Телегония

Статья написана по просьбе редакции газеты НГ-Религии. Опубликована в 2005 году под названием "Чьим потомком был Христос?", которое не было согласовано со мной как с автором.

Мифотворчество вместо проповеди

 
   «Прочитал - передай другому». Ассортимент книг на церковных прилавках в последние годы радует своим разнообразием. Однако порой можно обнаружить весьма сомнительные издания, котором не место не только в Храме, но и вообще на любой книжной полке. Что это – недосмотр или элементарная некомпетентность ведающих книготорговлей – судить не берусь.

 Случайно ко мне попала брошюра с интригующим названием  «Целомудрие и телегония», приобрести которую можно во многих московских храмах. Будучи по специальности генетиком, я не могла не поинтересоваться ее содержанием, которое повергло меня вначале в изумление, потом – в шок. Выпущена она в 2004 г. издательством «Псалтирь» тиражом 10 тыс. экземпляров. Однако число потенциальных читателей может быть в несколько раз больше, поскольку, открыв сей опус, встречаем строгое указание: «Прочитал – передай другому» (таким путем она ко мне и попала).

Подробнее:

Размышления о феномене смерти

Опубликовано в журнале «Новый мир»,  2002,  N 8

Галина Муравник

 «Ибо прах ты и в прах возвратишься»
 Размышления о феномене смерти в аспекте современной биологии и богословия

 
                                                                                                        «Человек свободный ни о чем так
                                                                                                            мало не думает, как о смерти…»
                                                                                                                                   Спиноза  «Этика»

  «Смерти нет. Конечно, есть страх смерти, и это по-настоящему отвратительный страх. Часто он заставляет  людей совершать поступки, которые они не должны были бы совершать. Но как бы всё изменилось, если бы мы перестали бояться смерти». Слова эти принадлежит одному из героев фильма А.Тарковского «Жертвоприношение».  С них хотелось бы начать  размышления (а, может быть, диалог, коль скоро найдутся желающие присоединиться к нему) о феномене смерти  в мире.

Подробнее:

Ни шагу вперед

Эта статья написана по просьбе редакции НГ-Религии, но свет она не увидела, т.к. была снята с публикации за несколько дней до выхода. Редакция попросту испугалась вступать в полемику с героями статьи, учитывая их методы ведения дискуссии...

Ни шагу вперед!

Как вы полагаете, уважаемые читатели, может ли анафема (слово, вошедшее в употребление с IV века и означающее проклятие и отлучение от церкви) служить методом ведения научной дискуссии? Вам кажется, что вы знаете ответ, и ответ этот отрицательный. Однако не спешите. Заданный вопрос - отнюдь не риторический.    
 
      Наука и лженаука: проблема демаркации. Как известно, научная картина мира никогда не может быть признана завершенной. Она постоянно уточняется, дополняется, даже изменяется. По этому поводу порой ведутся дискуссии между сторонниками тех или иных школ, но в этом нет ничего необычного. К примеру, в биологии существуют два полярных направления – эволюционизм и креационизм. Споры между их сторонниками не утихают много лет. Предмет спора – эволюция, точнее утверждение о том, существует она или нет. Понятие это всем хорошо знакомо со школы. Напомним лишь, что эволюция (от лат. «еvolvo» – развивать, развертывать, вскатывать вверх) означает историческое направленное и необратимое развитие природы. Справедливости ради надо отметить, что среди ученых-эволюционистов до сих пор ведутся дискуссии о движущих силах, скорости, механизмах, траектории, направленности, причинах эволюции. Однако в основании идеи исторического развития природы лежит столь солидный научный фундамент, что, безусловно, феномен эволюции может быть признан твердо установленным научным фактом.  Он подтверждается всем комплексом естественнонаучных дисциплин.

Подробнее:

Человек парадоксальный

Опубликовано в журнале «Новый мир», 2001, N2
 
Человек парадоксальный: взгляд науки и взгляд веры

                                                                                          “…Се, Человек!”
                                                                                          Иоанн, 19.5
                                                                                           “Человек вошел  в мир бесшумно…”
                                                                                           Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека

  В зоопарке у клеток с обезьянами всегда шумно и весело. Кажется, никто не пройдет равнодушным мимо этих забавных существ.  Что же вызывает это всеобщее оживление?  Обезьяны, хотим мы того или нет, удивительно похожи на нас. Но сходство это – мимика, жесты, “ужимки и скачки”,какое-то карикатурное. Этот  невольный гротеск, очевидно, и  забавляет нас. Впрочем, отношение к обезьянам не всегда было столь доброжелательно-снисходительным. Если  перелистать  страницы “Жизни животных” А.Брема, то можно обнаружить следующие нелицеприятные суждения: “Из древних народов только индейцы и египтяне питали симпатии к обезьянам. Арабы считали обезьян потомками нечестивых людей, которые прокляты с того дня, как они по суду Всевышнего превращены в обезьян. Они обречены Богом на вечные времена носить в себе отвратительное соединение человеческого подобия и бесовской внешности. Мы, европейцы, более склонны видеть в них карикатуру на человека, а не существа, имеющие сходство с нами по строению своего тела”.  Справедлив ли столь суровый приговор? Мы отнюдь не случайно заговорили  о представителях отряда приматов, поскольку проблема происхождения человека, которой посвящена эта статья, имеет непосредственное отношение к  нашим “ближайшим родственникам”, как порой именуют обезьян.

Подробнее:

Чарльз Дарвин - атеист или христианин?

Опубликовано в журнале "Фома", 2005, № 6 (29)

Чарлз Дарвин: атеист или христианин?

   Прошло уже более 120 лет со дня смерти Дарвина, но споры о нем то стихают на время, то разгораются вновь. И касаются они не только его научного наследия – теории эволюции на основе естественного отбора и симиальной теории происхождения человека. Сама личность Дарвина воспринимается и оценивается весьма полярно.

   Кажется, о Дарвине известно более, чем о любом другом ученом - все стороны его жизни и научное наследие были предметом тщательного изучения и анализа. И все же рискну утверждать, что для нас – русскоязычных читателей, Дарвин остается «знакомым незнакомцем».

Подробнее:

joomla template 1.6