Творение и эволюция

Галина Муравник
Божественное творение и эволюция: опыт преподавания эволюционной биологии в российской школе

Опубликовано в международном сборнике «Camera Ready Manuscript»:

Muravnik G., The Divine Creation and biological Evolution: the Experience of the Teaching of Evolution in Russian Secondary School // in: Divine Action and Natural Selection: Science, Faith and Evolution. Seckbach J.& Gordon R. (eds),  Singapore: World Scientific. 2009.

   В течение ряда лет я пыталась найти ответ на вопрос о том, способна ли наука, в частности – эволюционная биология, служить делу христианского воспитания  и  формирования религиозного мировоззрения у школьников. Способствует ли изучение тайн развития живой природы сокровеннейшему из процессов – Богопознанию? А если да, то каким должно быть соотношение светского и религиозного в школьном курсе биологии?

 В России в начале 90-х годов был снят официальный запрет на религиозное воспитание, и вскоре стали создаваться православные школы. В настоящее время в Москве открыто около 20 подобных общеобразовательных школ. Они существуют также во многих городах России. Преподаватели биологии, работающие в православных школах России, хотят они того или нет, каждый раз, выходя на урок, вынуждены искать собственный ответ на вопрос о соотношении христианского вероучения и современного естествознания. Ситуация осложняется тем, что к настоящему времени не создано специальных школьных программ для православных школ. Это относится и к такому учебному предмету как биология, являющемуся базовой дисциплиной, обязательной для изучения во всех школах России. 

 Однако та версия естественнонаучного образования, которая предлагается сегодня, может быть названа школой неверия, поскольку из нее по-прежнему радикально исключен христианский взгляд на мироздание. И эту проблему, которая, безусловно, нуждается в безотлагательном рассмотрении, невозможно  решить простыми и скорыми методами вроде переиздания старых, дореволюционных школьных учебников и программ. Нужен новый ответ, основанный на достижениях науки последнего столетия. 

                По вопросу о соотношении науки и богословия существует довольно широкий спектр мнений, от полного неприятия науки как порождения «падшего человеческого разума» до неприятия религиозного взгляда на картину мира и провозглашения науки «новой религией». Однако существует еще одна точка зрения, сторонницей которой являюсь и я. Суть ее заключается в том, что религия и наука, вера и разум, не противопоставляются друг другу, но воспринимаются как два онтологически взаимосвязанных пути, ведущих к познанию Творца. Их взаимодействие, взаимодополнение способствуют обогащению и развитию друг друга. Англиканский богослов и ученый Джон Полкинхорн назвал это «дружбой науки и религии».  

           Я глубоко уверена, что именно на этом благодатном пути  и науку, и богословие ждут наиболее значительные открытия, поскольку путь этот, раздвигая границы нашего миропонимания, предполагает восхождение к вершинам познания.    

           Если же говорить о положении в православных школах, то учитель поставлен в такие условия, что он вынужден искусно лавировать между программой, предлагаемой органами образования России, и собственным религиозным взглядом на мир.  По сути дела такая практика приводит к тому, что в сознание учеников закладывается основа для неизбежного духовного кризиса,  внутреннего раскола. Одни из них, повзрослев, решительно объявляют науку «бесовским занятием», и отвергают ее. Другие, напротив, постепенно отходят в сторону, противоположную от Церкви, утрачивая живую, искреннюю веру. В лучшем случае они остаются номинальными христианами, которые лишь изредка заходят в Храм. В худшем – рожденный в их душах скептицизм уводит их в стан атеистов.

           Подобная ситуация не может быть приемлема, а потому  нуждается в изменении. Но как?  Мне представляется, то уже давно назрела необходимость в создании современной концепции христианского естествознания, каким бы непривычным ни казалось это словосочетание сегодня.

           Каким должно быть то концептуальное пространство, в котором  возможен поиск и рождение современного христианского естествознания? И, прежде всего, каковы задачи христианского естествознания, которые необходимо  решать? Они могут быть сформулированы следующим образом:

  • убедительно, опираясь на современные научные достижения показать реальное соответствие выводов науки тому, что открыто в Св.Писании и развито в христианском богословии;
  • показать, что Божественная Воля в мире  осуществляется через естественные процессы и законы, являющиеся предметом научного исследования;
  • способствовать формированию у учащихся христианского мировоззрения, а на его основе  - системы гармонических отношений с Божьим миром.

