автор      
                                   

Дорогие   читатели!

    Перед вами учебник с непривычным названием “Введение в христианское  естествознание”. Почему “христианское”? Разве недостаточно сказать просто “естествознание”? Это - не такой простой вопрос, как может показаться. И ответом на него  будет, собственно, вся эта книга.
   Мир живой природы, который изучает биология, не может быть понят и осмыслен в достаточной полноте, если пытаться познавать его только разумом. Наука как метод познания не способна нарисовать абсолютно полную, завершенную картину мироздания. Для этого нужен не только разум, но и вера, поскольку многое открывается через око сердца.
   Часто приходится слышать, что между наукой и религией (или между разумом и верой) существует некий конфликт. Поэтому выводы их, якобы, не просто не совпадают, но диаметрально противоположны. Как относиться к подобному мнению?
    Прежде всего, следует вспомнить, что самим своим происхождением наука обязана религии, которая была когда-то ее колыбелью. Творцы античной науки и последующих эпох были одновременно и религиозными мыслителями. История науки являет нам многочисленные образцы того, как в одном человеке естественно совмещался ученый и верующий (Н. Коперник, И.Кеплер, Г. Галилей,  Б. Паскаль, И. Ньютон, К.Линней, А.ван Левенгук, Ж.Б.Ламарк, Г.Мендель, М. В. Ломоносов, П.Т.де Шарден  и многие другие). И на страницах этой книги вы сможете познакомиться не только с их научными открытиями, но  и  с судьбами  многих из них.
   Что касается так называемого “конфликта” между наукой и религией, то он, фактически,  возникал совсем в иной плоскости. Столкновения и споры  вспыхивали тогда, когда у оппонентов не хватало ни знания, ни веры, но  существовало сильное желание высказать свое личное мнение, выдавая его либо за мнение Церкви, либо за общепризнанную научную точку зрения. Впрочем, конкретный разговор об этом и будет вестись на страницах  предлагаемой книги.
   Все мы являемся свидетелями очень радостного, долгожданного процесса - возвращения науки, как блудного сына, в Отчий Дом. Началось сближение, диалог, взаимное сотрудничество религии и науки на пути к Истине. При этом  наука и религия не просто оказывают взаимопомощь - они приносят друг другу свои дары. И именно на этом направлении нас ждут наиболее волнующие открытия того, как устроен мир, каковы пути развития живой природы, каково место человека в природном ансамбле. И главное, как он – дитя Божие, должен жить, нести свое служение, познавать и прославлять Господа.
   Христианское естествознание - и есть попытка синтеза науки и богословия. Оно изучает не просто природу, но природу как премудрое и прекрасное творение Божие, как живую икону, запечатлевшую “Образ своего Творца” (Б. Паскаль). “Ибо от величия и красоты созданий сравнительно познается виновник бытия их”, - писал Святой Иоанн Златоуст. Я надеюсь, что знакомство с христианским естествознанием поможет вам ощутить реальность присутствия Бога в нашем мире, “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы”  (Римл., 1.20).
   Я также полагаю, что богословское осмысление науки утвердит вас в мысли, высказанной еще М.В.Ломоносовым, что у двух великих книг, данных нам Творцом, Книги Природы и Священного Писания, нет и не может быть противоречий. Уверенность в этом будет способствовать возрастанию и укреплению вашей христианской веры. С надеждой на это я и взялась за перо…
   Желаю вам успехов на нелегком, но благодатном пути познания Истины. И да поможет вам Господь!   

joomla template 1.6