         Мне думается, что подобный педагогический метод несет в себе множество преимуществ. Прежде всего, это дает возможность не только познакомить учеников с последними достижениями науки, но также  позволяет им прикоснуться к сокровенной тайне, ощутив реальное присутствие Бога в  мире. Таким образом, в школьном курсе христианского естествознания должно неизбежно происходить совмещение научной и религиозной картины мира. Можно сказать, что биология предоставляет нам прекрасную возможность говорить с учениками о самом сокровенном, что составляет основы нашей веры, способствуя формированию в них христианского мировоззрения.

 Для работы в школе мной был создан специальный курс «Введение в христианское естествознание». Он предназначен для преподавания  в 10 и 11 классах общеобразовательных православных школ России. Его основная цель – формирование у школьников христианского мировоззрения на основе данных современной эволюционной биологии, нивелирование надуманного «конфликта науки и  религии» и, напротив, утверждение их в мысли, что научная и религиозная картины мира могут и должны быть едины, как един сам мир, вышедший из рук Творца. Эта онтологическая нераздельность веры и науки (если обратиться к вершинам того и другого) обусловлена тем, что их общим основанием является  «…один и тот же Дух» (1Кор., 12.11).

           Предлагаемый мной курс построен на принципе телеологии (от греч. «telos» - конец, цель), что, в конечном счете, ведет  к теологии. Главная идея заключается в том, что весь курс выстраивается таким образом, чтобы постоянно свидетельствовать о том, что возникновение и эволюция мира есть результат Божественного творчества, что творение с самого начала осуществлялось в соответствии с некоторой целью – Божественным Замыслом. О целесообразности мира свидетельствуют законы, открытые наукой, в частности, так называемый  антропный принцип. Таким образом, задача науки – это не просто изучение мира ради создания комфортного бытия человека или удовлетворения собственного любопытства,  но  постижение мудрости Творца через Его следы в мироздании. Апостол Павел так формулирует эту мысль в Послании к римлянам: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (1.20).

            Таким образом, задача данного курса, построенного на основе телеологии, это последовательное  непрерывное формирование у учащихся христианского мировоззрения на основе данных современной эволюционной биологии, осмысленных через призму христианского богословия. Фактически курс христианского естествознания приобретает черты естественнонаучной апологетики, одной из задач которой  является защита основ христианского вероучения от искажений и нападок. Но естественнонаучная апологетика – дитя своего времени. Она оперирует теми данными, которые предлагает ей современная  наука. Поэтому она принуждена постоянно обновляться, включая в круг своих интересов все  те новые открытия, которые  совершаются в науке. Отрадно, что в  последние годы со стороны как ученых, так и богословов пришло осознание  продуктивности и необходимости диалога  науки и религии. Логическим продолжением этого становится неизбежность взаимодействия веры и знания по принципу дополнительности. Они, как два крыла, возносят человечество к высотам познания Истины.

            Мне думается, что весь курс «Введение в христианское естествознание» должен выстраиваться вокруг текста Шестоднева. Можно сказать, что Шестоднев – это своего рода «свиток мироздания». А задача науки - его разворачивать и читать.  При этом не следует пытаться в буквальном смысле «вычитать» в Шестодневе научные законы или теории. Этот текст -  скорее поле открытых вопросов и указание направления научного поиска.

            Вместе с тем, через весь курс, как стержень, должен проходить уже упомянутый выше антропный принцип, который дает возможность увидеть, почувствовать превосходно настроенную, неслучайную вселенную – тот мир, в котором только и мог появиться и жить человек - носитель черт богоподобия.

               Христианская наука, признавая познаваемость мира, изучая его законы, в конечном счете, подходит  к осознанию разумного устройства мироздания, изучая не мир вообще, но познавая мир как творение Божие, Его творческую мастерскую. Не случайно многие ученые, не будучи формально членами Церкви, через занятия наукой пришли к идее Бога. А.Эйнштейн сказал, что «вера в осмысленность мироздания вдохновляет исследователей».  Это осмысленное мироздание, точнее сказать - мироздание, замысленное Творцом и воплощенное в материальном мире в соответствии с установленными Им законами, и является предметом изучения на уроках предлагаемого курса «Введение в христианское естествознание».

             Таким образом, основная педагогическая задача – вооружить детей знанием эволюции живого, которое позволит им не только при желании профессионально заниматься  наукой, но и нести свет христианской веры в мир.

 Курс построен по историко-иерархическому принципу. Программа 10 класса начинается с изучения молекулярного уровня организации живого, (знакомство с биохимией, молекулярной биологией и молекулярной генетикой). Далее в нее последовательно включаются более высокие организационные уровни, предполагающие ознакомление с  биологией клетки, эмбриологией, а также разными областями генетики (общая генетика, генетика человека, цитогенетика, популяционная генетика, мутагенез, генетические основы селекции, генетическая инженерия).

 Все эти разделы биологии формируют тот теоретический фундамент, который дает возможность в 11 классе более содержательно, на серьезном научном уровне подойти к изучению таких непростых проблем, какими являются происхождение жизни, биологическая эволюция видов, происхождение человека, отнюдь не безразличных для христианского сознания.   

 Я несколько иначе, чем принято в школьных курсах, подошла к отбору необходимого научного материала, который предложен для знакомства на уроках. Мной использован исторический принцип. Я думаю, что чрезвычайно важно не просто сообщить о том или ином научном факте, который является достоянием современной эволюционной биологии, но показать, как велся  длительный и непростой научный поиск. Таким образом, учащиеся знакомятся с историей рождения научных открытий, включающих в себя не только взлеты, но, порой, и отступления назад, заблуждения, уходы в тупики, и поиски выхода из них,  и дальнейшее продвижение, шаг за шагом  приближающее  к  познанию тайн природы. Много внимания уделяется также личностям ученых, их судьбам, религиозному и философскому миросозерцанию. Это делает разговор  об истории  открытия эмоциональным, волнующим, вызывая  у  школьников живой интерес, и, как следствие,  -  лучшее понимание,  осознание и усвоение предлагаемого материала.

 Кроме того, я стремлюсь к тому, чтобы все обсуждаемые  проблемы эволюции живого были изложены на современном научном уровне, включали бы открытия последних лет. Конечно, подобный подход значительно расширяет объем изучаемого материала. Но здесь многое зависит от педагогического мастерства учителя.

 При знакомстве с проблемой эволюции я  стараюсь давать представление о ней в широкой исторической перспективе. Для этого были определены четыре временные периода: Древний мир, Средние века, Новое Время, Новейшее Время. На каждом их этих  отрезков времени прослеживается развитие научного поиска, все то интересное и важное, что совершалось в науке, ответы, которые были найдены, а также вопросы, оставленные без ответов и переданные, как своеобразное научное завещание, ученым последующих эпох.   

 Однако Новейшее Время, в котором живем  мы, по-прежнему не знает ответов на многие вопросы.  В рамках курса сознательно не делается попытка представить современые представления об эволюции  полностью завершенными. Главный вывод, который может быть сделан по окончании изучения данного курса, состоит в том, что в современной эволюционной биологии  поставлено значительно больше вопросов, чем найдено ответов на них. Но  именно с правильно сформулированного вопроса и начинается путь, ведущий к открытию. Поэтому не следует опасаться того, что  многие из прозвучавших вопросов  пока не имеют четких, общепризнанных ответов. Они формируют то пространство - информационное поле открытых вопросов, где возможен дальнейший поиск, и где учащимся предоставляется возможность размышлять, строить предположения, выдвигать  гипотезы. Таким образом, они могут стать участниками увлекательного процесса научного творчества, испытать свои силы, почувствовать возможности. Может быть, с этого начнется их путь в большую науку.

          Основные методологические принципы, применяемых при изучении курса «Введение в христианское естествознание», и в частности проблем эволюции, могут быть сформулировать следующим образом:

  • сравнительно-исторический подход, т.е. проблема эволюции   прослеживается с момента ее зарождения и осознания человечеством;                 
  •  знакомство с широким спектром идей, теорий, концепций, гипотез, предлагаемых различными научными школами;                                                                                                                          
  • работа с первоисточниками, т.е. использование оригинальных авторских текстов, а не  их научно-популярных переложений;
  • критический анализ изучаемых теорий, выявление спорных и  проблематичных  положений;
  • свобода для широкой дискуссии  по завершении изучения проблем эволюции;
  • гармонизация изучаемых научных концепций эволюции с тем, что открыто в Священном Писании, богословский анализ и осмысление проблемы эволюции  на основании святоотеческого и современного богословия.

 Основная богословская идея данного курса, его так называемая концептуальная доминанта, соединяющая воедино весь учебный материал, и которую этот учебный материал призван иллюстрировать, следующая: «Религия и наука на пути познания Истины». Слово Истина не случайно написано  с заглавной буквы, поскольку   Сам  Христос сказал нам: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин., 14.6). Поэтому предлагаемый курс, помимо прочего, христоцентричен. Свет Христов – это тот ориентир, который помогает нам не ошибиться в поиске Истины.

 На этих принципах построено изучение в 11 классе эволюционной идеи - одной из центральных проблем современного естествознания.

 Учащиеся максимально глубоко знакомятся с разными точками зрения по этой проблеме. Развитие, становление эволюци­онной идеи прослеживается с момента ее рождения в умах древнегречес­ких натурфилософов, таких как Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Аристотель. Итогом этого знакомства становится осознание того, что натурфилософы Древ­него мира впервые  создали и подарили человечеству картину мироздания. Они передали своим последователям как завещание глубочайшую идею - идею постепенного, целесообразного исторического развития природы.  Конечно эта картина была наивна, однако центральное место в ней было отведено Богу (Noos) - Творцу, Первопричине, Перводвигателю, управляю­щему мирозданием. В этот период научные и религиозные взгляды не вступают в конфликт, но, напро­тив, составляют органичное целое, развиваясь в общем духовном простран­стве, помогая и дополняя друг друга. Наука о природе еще не покинула своей «колыбели» - религиозной философии. Раскол научной и религиозной мысли еще не совершился.

 Далее учащиеся знакомятся со следующим историческим периодом - Сред­невековьем, когда была предпринята попытка христианизации языческой муд­рости. Это привело, в конечном итоге, к созданию так называемой рациональ­ной теологии. Задача рациональной теологии - богословское осмысление природы.  Т.о.  естественнонаучная мысль развивается в этот период как одна из областей богословия. Поэтому творцами средневековой науки были не ученые, а великие христианские богословы, такие как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Блаженный Авгус­тин, Фома Аквинский, Альберт Великий и другие. Они оставили свои размышле­ния - комментарии на Шетоднев. Так складывается школа символического толкования Биб­лии. Эти комментарии на первую главу Книги Бытия фактически находятся в пограничной области, поскольку предметом богословского осмысления стано­вится материальный мир, исследованием которого призвано заниматься естест­вознание.

 Однако предостережение великих христианских мыслителей от букваль­ного понимания Священного Писания, приводящего к соз­данию примитивной, карикатурной картины миротворения, было, очевидно, недостаточно осознано. Образный, поэтический язык Книги Бытия с определенного момента стал рассматриваться как строгий научный язык, а Шестоднев -  как  абсолютно точное, буквальное воспроизведение картины творения. Так возникла  противоположная школа - буквального прочтения Шестоднева, запретившая всякое символическое или аллегорическое  его толкование.

 Эти две богословские школы, школа символического толкования Библии и школа ее буквального толкования, породили и два направления в естествознании:

  • трансформизм(от лат. transformis - превращенный, изменчивый)  - идея поэтапного исторического развития природы, направляемого Творцом к определенной цели;
  • креационизм (от лат. creatio - сотворение) - идея о том, что Господь Сам сотворил каждый вид растений и животных в течение 3, 5 и 6-го дней, каждый продолжительностью 24 часа. С тех пор все виды остаются стабильными, неизменными, перехода вида в вид нет.  Произошли эти события около 7.5 тысяч лет назад.

            С идеями креационизма тоже необходимо познакомить учащихся, поскольку это - яркий пример развития псевдонауки, имеющей глубокие расхождения как с научными данными, так и с православным богословием.

 Следует познакомить учащихся также с историей  разделения в XIII веке науки  и теологии (учение Фомы Аквинского о «Двойной истине»).

 Анализ богословских трудов Святых Отцов приводит нас к важному вы­воду: мысль об историческом развитии природы получает новое звучание, основанное на Библейском Откровении и христианском ве­роучении. Св.Григорий Нисский в трактате «Об устроении человека»  пишет: «Природа ... совершает путь восхождения от самого малого к совершенно­му». Или в другом месте этого же трактата:  «Последним после растений  и животных устроен человек, так что Природа каким-то путем последовательно восходила к совершенству». Эта идея постепенного восхождения природы от  простых  форм  к все более сложным  роднит богословие Святых Отцов с идеей эволюции.

 Главный итог знакомства с этим периодом таков:  наука развивается в лоне религии. Стремление познать и объяснить Божий мир приводит к формированию рациональной теоло­гии - богословскому осмыслению природы. В картине мира центральное место  отведено Богу-Творцу. Вся картина пронизана ощущением того, что Природа - прекрасное и гармоничное творение Божие, она наполнена Его Мудростью и Красотой.

 Однако в позднем Средневековье появляются первые признаки «конфликта» науки и религии. «Знание – сила»,- скажет в XVII в. Френсис Бэкон. Эта мысль, ставшая научным девизом Нового времени, свидетельствует о том, что представители науки уверовали в ее безграничную мощь в познании и преобразовании ми­ра. Но это оказались «горькие плоды познания». Родился деизм, который фактически вывел Творца за рамки мироздания. Этот обезбоженный мир и стал предметом изучения Новоевропейской науки.

 При рассмотрении науки Нового времени учащиеся знакомятся с работами Шарля Бонне, Жоржа Бюффона, Эразма Дарвина, Жана-Батиста Ламарка, Альфреда Уоллеса и, конечно, Чарлза Дарвина.  При этом мы пытаемся понять, что же необходимо принять из этого научного наследия, а что - нет.  Однако критический анализ той или иной теории, даже  принципиальное  несогласие   с  ней,  вовсе не означает, что мы можем позволить себе  просто  осудить  и  отвергнуть ее. Это путешествие по анналам истории эволюционной биологии позволяет понять логику разви­тия проблемы, найти ошибки, осознать причины их появления. Это необходимо, чтобы двигаться дальше по пути к Истине.

 Итак, после глубокого знакомства с историей эволюционной идеи мы приступаем к изучению ее современного состояния. Начинается разговор об эволюционных теориях Новейшего времени. При этом мы пытаемся найти для себя ответ на главный вопрос: отрицает ли Божественное творение биологическую эволюцию? Являются ли они жесткой альтернативой друг другу или нет?

 Для поиска ответа на этот важнейший вопрос необходимо вначале четко понять, что стоит за понятием «эволюция» сегодня? Слово это латинское. Оно происходит от глагола «evolvo», имеющего значения: «развивать, раскрывать, разверты­вать, вскатывать вверх». В качестве биологического термина его впервые ввел в обиход английский богослов Мэтью Хейл (1609-1676). Современное научное определение эволюции таково: «Эволюция - это необратимый  и в известной мере направленный процесс исторического изменения живого» («Биологический энциклопедический  словарь»).

 Учащиеся знакомятся со следующими эволюционными моделями Новейшего времени: Синтетическая теория эволюции (или неодарвинизм),  теория «прерывистого равновесия» Гулда и Элдриджа. Это так называемые тихогенетические теории (от греческого «тюхе» - случай), т.е. теории, снованные на случайных событиях. Далее учащиеся знакомятся с телеологическими теориями, такими как номогенез Л.С.Берга, хритианский эволюционизм Пьера Теяра де Шардена, идеи А.А.Любищева, диатропика С.В.Мейена и др.

 Эволюция, являясь фактом биологической истории, вместе с тем не может протекать случайным образом. В этом принципиальное отличие телеологических теорий от тихогенетических. Но тогда встает вопрос: что (или кто) направляет эволюцию к некой заранее установленной цели? Отвечают на него оба направления по-разному. Тихогенетические теории не могут быть соединены с идеей творения, поскольку все эволюционные события происходят в них случайно, статистически. А телеологические теории не просто дают такую возможность, но и нуждаются в творческой, разумной силе, которая направляет эволюционное движение, т.е. в Творце. Мы  вновь возвращаемся к поставленному ранее вопросу о том, можно ли совмес­тить религиозную и научную точки зрения, картину Божественного творения, описанную в Шестодневе, с тем, что предлагает нам современная эволюционная биология. Для поиска ответа мы обращаемся к тексту Шестоднева и ком­ментариям на него.

 В 20 стихе мы читаем: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной». Как идет творение живых существ? Бог не выступает в роли мастера, Он дает повеление воде: «Да произведет...» И вода порождает «душу живую». Далее: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода по роду их...» Святой Иоанн Златоуст так комментирует это место: «Сло­во Его стало делом, и повеление Его дало тварям состав и указало способ происхождения» («Беседы на Книгу Бытия»).

 Таким образом картина сотворения жизни Богом показывает нам, что первоначально жизнь появилась в воде, а затем вышла на сушу: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее...» Но об этом же говорит и наука. Т.е. идея Божественного тво­рения не вступает в противоречие с научными представлениями.

 Важно отметить следующее: творение осуществляется поэтапно, т.е. идет развертывание, или эволюция видового разнообразия. Однако эволю­ция не тождественна творению, ибо развертываться (эволюционировать) мо­жет то, что уже существует в какой-то форме, например, в форме замысла (логоса).

 Конечно, Божественное творение как призвание че­го-либо из небытия в бытие, не может иметь и никаких аналогий в нашем мире. Может быть, по этой причине попытки создания жизни «в пробирке» заканчиваются ничем. Это ясно указы­вает на существование Первопричины тварного бытия, недосягаемой для на­учного исследования. Однако наличие такой Первопричины  не вступает в противоречие с законами природы.  Более того,  «без допущения существования общей Первопричины рушится весь принцип причинности» (протоиерей Николай Иванов «И сказал Бог…»).

 Внимательное чтение Шестоднева и ком­ментариев на него позволяет почувствовать, что в нем излагается принци­пиальная схема эволюционной лестницы - поэтапного развертывания Замысла Божия в мире. Ступенями восхождения по этой лестнице и являются библейские дни творения, переданные словом-символом «иом». Но Откровение об эволюции вселенной передано не в форме научного трактата, а в особой форме, названной «Бо­жественным протоколом» (Шифман), где каждое слово, каждая фраза - это  формула, имеющая несколько пластов и измерений.

 Данная точка зрения позволяет непротиво­речиво соединить акт творения и эволюцию. Но такая эволюция будет идти не по Дарвиновским механизмам. Дарвинизм и неодарвинизм не нуждаются в Творце, поскольку в этих концепциях уст­ранено все сверхъестественное из картины эволюции живого.

 Однако при всей спорности постулатов дарвинизма необходимо помнить, что сам Ч.Дарвин вовсе не исключал первоначальный акт Божест­венного творения. Он заканчивает «Происхож­дение видов» так: «Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в одну или незначительное число форм;... из такого простого начала возникали и продолжают возникать не­сметные формы, изумительно совершенные и прекрасные».

 Главный вывод та­ков: эволюция имеет четкое направление, цель.  Но если есть цель, то необходимо присутствие Высшего Разума, оп­ределившего эту цель и направившего к ней стрелу эволюции.

 Итогом этих уроков-размышлений является постепенно рождающееся у учащихся ощущение, что вселенная - это «творческая лаборатория» Создателя, в которой Его великий замысел постепенно разворачивается. Путеводной звездой такой эволюции является  теозис всей природы, а движущей силой любовь творения к Творцу. В этом - подлинная суть эволюции. И такая эволюция не вступает в конфликт с идеей Божественного творения, т.к. она не может осуществляться без направляющего участия Творца. Как писал известный православный богослов Н.Н.Фиолетов, «Идея эволюции, развития видов не может рассматриваться как противоречащая христианскому учению о творении мира».

 Следовательно эволюция, понимаемая как развертывание во времени Божественного Замысла (логоса), его воплощение в материальном мире, как движение к цели, установленной Создателем - такая эволюция образует гармоническое созвучие с тем, что даровано нам в Откровении.

 Я полагаю, что построенное таким образом изучение эволюционной биологии рождает в душах учеников удивление перед величием Божиего замысла и дает возможность понять, что научная истина может и должна служить Истине Откровения.

 «Христианин, в какой-то момент напуганный эволюцией,- писал в своей работе «Феномен человека» Пьер Тейяр де Шарден,- теперь видит, что она дает ему великолепное средство больше ощущать Бога…» В этих словах - итог нашего осмысления эволюционной идеи в биологии, которая становится  одним из путей богопознания.

 Данный курс я преподаю  в православной школе Москвы около 15 лет. Я уверена, что предлагаемый подход ведет к полноте понимания Откровения, к правде Божией, к осуществлению радостной встречи современной научной и богословской мысли. 

 

joomla template 1.6